Сделано в СССР:ИЖ, Не ломать!

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gunstilzit
26.07.2014 - 11:56
Статус: Offline


05.05.2018

Регистрация: 19.03.11
Сообщений: 35715
178
ИЖик в тумане.
Почему в России больше не производятся мотоциклы из Удмуртии?

Хотя мотоциклы разных модификаций и характеристик создавали в советское время несколько заводов, "ИЖ", безусловно, был самым распространенным. А в деревне вообще долгое время оставался чуть ли не единственным видом транспорта. На нем катали девчонок, ездили на рыбалку, возили сено и дрова - как только не использовали.

Между тем мало кто знает, что началась родословная "ИЖ" в начале прошлого века, когда на завод "Ижсталь" приехал, отучившись в Лейпцигском университете, молодой инженер дворянских корней Петр Можаров. Об истории создания ижевских мотоциклов рассказывает директор музея "Ижмаша" Алексей Азовский.




Сделано в СССР:ИЖ
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gunstilzit
26.07.2014 - 11:58
Статус: Offline


05.05.2018

Регистрация: 19.03.11
Сообщений: 35715
Алексей Алексеевич, кем был Петр Можаров и как сложилась его судьба?

Алексей Азовский: Теплотехник по образованию, он уже тогда страстно увлекался мотоспортом, у него был свой импортный мотоцикл, на котором он "рассекал" по Ижевску.

В городе Можаров модернизировал паровые котлы, сконструировал даже аэросани и глиссеры, но все это время его не отпускала мечта о собственном, не импортном, советском мотоцикле. И в 1929 г. вместе с группой таких же энтузиастов он выпустил первую опытную серию мотоциклов "ИЖ". Первые три "ИЖа" - с первой по третью модификацию - были тяжелые. Четвертый и пятый - легкие. Вся эта колонна техники в сентябре 1929 года с участием еще нескольких иномарок отправилась в первый, наделавший шуму, советский мотопробег Ижевск - Нижний Новгород - Москва - Ленинград - Харьков.

Главный результат мотопробега - конструкция мотоциклов оказалась настолько удачна, что весь многотысячный путь колонна проделала практически без поломок. Казалось бы, мотоцикл можно запускать в серию, но этого сделано не было. В стране шла большая стройка, в ВСНХ (Высшем совете народного хозяйства) сталкивались разные мнения насчет приоритетов, и необходимость создания мотоциклетного завода в Ижевске доказать не удалось.

Тем не менее именно Ижевск стал позже "столицей" советских мотоциклов?

Азовский: После той неудачной попытки Можаров уезжает сначала в Ленинград, где проектирует легкий мотоцикл, а затем в Москву, где создает тяжелый. Но затем вновь возвращается в Ижевск, где изготавливает пять опытных мотоциклов и увозит их на показ в столицу. На этот раз руководство страны дало "добро", и мотоциклы начинают серийно делать на Подольском машиностроительном заводе. Всего до войны было сделано 4,5 тыс. штук. Хотя для такой огромной страны это капля в море, их до сих пор можно найти в музеях и частных коллекциях.

И все-таки городом, где должен быть организован именно массовый выпуск мототехники, Можаров видел именно Ижевск. Здесь на вновь созданном мотоциклетном заводе и был налажен выпуск по-настоящему массовых советских мотоциклов "ИЖ-6" и "ИЖ-7".


Как только первые мотоциклы пошли с заводского конвейера, Можаров впервые в жизни берет отпуск, который стал для него роковым. В марте 1934 года на завод пришла телеграмма, в которой сообщалось: Можаров умер при невыясненных обстоятельствах. То ли покончил с собой, то ли кто-то "помог" уйти ему из жизни. В 2012 году его могилу лишь случайно отыскали местные жители. Они заинтересовались надписью на осколке могильной плиты, гласившей о том, что здесь похоронен создатель первых советских мотоциклов.

В войну завод тоже выпускал мотоциклы?

Азовский: Нет, с началом войны мотозавод перешел на выпуск пулеметов "Максим", но после войны предприятие вновь вернулось к "ИЖам". Хотя и не совсем к "ИЖам". В 1946 году из-под Дрездена был практически целиком вывезен в Ижевск небольшой мотоциклетный завод "DKW", что фактически предопределило судьбу дальнейших ижевских мотоциклов, да и вообще всей советской мототехники, учитывая масштабы производства в Ижевске. Причем, как считают некоторые, не в лучшую сторону. Дело в том, что за основу был взят немецкий мотоцикл с двигателем объемом 350 куб. см. Этот параметр после войны практически во всем мире, за исключением нескольких стран соцлагеря, был забыт. А мир наводнили 500-кубовые мотоциклы и "кратные" им разновидности с объемом двигателя от 125 до 1000 "кубиков". И если бы в Ижевск отправили, например, завод "BMW", который уже тогда специализировался на выпуске 500-кубовых машин, еще неизвестно, как бы сложилась судьба отечественного мотопрома. Но история сослагательного наклонения, как известно, не терпит, и Ижевский завод стал выпускать мотоциклы с объемом двигателя в 350 "кубиков".


Чтобы наладить выпуск мотоциклов, на завод привезли группу немецких инженеров. Так был создан первый послевоенный ижевский мотоцикл - знаменитый "ИЖ-49", который был почти копией "DKW-350". На нем поменяли переднюю подвеску - поставили телескопическую вилку, установили второе седло, новые амортизаторы, внесли еще ряд несущественных изменений. Возможно, именно потому, что не стали сильно вмешиваться в конструкцию немецкой машины, "ИЖ-49" получился надежным и по 1956 год выпускался большими объемами. Потом появился "Иж-56" со щитками приборного ящика, большим числом оборотов и мощностью двигателя.

В 1970-е годы ему и его модификациям на замену пришло знаменитое семейство "Планета" - самый массовый советский мотоцикл. Попытавшийся его сменить позже двухцилиндровый "Юпитер" оказался менее надежен и такой популярности не получил.

Сделано в СССР:ИЖ
 
[^]
gunstilzit
26.07.2014 - 12:00
Статус: Offline


05.05.2018

Регистрация: 19.03.11
Сообщений: 35715
Сейчас завод еще выпускает мотоциклы?

Азовский: К сожалению, нет. 1 апреля 2008 года выпуск "ИЖ" был прекращен. За все время с заводского конвейера сошло 10 770 тыс. мотоциклов. Почему так все закончилось, сказать трудно. Об этом спорят до сих пор. Лично я считаю, что, несмотря на внешнее обилие марок, десятками лет завод выпускал, по существу, одно и то же. Это было время всеобщего дефицита, когда купить мотоцикл можно было только по спискам или по случаю. Тогда зачем было тратить деньги на перевооружение завода, зачем бороться за экономичность двигателя, когда бензин стоит 20 копеек? Мотоцикл возьмут все равно, в любых количествах, да еще спасибо скажут.


Показательный пример. В 1970 году к очередному съезду партии руководству завода был дан приказ из Москвы сделать новый мотоцикл - подарок советскому человеку. Но денег на его создание дали лишь 5% от необходимого. И вот наши заводские конструкторы начинают всячески изворачиваться, чтобы и мотоцикл был "как новый", и чтобы в смету уложиться. Переносят указатель поворота на фару, заказывают новый бензобак и осваивают окраску мотоцикла аж в два цвета. Вносят еще ряд несущественных изменений. Но в принципе это все тот же мотоцикл. В итоге задание партии выполнено, и советский человек получает "подарок". А завод - "индульгенцию" выпускать "старый-новый" мотоцикл еще 10 лет. Прошло 55 лет с того момента, как в Ижевск привезли немецкий мотоцикл, и хотя, конечно, в его конструкцию внесены сотни изменений, но его "уши" торчат до сих пор. Вся основная компоновка и идеология машины остались теми же.

И когда в 90-е годы были открыты границы и народ получил возможность сравнить машины, спрос на отечественные мотоциклы резко упал. Одновременно повысились цены на материалы, энергоносители, резко выросла себестоимость. И когда эти два фактора сошлись во времени, советский мотопром фактически ушел в прошлое.


А знаменитый "ИЖ Планета-спорт" не мог стать той самой "соломкой", за которую хватается утопающий?

Азовский: С ним была вообще интересная история. В начале 70-х годов на заводе создали инициативную группу, которая разработала по-настоящему новую, перспективную модель с возможностью поставок на экспорт. Характеристики были вполне на уровне тогдашних "ямах" и "хонд". Сделали один опытный экземпляр и послали на ВДНХ. А у "Спорта" были не только хорошие характеристики, но и впечатляющий внешний вид. На выставке его увидели иностранцы, и закрутилось: "берем 30 тысяч, 40 тысяч". Директора завода вызвали в ЦК КПСС и сказали: коли решились без спроса выставить мотоцикл, извольте в течение года организовать выпуск в необходимых количествах на экспорт. А на заводе лишь опытный образец.

Два уже готовых новых корпуса, предназначенных для выпуска оружия, тут же переоборудовали под выпуск мотоциклов. Естественно, все делали в спешке. Да и на доводку конструкции не было ни времени, ни денег. В результате в серии мотоцикл получился совсем не тот, что задумывался, и за границей не пошел. В СССР за ним, конечно, гонялись, но план заводу спускали по общему количеству выпущенных мотоциклов, без учета моделей. А у него трудоемкость в разы выше, и "Спортов" делали лишь малую часть от общего количества.

Кончилось тем, что в министерстве сказали - делайте-ка вы лучше вашу "Планету". Позже стали завязывать кооперацию с японцами, пытались выпускать скутеры, но это уже были годы лихолетья, и все осталось на уровне опытных образцов...
ВСЁ!!
http://www.rg.ru/2014/07/24/motocikl.html

Сделано в СССР:ИЖ
 
[^]
gunstilzit
26.07.2014 - 12:02
Статус: Offline


05.05.2018

Регистрация: 19.03.11
Сообщений: 35715
...

Сделано в СССР:ИЖ
 
[^]
gunstilzit
26.07.2014 - 12:02
Статус: Offline


05.05.2018

Регистрация: 19.03.11
Сообщений: 35715
....

Сделано в СССР:ИЖ
 
[^]
gunstilzit
26.07.2014 - 12:02
Статус: Offline


05.05.2018

Регистрация: 19.03.11
Сообщений: 35715
...

Сделано в СССР:ИЖ
 
[^]
gunstilzit
26.07.2014 - 12:02
Статус: Offline


05.05.2018

Регистрация: 19.03.11
Сообщений: 35715
...

Сделано в СССР:ИЖ
 
[^]
gunstilzit
26.07.2014 - 12:02
Статус: Offline


05.05.2018

Регистрация: 19.03.11
Сообщений: 35715
...

Сделано в СССР:ИЖ
 
[^]
Александор
26.07.2014 - 12:04
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.09.12
Сообщений: 1137
Эх юность юность...
А какой тюнинг в ту эпоху был на ИЖей... Ностальджи smile.gif
 
[^]
glukozka666
26.07.2014 - 12:05
11
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 15.03.12
Сообщений: 314
классные мотики были.. у нас был ижак с люлькой, ява 350, ява чизет.
при должном уходе проблем не было. хотя возраст у них был не малый
а сейчас блин по дурости мужа из двух колес один скутер и тот китайский..
блин хочу моцик наш советский

Это сообщение отредактировал glukozka666 - 26.07.2014 - 12:07
 
[^]
Basil44
26.07.2014 - 12:06
29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.06.14
Сообщений: 3134
как же, сцуко, больно они пинались... cry.gif
 
[^]
Алебастрович
26.07.2014 - 12:08
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.03.14
Сообщений: 330
Цитата (gunstilzit @ 26.07.2014 - 13:02)
...

