Золотой век ралли, или история Группы Б

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:08
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
197
"Я слишком медленно думаю для этой машины" Вальтер Рёрль, 2-х кратный чемпион мира по ралли

"WRC для парней. Группа Б была для мужчин." Юха Канккунен, 4-х кратный чемпион мира по ралли

Использованы материалы: Drive.ru, Kolesa.ru, Wikipedia.org, autoevolution.com, redbull.com

Золотой век ралли
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:10
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
К концу 70-х годов гонки ралли представляли собой весьма унылое зрелище. Регламент строго ограничивал мощность моторов на отметке 280 л.с. и накладывал множество запретов касательно допустимых вариаций узлов автомобиля и используемых материалов в кузовостроении.

Подавляющее большинство участников отдавали предпочтение заднеприводной схеме, которая просто не позволяла реализовать на гравии и снегу момент двигателя. В связи с этим популярность ралли неуклонно падала, и в 1981 году руководство FISA (ныне FIA) приняло решение значительно смягчить существующий регламент в пользу зрелищности гонок.

Отныне разрешалось практически все: полный привод, любые методы форсировки двигателей, использование композитных материалов, безграничные аэродинамические решения… Причем для омологации требовался выпуск всего лишь 200 автомобилей. Руки инженерам развязали полностью. И как сказал много позже знаменитый автожурналист и автоисторик Питер Фобистер, "директор FISA просто не понимал, что он разрешает". А смена регламента привела буквально к тому, что технологии Формулы-1 стали использоваться вне пределов гладкого как стекло асфальта гоночных треков.
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:10
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Для более полной картины развития технической составляющей ралли тех лет хочется отметить, что FISA разрешила использование полного привода еще в 1979-м, но в связи с вектором мышления конструкторов и общими тенденциями автомобилестроения на тот момент схему 4х4 восприняли очень скептически.

Идея ставших обыденными в наши дни полноприводных седанов и спорткупе в начале 80-х была попросту никому не понятной. Но не всем… Когда один из конструкторов Audi, прохватив по бездорожью на армейском внедорожнике VW Iltis, принес главе спортивного отделения Audi Роланду Гумперту свои выкладки касательно создания полноприводного автомобиля для участия в ралли, он услышал: "Как ты собираешься продавать эти дурацкие полноприводные машины обычным покупателям?".

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:14
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Но в Audi всё же решились и - успех превзошел все ожидания! Немцы - поначалу, похоже, не особо верившие в собственные силы, - решили не торопить события, взяв целых два года на доводку своей новинки. Но уже в 1980 году, в одном из первых ралли, где по сути ещё не доведенный прототип Audi Quattro шел нулевым экипажем, финн Ханну Миколла показал время на девять минут лучше, чем у победителя гонки! Тут уже конкурентам немцев было над чем поразмыслить.

Добавлено в 20:16
Окончательно развязал руки конструкторам представленный FISA новый технический регламент групп N, А и В. Список возможных усовершенствований автомобиля группы В был до неприличия огромен, свобода изменений распространялась на двигатель, трансмиссию, подвеску, коробку передач... Плюс к тому в конструкции разрешалось использование высокотехнологичных материалов, таких, как углепластик и кевлар, а омологационная серия составляла всего двести автомобилей! Старый регламент наиболее мощной группы 4 требовал выпустить четыреста экземпляров.

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:17
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Официально Группа Б была введена в регламент ралли в 1983 году. И первой ласточкой, подготовленной по новым техническим требованиям, стала Lancia 037. Автомобиль был безусловно революционным: пространственная рама, обшитая по большей части панелями из композитных материалов, центрально расположенный двухлитровый компрессорный двигатель, выдававший в самой топовой модификации 345 л.с., и привод на задние колеса. Lancia 037 вышла очень сбалансированной. Среднемоторная схема обеспечивала идеальную развесовку, а компрессорный мотор гарантировал наличие момента практически во всем диапазоне оборотов. Автомобиль весил всего 960 кг, что при такой мощности наделяло его неведомой для ралли тех лет динамикой. Первую победу 037-я принесла команде в 1983-м в Монте-Карло. Однако монопривод в условиях возросшей мощности не позволял итальянцам тягаться на равных с "зубилами" Audi Quattro, которые неизменно были быстрее в каждом повороте.

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:18
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Lancia 037

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:19
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
В Audi продолжили гнуть свою полноприводную линию, и их Quattro кардинально отличалась от Lancia: привод на все 4 колеса, переднемоторная компоновка, пятицилиндровый двигатель с турбонаддувом и несущий стальной кузов вместо пространственной трубчатой рамы.

На выходе Ауди уступала Лянче практически по всем показателям: худшая развесовка из-за перегруженной передней части автомобиля, плохая тяга турбированного мотора на низах и значительно больший вес — 1 200 кг. Но полный привод свел все эти минусы на нет, и привел заводскую команду немцев к высшей ступеньке пьедестала, проиграв, однако, Лянче в общем зачете только лишь из-за фантастической надежности итальянских болидов.

Добавлено в 20:19
Самым успешным годом для Audi стал 1984-й, принесший Стигу Бломквисту победу в абсолюте и кубок производителей немецкой конюшне. Причиной успеха во многом стала вторая генерация автомобиля — Sport Quattro, чья 450-сильная "пятерка" вкупе с полным приводом просто не оставила конкурентам ни единого шанса.

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:22
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Пока весь мир, затаив дыхание, наблюдал за борьбой обтекаемых 037 и квадратных Quattro, конкуренты не спали и, опираясь на ошибки и удачи ветеранов, готовили свои болиды для участия в ралли, в то время как Группа Б продолжала стремительно набирать популярность, уже вовсю конкурируя с королевой автоспорта — Формулой-1.

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:22
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Ferrari 288 GTO

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:24
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Opel Manta 400

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:25
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Toyota Celica

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:27
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
И самый главный конкурент созрел как раз к 1985 - Peugeot 205 T16 Evolution 2.

Еще в 1982 году французы подготовили свою первую машину — Peugeot 205 T16. С серийным аналогом его роднили, пожалуй, лишь дверные ручки и оптика. С оглядкой на Lancia в Peugeot сделали ставку на пространственную раму и центральное расположение силовой установки, "подсмотрев" при этом у Audi полноприводную трансмиссию. 1.8-литровый турбомотор выдавал вполне конкурентоспособные 340 л.с., однако даже привод на все 4 колеса и сравнительно небольшой вес автомобиля не принес команде успехов.

К сезону 1985 увидел свет Peugeot 205 T16 Evolution 2. В отличие от своего предшественника, новый болид стал еще легче, кузов жестче на кручение, новый турбомотор обладал мощностью 450 л.с., а аэродинамический обвес уничтожил все сходство с гражданским автомобилем. За 3 года участия в ралли 205-й 16 раз оказывался первым на этапах и принес своей команде по 2 победы в абсолюте (Тимо Салонен, Юха Канккунен) и в командном зачете.

Peugeot 205 T16

Это сообщение отредактировал GhostStalker - 1.07.2015 - 20:28

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:27
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Peugeot 205 T16 Evo2

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:31
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
В том же году французы решились на любопытный эксперимент и устроили заезд на формульном кольце в Эшториле. Никто не ожидал, что раллийный "Пыжик" покажет пятое время трассы — 1 минута 18 секунд. Для сравнения: рекордное время на этом кольце продемонстрировал легендарный пилот Формулы-1 Айртон Сенна — 1 минута 15 секунд. (вопрос спорный. в одних источниках говорят про Пежо и Ари Ватанена, в других про Lancia Delta S4 и Тойвонене). Разговоры о том, что формульные технологии, перенесенные на гравий и снег в раллийной Группе Б — вовсе не метафора для красного словца, а сухие факты автомобильной истории.

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:32
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Несмотря на повальное доминирование новичка из Франции, борьба между Audi и Lancia не прекращалась ни на секунду, и в 1985-м они показали миру нечто совершенно запредельное, а именно Quattro S1 и Delta S4.

Эти автомобили были венцом инженерной мысли и существующих технологий тех лет — они были быстры и безумны настолько, что требовали от пилотов навыков за гранью человеческих возможностей. Двухкратный чемпион мира Вальтер Рёрль говорил про новую Quattro: "Я слишком медленно думаю для этой машины". А директор заводской команды Lancia Чезаре Фиорио максимально точно описал принцип создания этих снарядов: "Чтобы быть чемпионом, надо использовать правила. Правила на грани фола". Что же лежало в основе этих монстров, которые разгонялись до "сотни" меньше чем за 3 секунды… не на асфальте, а на гравии?

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:32
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Lancia Delta S4

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:33
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
В Audi все-таки отошли от концепции с несущим кузовом и создали новый болид, взяв за основу трубчатую раму и сохранив переднее расположение мотора, задвинув при этом в багажник радиаторы охлаждения и аккумулятор, чтобы хоть как-то улучшить развесовку между осями. При помощи турбины ККК размером с ведро с того же 2.1-литрового мотора сняли чудовищные 630 сил, колесная база была уменьшена в пользу лучшей управляемости, а аэродинамические элементы изменили облик Quattro до полной неузнаваемости.

Большинство автоэкспертов по всему миру сходятся во мнении, что это была самая уродливая машина за всю историю ралли, однако самая "отмороженная", самая неистовая и не прощающая ошибок при пилотаже. На S1 впервые в ралли появилась система антилаг, созданная для ликвидации провалов в давлении огромной турбины. Суть ее была в том, что фазы газораспределения на сбросе газа изменялись, и часть смеси горела в самой турбине, не позволяя снижаться скорости вращения крыльчатки. Благодаря этому Quattro S1 плевалась огнем при каждом переключении, что добавляло специфичному рокоту рядной "пятерки" и надрывному вою турбины еще больше какого-то дьявольского шарма. Несмотря на то что эта машина под управлением Рёрля пришла к финишу первой всего на одном этапе в Сан-Ремо, она прочно заняла свое почетное место в истории автоспорта как памятник небывалым скоростям, которых трассы WRC уже никогда не увидят.

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:33
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Итальянцы прекрасно понимали, что конкуренция нарастала быстрее, чем скорости на поворотах, и подготовили, возможно, самую лучшую машину, которая выезжала на раллийную трассу во времена Группы Б — Lancia Delta S4. При проектировании S4 инженеры Lancia руководствовались теми же принципами, которые легли в основу 037: пространственная рама, стеклопластиковые панели кузова и среднемоторная компоновка.

Понимая, что конкурировать на равных на заднем приводе сродни попыткам прыгнуть выше головы, Delta S4 стала первой полноприводной Lancia. Если в Audi проблему турбоямы решили с помощью системы антилаг, то итальянцы пошли своим путем: на свой новый 1.8-литровый двигатель они установили и приводной компрессор, и турбонаддув.

На низких оборотах механический нагнетатель обеспечивал мотор необходимым количеством воздуха, на высоких — в дело вступала турбина, что дало ровную полку момента во всем диапазоне оборотов и пиковую мощность в 480 л.с. Этого вполне хватило, чтобы в 1986 году Lancia стала просто недосягаемой для конкурентов. Все пророчили итальянцам первые места на пьедестале и победу в общем зачете, но этим предсказаниям не дано было сбыться…

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:34
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Что представляли собой этапы Группы Б на пике ее рассвета? На скорости под 200 км/ч с оглушительным ревом болид с огромными антикрыльями, вздымая тучи песка, в управляемом заносе несется к повороту, где отбойниками служит толпа обезумевших зрителей, для которых высшая честь — дотронуться до пролетающей мимо легенды. Скорости росли в геометрической прогрессии, бесстрашный фанатизм болельщиков не отставал. Однажды Вальтера Рёрля снесло с трассы, и он сломал ногу парню из толпы. Тот был на седьмом небе от счастья от того, что ему сломал ногу сам Вальтер Рёрль. А пилотесса команды Audi Мишель Мутон говорила в одном из интервью: "Пилот должен был пилотировать машину, считая зрителей просто частью антуража". Аварии были неизбежны. Это и стало причиной конца недолгой истории Группы Б.


Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:35
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
В 1985 в страшной аварии погиб пилот Аттилио Беттега на своей Lancia. В 1986 году на этапе в Португалии 550-сильный Ford RS200 вылетел на полном ходу с трассы прямо в толпу болельщиков. Молодой пилот просто не совладал с запредельными возможностями автомобиля. В результате трое зрителей погибли и десятки получили травмы различной степени тяжести. После этой трагедии команда Ford прекратила свое участие в ралли.

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:36
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Последней точкой в череде этих фатальных происшествий стала авария лидера команды Lancia Хенри Тойвонена и его штурмана Серджио Кресто, уверенно лидировавших в чемпионате и шедших первыми на этапе в Корсике. Причиной аварии многие называют сильное утомление на фоне простуды Тойвонена, который просто перепутал два похожих по входу, но совершенно разных по выходу поворота. В итоге автомобиль на сумасшедшей скорости сошел с трассы и рухнул с обрыва. К приезду спасателей от Delta S4 остался лишь обгоревший каркас. И пилот, и штурман погибли на месте. После этой аварии Lancia покинула чемпионат, а первое место в личном зачете досталось Юхе Канккунену на Peugeot 205 Т16.

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:37
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Останки Lancia Delta S4 Хенри Тойвонена и Серджио Кресты

Добавлено в 20:39
В итоге в 1987 году по распоряжению FISA Группа Б прекратила свое существование. Многие заводские команды, такие как Ferrari, Porsche и Toyota готовили свои машины к сезону 1987 года, а у Audi наготове был среднемоторный 1000-сильный монстр, но все эти проекты так и умерли на стадии разработки, не увидев раллийных трасс. Поговаривают, что боссы Формулы-1 приложили руку к упразднению самой популярной раллийной серии из-за непомерно возросшей популярности ралли, но и без этого все причины налицо.

Добавлено в 20:39
Чиновники в Париже чувствовали за собой вину: ведь именно они развязали руки крупным фирмам и в то же время не обеспечили должный уровень безопасности. И все же обвинять во всех смертных грехах FISA было бы по меньшей мере несправедливо. Тем более что уже в 1986 году в Париже прорабатывался регламент абсолютно новой группы S.

Суть его заключалась в следующем. Автомобили новой категории должны были взять от группы В все самое лучшее - футуристического вида кузова, еще более смягченные условия регистрации (для прохождения омологации фирме необходимо было изготовить всего десять автомобилей). Однако гонка вооружений должна была встать под строгий чиновничий контроль - мощность двигателей планировалось ограничить на уровне 300 л.с.

Вам это ничего не напоминает? Да-да, группа S - увы, так и не увидевшая свет (хотя автомобили по новому регламенту уже вовсю строили и Lancia, и Ford, и Audi), - живо напоминает ныне процветающую категорию WRC. Кто знает, быть может, FISA не стоило рубить с плеча?

Добавлено в 20:41


Добавлено в 20:42
Видео аварии Тойвонена:



Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:43
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Что самое интересное, ВАЗ тоже готовил свою машину по регламенту группы Б

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:44
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
А вот эти MG 6R4 до сих пор побеждают в ралликроссе

Золотой век ралли
 
[^]
GhostStalker
1.07.2015 - 20:46
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.12.10
Сообщений: 241
Ну собственно у меня ВСЁ!

Золотой век ралли
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 19518
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх