Как только
неограниченное проявляет себя в ограниченном, оно само становится ограниченным. Утверждать, что абсолютное
вырождается или впадает в эмпирическое ("эмпирическое"- данное в опыте ),— это значит оспаривать его абсолютный характер. Совершенное бытие не
обладает недостатками. Никакой мрак не может пребывать в совершенном свете. Мы не можем допустить, что
высшее, являющееся неизменным, вследствие изменения стало ограниченным. Подвергаться изменениям — это
желать недостатка или чувствовать его, что доказывает отсутствие совершенства. Абсолютное никогда не может
стать объектом познания, ибо то, что известно, является конечным и относительным. Наш ограниченный разум
не в состоянии выйти за пределы времени, пространства и причины; мы также не можем объяснить и эти
последние, так как любая попытка дать им объяснение предполагает их наличие. Мы не можем познать абсолютное
я при помощи мысли, которая сама является частью относительного мира. Наш относительный опыт — это
сон наяву. Наука и логика являются его частями, а также и его результатами. Эту неудачу метафизики не следу-
ет ни оплакивать, ни осмеивать, ни хвалить, ни порицать — ее надо понять. С трогательным смирением,
порожденным силой интеллекта, Платон и Нагарджуна, Кант и Шанкара заявляют, что наша мысль имеет дело с
относительным и не должна заниматься абсолютным.