ПС Красава!!!!!!! Особенно первой так сказать серии с японскими комплектующими!!
 
[^]
rockyrock
26.07.2014 - 12:10
5
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 13.07.14
Сообщений: 0
Какие-никакие, зато свои были. А щас только китай продавать, или в лучшем случае отверточная сборка того же китая. Грустно.

Еще грустно, что так и не восстановил дедовский ИЖ-49, продали его на запчасти. Только книжка осталась.
 
[^]
gunstilzit
26.07.2014 - 12:11
15
Статус: Offline


05.05.2018

Регистрация: 19.03.11
Сообщений: 35715
У меня приятель Ижак (на фото)на второй этаж в квартиру по лестнице ежедневно затаскивал-спускал. lol.gif

Это сообщение отредактировал gunstilzit - 26.07.2014 - 12:11

Сделано в СССР:ИЖ
 
[^]
serowlad
26.07.2014 - 12:11
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 5.04.10
Сообщений: 521
самый найкрутейши был у меня ПС rulez.gif рвал на цапа с места сразу
 
[^]
Egorcha
26.07.2014 - 12:12
30
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 20.05.13
Сообщений: 243
У меня 49-й был - неприхотливый и неубиваемый. Пришлось за недорого цыганам продать, ибо все равно бы угнали, конокрады, блеать...

Сделано в СССР:ИЖ
 
[^]
Marti111
26.07.2014 - 12:13
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.12
Сообщений: 1102
Планета 5 у тестя, 20 лет на ходу, без ремонта , вот техника, сказка
 
[^]
gunstilzit
26.07.2014 - 12:14
12
Статус: Offline


05.05.2018

Регистрация: 19.03.11
Сообщений: 35715
У самого ИЖа не было.Был Восход и Минск.

Сделано в СССР:ИЖ
 
[^]
wadik7
26.07.2014 - 12:14
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 6.01.14
Сообщений: 170
Да ИЖ-ПС гонялись, проще было ЯВУ купить.
 
[^]
galactoz
26.07.2014 - 12:15
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.03.12
Сообщений: 2483
Цитата (glukozka666 @ 26.07.2014 - 13:05)
блин хочу моцик наш советский

У меня был. Больше не хочу. deg.gif

И друг тоже не хочет, купил Хонду и балдеет от счастья, с ужасом вспоминая свой бывший, причем, новый Урал... biggrin.gif
 
[^]
crowhunter
26.07.2014 - 12:15
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 18.09.13
Сообщений: 364
У меня Юпитер-2 есть, от деда, так вот местный кулибин сделал его 12В, в 60-х. Генератор от запорожца кажется поставил. В юности гонял на нем. сейчас стоит в гараже.
 
[^]
Алексей750
26.07.2014 - 12:18
15
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 2.04.14
Сообщений: 263
У меня в детстве был Юпитер 3 с коляской. Но как молодому парню и с коляской?! Отцепляли и вперед!!

Сделано в СССР:ИЖ
 
[^]
kernelinux
26.07.2014 - 12:19
0
Статус: Offline


Медоеду похер

Регистрация: 16.04.13
Сообщений: 3043
Эх, у меня был минск, а у брата двоюродного иж юпитер, планета была у дядьки )
 
[^]
Retun
26.07.2014 - 12:20
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.11.13
Сообщений: 3737
Когда выбора небыло,покупали эти ИЖи, и ебались с ними в гаражах через день!
А сейчас лучше взять японца древнего,тысяч от 80 рублей,и ездить особо не париться,по крайней мере не ремонтировать одну и ту же хуйнюшку через каждые 200 км!Сломалось что-то,сделал один раз и забыл еще лет на 10..
 
[^]
ivanovиван
26.07.2014 - 12:28
5
Статус: Offline


балабол

Регистрация: 28.06.14
Сообщений: 347
ЭХ Иж планета-5 !Мое первое приобретение в жизни . Гонял на ней по просторам Забайкалья! Снится до сих пор
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 44189
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх