История одной ошибки.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
5.10.2015 - 19:08
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 326015
679
via

«Продвинутые» советские дизайнеры (в то время их должность именовалась «конструкторы по кузовам») предлагали сделать кузов автомобиля сигарообразным — такие обтекаемые формы как раз входили в моду на Западе, и у нас появлялся реальный шанс создать машину с самой современной внешностью.

Однако большинство конструкторов считало иначе. Мода — это хорошо, однако... нельзя отрывать «одежду» от ситуации, в которой она будет «носиться». «Волга» изначально проектировалась как автомобиль партаппарата. Кто видел руководителя, приезжающего на работу в супермодной куртке или джинсах? Строгий классический костюм — вот он, стиль VIP–персон, И новая «Волга» должна была стать тем классическим «костюмом», в котором человек чувствовал бы себя комфортно именно как руководитель. Поэтому мы предложили — и большинство нас поддержало — классический вариант кузова.

Конвейер ГАЗа, 1983


История одной ошибки.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
5.10.2015 - 19:08
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 326015

Подготовка производства шла своим чередом. Новая «Волга» будто сама просилась на конвейер — я не могу припомнить ни одной мало–мальски значимой проблемы, с которой мы столкнулись бы в тот период. Выдерживались все сроки, проверяющие нас работники министерств были вполне довольны ходом работ. Конечно, свою роль здесь сыграло и то, что у «ноль второй» была достаточно высокая степень унификации по узлам с 24–й «Волгой», но факт остается фактом — такой спокойной постановки на производстве я не припомню. В апреле 1982 года мы выпустили «в люди» первые образцы «Волги»–3102, с октября 1982–го конвейерная сборка пошла в полном объеме,

Очень хорошо помню тот день — 25 мая 1983 года. День, который стал одним из самых мрачных, самых тяжелых в моей жизни. Как в плохих романах, с утра ничто не предвещало ужасных событий. Рано утром, сделав зарядку и вдохнув ароматный майский воздух (мы с женой жили тогда на даче в Стригино), я отметил про себя — день будет жаркий.

Звонок из Москвы перечеркнул все. В тот жаркий майский день в столице у нашей новой, практически вылизанной перед постановкой на производство до последнего винтика «ноль второй» отказали тормоза. Выезд на встречную полосу, столкновение с идущим навстречу автомобилем... К счастью, все остались живы, но в машине ехал далеко не последний в партии человек. Я опустил трубку на рычаг.

Что случилось с машиной? Может быть, все–таки с тормозами все в порядке, и истинная причина аварии — пресловутый «человеческий фактор»? Мне было досадно, я сочувствовал попавшим в аварию людям, но не более. Спустя час из Москвы позвонили еще раз. Очередная авария с новой «Волгой» 3102. И снова — отказ тормозов. Вот здесь и почувствовал, что на нас, на всех нас, всех, кто работает на ГАЗе и выпускает красавицу — «Волгу», с неизбежностью грозовой тучи надвигается Беда. После третьего звонка я лишь спросил беззвучно: «Ну сколько? Сколько их будет еще?!»

Их было четыре. Четыре «Волги» ГАЗ–3102. Четыре аварии в одной Москве и один день. Четыре случая отказа тормозов.

Нам с Александром Дмитриевичем Просвирниным это грозило тюрьмой.

Вместе с Иваном Ивановичем Киселевым и Александром Дмитриевичем Просвирниным мы тут же вылетели в Москву. Не помню, просто не помню, что я чувствовал по дороге в столицу. Наверное, ничего. Опустошение — так, пожалуй, максимально точно можно охарактеризовать наше состояние. Но перед первым совещанием у министра во мне будто включился новый источник бесперебойного питания. Организм словно перестроился для работы в форс–мажорных обстоятельствах. А вот сердце Ивана Ивановича Киселева не выдержало. И врачи буквально заставили его лечь в больницу.

...Напряжение в кабинете министра было такое, что, кажется, чиркни спичкой — и раздастся взрыв.

— Ваши предложения?! — выкрикнул министр после более чем получасового потока: «Да как вы посмели?!», — Вами занимается генеральная прокуратура!». «Вы отдаете себе отчет в том, что происходит в стране?!»

Да, аварии с таким людьми — ЧП на всю страну. Мы прекрасно это осознавали. К счастью, ни одна авария не закончилась смертельным исходом, иначе, вполне возможно, мы с Просвирниным и кабинете министра уже не сидели бы.

— Остановить эксплуатацию «ноль вторых» «Волг» по всей стране, — наш ответ уже был продуман заранее.

Непростое это было решение. В то время по дорогам СССР ездило уже более четырехсот новых «Волг», причем, повторюсь, возили эти «Волги» далеко не самых последних людей в государстве. Но останавливать было надо. Отказ тормозов — дефект критический.

В принципе, отзыв партии автомобилей — явление для западного мира пусть и не заурядное, но довольно часто практикуемое. Думаю, нет ни одного крупного автомобильного концерна, который хоть раз за свою историю не объявлял: «Фирма отзывает партию автомобилей!» Потребители относятся к этому с пониманием: гораздо приятнее осознавать, что фирма заботится о твоей безопасности и предупреждает возможные поломки.

Для Советского Союза такая практика являлась (да и является для нас до сих пор) нонсенсом. Мы дали информацию в прессу, подключили органы ГАИ — они по своей базе «пробивали» владельцев «Волг», сообщали о том, что без заводского разрешении на эксплуатацию выводить машину из гаража запрещено.

Как мы пережили то время — сам не пойму. Не проходило и дня, чтобы мне не звонили разъяренные «первые лица» областей и городов:

— Разгильдяи, тунеядцы! — это были далеко не самые сильные ругательства и угрозы, которые приходилось выслушивать.

В ответ я лишь соглашался: «Да, допустили серьезную оплошность», — и уверял, что в ближайшее время бригада наших специалистов вылетит в регион и проверит стоящую в обкомовском гараже «Волгу». Я был не в том положении, чтобы спорить, объяснять, что причина отказа тормозов еще не выяснена и обвинять во всех бедах завод преждевременно... Тем более, что и партийных руководителей можно было понять. Совсем недавно получить в свое распоряжение новую машину и вдруг лишиться ее на неопределенный срок? Это никому не добавит положительных эмоций.

Впрочем, сами–то первые лица в большинстве своем оказывались людьми, умеющими выстраивать конструктивный диалог — с ними у меня редко возникали проблемы, а вот непосредственные исполнители — да, тут мне довелось выслушивать всякое. Мы с Александром Дмитриевичем Просвирниным облетели практически весь Союз. Где только не эксплуатировались наши «Волги» — от Сыктывкара до Туапсе, от Владивостока до Калининграда!

Параллельно с этим шла напряженная работа по выявлению причин отказа тормозов. На «Волгу» ГАЗ–3102 ставили тормозную систему фирмы «Гирлинг», закупленную по лицензии в Великобритании, причем изначально эта система приобреталась для нового «Москвича»–2141. Естественно, у доброй половины инженеров сразу же возникла версия о том, что тормоза, закупленные для «Москвича», не могут эффективно работать на «Волге» — масса не та. В автомобильных журналах, в газетах, инженеры из Москвы, Саратова, Тулы да со всего Союза нападали на ГАЗ, обвиняя его конструкторов и технологов в такой нелепой ошибке. Нам даже сложно было объяснять очевидные вещи: прежде чем утвердить каждый из узлов автомобиля, его тщательно проверяют на соответствие всем нагрузкам. Доказывать очевидное вообще сложно, а уж в состоянии паники, при общей нервозности и стремлении найти виновных как можно скорее…

В конце концов нам пришлось обратиться в «Гирлинг» с запросом дать свое заключение относительно возможности использования их тормозной системы на «Волге» ГАЗ–3102. Английские специалисты просчитали все нагрузки при различных условиях эксплуатации. «Для «Москвича»–2141 эта тормозная система несколько «переразмерна», — был вердикт производителей, а для «Волги» ГАЗ–3102 — идеально подходит».

Это было для нас пусть небольшим, но облегчением. Истерия в стране стояла такая, что я уже прикидывал, за какое время мы сможем найти другого поставщика тормозных систем, сколько уйдет на покупку лицензии, постановку на производство...

Не буду скрывать — в процессе тотальной проверки мы выявили на уже действующих машинах немало отклонений технического характера, были и небольшие конструкторские просчеты. По именно небольшие, малосущественные, из тех, что автовладельцы называют: «на тягу не влияет». Мы с невероятной для начала 1980–х оперативностью внедряли конструкторские и технологические усовершенствования в производство, но... опять все это было не то, не первопричиной отказа тормозов. И чем же все–таки дело?!

Как ни странно, я очень четко помню 25 мая — день, когда произошли четыре аварии. А вот день, когда мы выяснили причину поломок, стерся из памяти практически полностью. Какая в тот день стояла погода? Кто именно сообщил мне причину? Какой была первая реакция московских руководителей? — Не помню. Помню лишь свои ощущения — колоссальное, всепоглощающее чувство облегчения, мне даже сравнить его не с чем. Наверное, нечто подобное испытывал мифический Сизиф, закати он все–таки свой камень в гору.

Причиной отказа тормозов стало, как это нередко случалось в российской истории, банальное головотяпство.

На новой гидравлической системе тормозов «ноль второй» «Волги» применялась тормозная жидкость «Нева». Для барабанных тормозов ГАЗ–24 использовалась жидкость «БСК» с температурой кипения 90 градусов. Однако несмотря на выделенную в инструкции красным шрифтом надпись «Использовать тормозную жидкость «Нева», во многих гаражах в «Волги»–3102 заливали все ту же «БСК», что и в привычные всем «двадцать четвертые». Но гидравлические дисковые тормоза более термонапряженные, а уж если на улице стоит жара... Недаром аварии случились в первый по–настоящему жаркий день в году, 25 мая. Жидкость «БСК» закипела, образовалась паровая пробка, и педаль тормоза «провалилась». Ну до чего же, до чего простой была разгадка! Недаром в южных регионах России, где жара стояла похлеще московской, «Волги» вели себя идеально — там, прежде чем начать эксплуатацию, внимательно прочитали инструкцию.

Теперь проверки пошли целенаправленно. Мы выяснили, какую жидкость заливают в тормозную систему. Пресловутая «БСК» встречалась сплошь и рядом.

— А мы по привычке, — пожимали плечами механики или же и вовсе бросали:

— Да у нас и «Невы» то нет! Она ж на «Жигулях» используется — откуда в обкомовском гараже «Жигули»? А что, это так важно?

Важно. Очень важно.

Домой с Александром Дмитриевичем Просвирниным мы ехали из Москвы просто опустошенные. До конца обвинения с завода так и не сняли, упрекнули в том, что не слишком ярко в инструкции выделили необходимость заливать «Неву». Мы пообещали исправить — право, это была одна из самых легко исправляемых ошибок, какие только можно вообразить!

Просвирнину за эти два месяца пришлось столько пережить — не дай Бог никому. Хотя он верил, чувствовал, что разгадка лежит на поверхности, он, знающий «Волгу» как никто другой, ощущал, что с машиной все в порядке, что она не могла подвести...

Заехали в Стригино... Вот и дом, вот растущий рядом с ним куст сирени... Каждый год он цветет так пышно и источает такой сильный аромат...

Таня, а что, сирень в этом году еще не цвела? — поинтересовался я за ужином.

Уже отцвела! — ответила жена. — Неужели ты не заметил?

Я не заметил. Я действительно не заметил в тот год, как прямо у меня под окнами цвела моя любимая сирень.

Отрывок из книги: "Пугин, Н.А. 50 лет с Горьковским автомобильным: Воспоминания. Размышления."
 
[^]
megasaray
5.10.2015 - 19:17
233
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 17.04.14
Сообщений: 313
Прочитал на одном дыхании,познавательно, спасибо ТС!!!
 
[^]
Gert
5.10.2015 - 19:21
68
Статус: Offline


Обитатель инкубатора

Регистрация: 4.05.14
Сообщений: 5718
Познавательно и пример хороший для тех кто не читает инструкций, к важным вещам.
Дам матери почитать, а то для нее инструкцию прочесть - смерти подобно.

Это сообщение отредактировал Gert - 5.10.2015 - 19:21
 
[^]
pryanic
5.10.2015 - 19:24
45
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 3.03.14
Сообщений: 199
Хрень какая-то! "Волги" привозили в обкомовские гаражи без тормозной жидкости, а там заливали то, что было на складе или тормозуху меняли раз в месяц?
 
[^]
rnsIvanovo
5.10.2015 - 19:31
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.04.14
Сообщений: 145
Чего уж отрывок процитировал, надо было всю книгу постить... Познавательно, интересно! Вечерок скоротать самое то!)))
 
[^]
amper93
5.10.2015 - 19:31
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.11.13
Сообщений: 2224
да,понервничать пришлось не мало ребятам...
 
[^]
MVP0007
5.10.2015 - 19:34
4
Статус: Offline


мясной

Регистрация: 8.12.13
Сообщений: 1745
Цитата (pryanic @ 5.10.2015 - 19:24)
Хрень какая-то! "Волги" привозили в обкомовские гаражи без тормозной жидкости, а там заливали то, что было на складе или тормозуху меняли раз в месяц?

Замена на ГАЗ 3102: раз в три-четыре года; значит без тормозной поставляли.)))

Это сообщение отредактировал MVP0007 - 5.10.2015 - 19:34
 
[^]
BattlePorQ
5.10.2015 - 19:34
25
Статус: Offline


Парасьонах

Регистрация: 20.07.09
Сообщений: 57661
Цитата (pryanic @ 5.10.2015 - 19:24)
Хрень какая-то! "Волги" привозили в обкомовские гаражи без тормозной жидкости, а там заливали то, что было на складе или тормозуху меняли раз в месяц?

Вообще с момента выпуска первых машин до инцидента прошло больше года.
 
[^]
hrun4okaban4
5.10.2015 - 19:38
57
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 1.03.15
Сообщений: 0
pryanic
Цитата
Хрень какая-то! "Волги" привозили в обкомовские гаражи без тормозной жидкости, а там заливали то, что было на складе или тормозуху меняли раз в месяц?
Нихуя не хрень , у механиков была такая хуйня ,при дефиците тормозух заставляли лить что есть ,типа -"как появится заменим" ,а после забывали ,ведь ездит. И кто были в то время механики? Те же водители со стажем, только ближе к пенсии по разным причинам перешедшие на эту работу.
Мой личный опыт, служил в армии так за тормозуху ГТЖ 22 ,люди давали ебенячьи деньги, прапора пропивали её ,а нам выдавали БСК которая была говном первостатейным особенно в мороз или в ахуенную жару, при езде когда часто пользуешься тормозами. У ГТЖ недостатков не было. Это сейчас тормозух навалом и масел, а в то время одна БСК в основном и была. За маслом М8Г2К (камазовское в народе) механики в жопу готовы были дать.
 
[^]
BattlePorQ
5.10.2015 - 19:39
87
Статус: Offline


Парасьонах

Регистрация: 20.07.09
Сообщений: 57661
Цитата (MVP0007 @ 5.10.2015 - 19:34)
Замена на ГАЗ 3102: раз в три-четыре года; значит без тормозной поставляли.)))

© "Автомобиль ГАЗ-3102 "Волга": Устройство, техн. обслуживание и ремонт"
М.: Транспорт, 1984


История одной ошибки.
 
[^]
Ingwo
5.10.2015 - 19:41
70
Статус: Offline


Ярилла-гамадрилла

Регистрация: 17.01.09
Сообщений: 3419
И все-таки 3102 - красавица первостатейная! huy.gif
 
[^]
alexsam
5.10.2015 - 19:49
25
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 2.06.14
Сообщений: 273
Конструктора и проектировщики и по сей день в таком напряге работают. Случись чего, первым делом виноват вооооон тот тупой инжениришка, а не мы такие умные: на монтаже накосячили, тут сэкономили и т.д....

За текст зеленка. не ценят у нас труд инженера, и раньше не особо ценили
 
[^]
fueltruck
5.10.2015 - 19:53
11
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 17.01.12
Сообщений: 101
Насколько я помню "БСК" в "Неву" не то что бы доливать, их вообще нельзя было смешивать! Ни в каких пропорциях! Переходишь на "Неву"- промывай систему и меняй ВСЕ манжеты!

Это сообщение отредактировал fueltruck - 5.10.2015 - 20:02
 
[^]
Куйсгоры
5.10.2015 - 19:56
12
Статус: Offline


Чукча не писатель - Чукча - читатель

Регистрация: 28.08.14
Сообщений: 417
Спасибо ТС, 3102 -любимая машина. Мне в лет 13 было, увидел её возле автоцентра. Новую! Мужик даже разрешил в салон заглянуть. С тех пор безумно нравится именно 3102 и именно с родной её передней панелью. А когда в начале 2000 стали в эту красавицу ставить панель 3110, ИМХО, испортили то неповторимый шарм "нольвторого" салона.
 
[^]
hrun4okaban4
5.10.2015 - 20:03
12
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 1.03.15
Сообщений: 0
fueltruck
Цитата
Насколько я помню "БСК" в "Неву" не то что бы доливать, их вообще нельзя было смешивать, ни в каких пропорциях! Переходишь на "Неву", промывай систему и меняй ВСЕ манжеты!

Совершенно верно! Некоторые механики(коих я выше описал), заставляли в неву доливать бск ,типа хули ты сынок пиздиш ,я 30-40-и т.д. лет зарулём,лей сказал. Дак после этого жидкость сворачивалась ,шла хлопьями ,и закипая в трубках закоксовывалась, после таких смешиваний приходилось полностью менять тормозную систему. Трубки ещё модно было найти, а вот с РТИ и цилиндрами тормозными была беда полная, приходилось за пузыри у коллег из загашников б/у доставать. Выдача проходила в рабочие дни,а вот расчёты за з/части были по пятницам после 17_00 rulez.gif
 
[^]
Staryigeolog
5.10.2015 - 20:13
29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.06.15
Сообщений: 8735
Цитата (SESHOK @ 6.10.2015 - 02:08)
Ну до чего же, до чего простой была разгадка! Недаром в южных регионах России, где жара стояла похлеще московской, «Волги» вели себя идеально — там, прежде чем начать эксплуатацию, внимательно прочитали инструкцию.

Авотхуй! Не оттого, что наши южные граждане настолько терпеливы, что читали инструкцию - хрен поверю! А оттого, что в южных республиках снабжение было на порядок лучше, чем в РСФСР dont.gif Всё у южан было - и "Волги" новые, и ГСМ без счёта, и новая тормозуха «Нева» вовремя доставлена. Да что говорить - даже к отдалённым горным овечьим пастбищам асфальт прокладывали.

А нашему русскому Ване - как обычно, по остаточному принципу выделялось. И то, если завгар не ворюга, и не толкал "налево" дефицитную "Неву". А так, осталась в гараже пресловутая «БСК» - вот её и заливай, механик! Ибо "нехер списывать, она еще нормальная"! Ну спиртиком немного разбавь в зиму, чтоб не замёрзла к хуям, и все дела.

Это сообщение отредактировал Staryigeolog - 5.10.2015 - 20:14
 
[^]
Plotnic707
5.10.2015 - 20:50
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 22.04.15
Сообщений: 134
Неудачная система в 3102 стояла.Поршня разного диаметра,не вентилируемые диски на первых сериях,схема гидропривода не верная.
Только я не понял про сами скобы-их начали ставить на 2140 сначала,ещё до 2141.
 
[^]
Vagus
5.10.2015 - 20:57
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.05.12
Сообщений: 2765
Начало 80х.
С тормозной вообще напряг был.
У нас водитель ДУКа (Дез установка на шасси ГаЗ- 52) заливал смесь, выпрошенного у нас, спирта с глицерином.
Для езды по совхозу хватало.

Это сообщение отредактировал Vagus - 5.10.2015 - 20:57
 
[^]
ЯПаша
5.10.2015 - 21:08
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 28.09.12
Сообщений: 24
Если больше ничего не помогает, прочти блеать инструкцию © old.gif народная мудрость
 
[^]
Dzenko
5.10.2015 - 22:53
0
Статус: Offline


Славянин

Регистрация: 25.01.10
Сообщений: 904
а где бы книгу полностью то почитать?
 
[^]
RomeoX
5.10.2015 - 22:59
51
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 31.08.15
Сообщений: 421
Фпесду этот геморрой, под названием "Волга". Нтчего там хорошего нет, кроме большого багажника. Я не любитель лазить под машиной и раз в неделю смазывать, шприцевать и прочее. Печка дрянь если не устанавливать кран, можно околеть было. Отказывала в самый неподходящий момент, хотя всегда была обслужена. В разное время разные "Волги", приходилось сталкиваться, от 24 до 3110, с крайслеровским движком. Никогда не мечтал о ней и не купил бы.Я не механик ни разу, просто былы у шефов эти машины, иногда ездил, нуевонах, этот шарабан. Знаю, обминусите, но мне пох.
 
[^]
Лехажги
5.10.2015 - 23:07
4
Статус: Offline


Конченый

Регистрация: 17.04.11
Сообщений: 3090
Была продукция ГАЗ, пиздец, с первым морозом начинал менять текущие сальники, гудящая коробка в порядке вещей, главный сцепления больше полугода не ходил, даже срезало чулок заднего моста, как не пошел к проотцам хз, хорошо, что этот АД в прошлом.....
Кстати, товарищ, ради прикола, сейчас взял Волгу, ну почти в идеале за 30 тыр, вот не поверите, мне она даром не нужна....

Это сообщение отредактировал Лехажги - 5.10.2015 - 23:11
 
[^]
Willis
5.10.2015 - 23:12
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.08
Сообщений: 1635
Эх, была у меня нольвторая и именно из депутатской конюшни. Заезженная вусмерть мне досталась. Наебался с ней вдоволь, а вспоминаю с нежностью.
 
[^]
Domrych
5.10.2015 - 23:17
58
Статус: Offline


вскрываю консервы

Регистрация: 10.09.12
Сообщений: 7334
Ребят вы че? Зажрались?))) Вспомните начало 90-х!!! 3102- Это же предел мечтаний был! Это мать ее-супер Волга! С возможностью поставить в "колодец" "газоновский" движок! Это была-МАШИНА! При всех ее недостатках, она была самой свадебной машиной вплоть до середины 2000х! Поразжирели!? Забыли Волгу!? Эх вы.... Кстати!!!! Лично я женился в начале 2000 х с кортежем из 5 Волг...и фотографировался у памятника Ленину...и до сих пор люблю СССР...

Это сообщение отредактировал Domrych - 5.10.2015 - 23:20
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 69617
0 Пользователей:
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх