В Запорожье найден уникальный, советский микроавтобус "Старт"

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
tatarin11
27.03.2015 - 19:10
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
120
Для начала немного истории.

18 декабря 1963 года в газете «Правда» была опубликована небольшая заметка о создании нового микроавтобуса «Старт» со стеклопластиковым кузовом, которая во многом перевернула представления о возможностях применения пластика в массовом автомобилестроении. Несмотря на значительный вклад в развитие нашей промышленности, проект спустя короткое время был забыт, поэтому история создания этого микроавтобуса обросла множеством слухов, домыслов и легенд. Нам удалось разыскать создателей этого автомобиля и участников тех событий.



В Запорожье найден уникальный
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
tatarin11
27.03.2015 - 19:10
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
После постройки этого прицепа молодой коллектив авторемонтной базы во главе с Г.В. Дьяченко и главным инженером автотреста А.Г. Ивановым задумали опробовать свои силы в создании автомобиля. Все понимали, что автомобиль – это более сложная конструкция, которая требует серьезного подхода к разработке и проектированию. Но это лишь добавляло азарта, который сыграл немаловажную роль в реализации этой инициативы.

Для создания микроавтобуса на САРБ был организован конструкторский отдел при экспериментальном участке, где закипела работа над проектом. Пригласили двух выпускников Харьковского автодорожного института Я.М. Балясного и Б.Ф. Крутенко, имевших опыт работы со стеклопластиковыми кузовами при разработке гоночных автомобилей ХАДИ.

Эта удивительная история началась в ту пору, когда начальником главного автотранспортного управления Луганского совнархоза был назначен энергичный и инициативный А.С. Антонов, который ни дня не мог прожить без какой-нибудь новаторской идеи. Одна из идей – постройка прицепа-дачи с кузовом из стеклопластика – была поручена коллективу Северодонецкой авторемонтной базы (САРБ) треста автотранспортных предприятий Минтяжстроя УССР. Почему именно из стеклопластика? Во-первых, в то время набирала обороты правительственная кампания по внедрению альтернативных материалов, основным из которых была пластмасса. А во-вторых, регион изобиловал предприятиями химической промышленности, которые выпускали стекловолокно, эпоксидную смолу и другие полимеры.

В Запорожье найден уникальный
 
[^]
tatarin11
27.03.2015 - 19:10
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
В ходе работы коллектив сталкивался с массой проблем, ведь, по сути, создавалась технология изготовления стеклопластиковых кузовов. Но энтузиазм работников, их стремление проявить себя не знали границ.

Первенцем этих начинаний стал масштабный (1:10) макет микроавтобуса, который назвали «Старт». Над его внешним видом трудился художник-дизайнер Ю.И. Андрос. Когда окончательный дизайн «Старта» был согласован со всеми членами коллектива и руководством обкома партии, приступили к изготовлению гипсового макета в натуральную величину. После этого поверх макета начали выклеивать контрформу, которая с внутренней стороны принимала все его очертания. Впоследствии в этой контрформе изнутри и изготавливались кузова микроавтобусов.


В Запорожье найден уникальный
 
[^]
tatarin11
27.03.2015 - 19:10
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
Для большей жесткости конструкции «Старта» использовались закладные детали, обклеенные стеклопластиком: с их помощью к кузову крепились двери, пол и сварная рама основания. На раму устанавливали мосты и двигатель от ГАЗ-21.

Первый микроавтобус «Старт» цвета слоновой кости с вишневой полосой представлял собой туристский вариант: в салоне располагалось три сиденья-дивана (два вдоль кузова и одно поперечное в конце салона), шкафчики для посуды, капот двигателя использовался в качестве столика, а в багажнике был смонтирован походный умывальник.

«Старт» собрали на САРБ за полтора месяца до конца 1963 года. На заводе спешили успеть к заседанию коллегии Госкомитета автотракторного и сельхозмашиностроения СССР, куда конструкторов выдвинули руководители местных партийных органов. Коллегия была посвящена вопросам промышленного применения пластических масс, предполагалось выслушать доклады директоров многих заводов об использовании пластмассы в автомобильной и тракторной отраслях.

В Запорожье найден уникальный
 
[^]
tatarin11
27.03.2015 - 19:11
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
Поэтому многие исправления в конструкцию автомобиля приходилось вносить в процессе сборки, которую вели днем и ночью. В итоге в середине декабря «Старт», успешно преодолев расстояние почти 1000 км, прибыл в Москву, где за неделю произвел настоящий фурор среди общественности, успел «засветиться» и на центральном телевидении в программе «Время», и в «Правде», и в Кремле. Кроме того, этот микроавтобус экспонировался в декабре 1963 года на ВДНХ СССР и был показан Н.С. Хрущеву, который остался доволен машиной. Так «Старт» и его создатели получили всесоюзную известность.

В Северодонецк конструкторы вернулись настоящими героями и, получив «добро» от председателя Комитета автотракторного и сельхозмашиностроения СССР Н. И. Строкина на поставку 50 «волговских» комплектов с ГАЗа, с января 1964 года приступили к сборке «Стартов», один из которых решили подарить П. Е. Шелесту, первому секретарю ЦК КП Украины. Этот белый микроавтобус с голубой полосой уже имел стандартный пассажирский салон с отдельными сиденьями, но, как и полагается автомобилю для высшего руководства республики, был с «изюминкой» – автономной системой спецсвязи КГБ, с антенной, вмонтированной в крышу кузова. Спецсвязь была установлена непосредственно в Киеве при участии инженеров САРБ.

Из остальных полученных запчастей от ГАЗ-21 работникам северодонецкой авторембазы удалось наладить мелкосерийное производство микроавтобусов, некоторые из них попали в историческую хронику страны. Например, один «Старт», командированный на «Мосфильм», снимали в кинофильме «Кавказская пленница»; другой работал на областной телерадиостудии Луганска и по роду службы часто мелькал на многих мероприятиях. Этот микроавтобус представляет особый интерес, так как был единственным спецавтомобилем, выпущенным в Северодонецке на базе «Старта»: его укомплектовали специальной аппаратурой, внешне он отличался крупными антеннами и громкоговорителями на крыше. По некоторым данным, эта машина использовалась по своей основной «профессии» вплоть до конца 1980-х годов.

После того, как централизованная поставка комплектующих с Горьковского автозавода прекратилась, изготовление микроавтобусов на САРБ ориентировалось на конкретные заказы от организаций при наличии агрегатов ГАЗ-21, как правило, со списанных автомобилей-такси. Таким образом, за три с небольшим года (1964–1967) в Северодонецке было всего выпущено около 100 микроавтобусов «Старт».

В 1964 году Антонова, который стоял у истоков этого проекта, перевели в донецкий совнархоз. А поскольку ему хотелось, чтобы «Старты» выпускались на новом месте, по его настоянию дублирующую оснастку на производство кузовов также передали донецкой автобазе треста «Главдонбасстрой». В парке автобазы насчитывалось порядка 1000 машин, были хорошие производственные площади по ремонту подвижного состава. Поэтому на этой территории в контрформе, сделанной на САРБ по контуру готового кузова (макет к тому времени не сохранился), начали изготавливать и собирать микроавтобусы-близнецы, которые получили собственное название «Донбасс». Их было сделано не более десяти.

В Запорожье найден уникальный
 
[^]
tatarin11
27.03.2015 - 19:11
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
К сожалению, проект микроавтобусов «Старт», несмотря на инновационность и перспективность, не получил дальнейшего развития по ряду причин: «сырая» и трудоемкая технология изготовления стеклопластиковых кузовов, не годившаяся для массового производства; высокая себестоимость материалов; дефицит горьковских агрегатов. Но главной причиной, по словам создателей машины, стала зависть «обделенных лаврами славы» руководителей заводов и НИИ автопрома, которые всячески пытались вставлять палки в колеса, чтобы не допустить реализации проекта, в котором они оказались не у дел. Естественно, эти бюрократы сделали все, чтобы коллектив маленького завода отказался от своей инициативы.

Казалось бы и конец... если не вспомнить еще один примечательный фрагмент из истории «Старта». В конце 1966 года, когда на САРБ выпуск микроавтобусов был практически свернут, на Луганском автосборочном заводе по инициативе директора Д.А. Мелконова начали самостоятельно разрабатывать оснастку для изготовления «собственных» «Стартов».

На ЛАСЗ технология изготовления стеклопластиковых кузовов кардинально отличалась от северодонецкой: кузов микроавтобуса «выклеивался» не внутри контрформы, а поверх натурального деревянного макета. Такой метод был более трудоемким с точки зрения обработки наружной поверхности, которую требовалось дольше зачищать и шпатлевать. Из-за этого наладить серийный выпуск оказалось не по силам – завод смог изготовить лишь партию из 20 штук.

В Запорожье найден уникальный
 
[^]
tatarin11
27.03.2015 - 19:12
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
Сейчас известно о нескольких сохранившихся микроавтобусах марки «Старт» на территории бывшего СССР – трех в Москве и одной в Краматорске.

Собранные в Луганске микроавтобусы отличались от исходного «Старта» наклонной боковой стойкой взамен треугольной, как у северодонецкого родича. Вдобавок они имели подвеску от автомобиля «ЗИМ», что придавало им плавность хода. Эти микроавтобусы заводчане ласково звали «Луганчиками». Со слов сына Мелконова, один из них долгое время был служебной машиной отца...

Вот так печально сложилась судьба этого проекта. Остается сожалеть, что разработке «Стартов» не было уделено достойное внимание «сверху», хотя тема применения альтернативных материалов в автомобилестроении актуальна и сейчас. Но микроавтобус «Старт» был первым пластмассовым автомобилем, который получил общественное признание.

В Запорожье найден уникальный
 
[^]
tatarin11
27.03.2015 - 19:12
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
собственно, фото объекта

В Запорожье найден уникальный
 
[^]
tatarin11
27.03.2015 - 19:12
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
...

В Запорожье найден уникальный
 
[^]
tatarin11
27.03.2015 - 19:12
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
...

В Запорожье найден уникальный
 
[^]
tatarin11
27.03.2015 - 19:13
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
...

В Запорожье найден уникальный
 
[^]
tatarin11
27.03.2015 - 19:13
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
...

Добавлено в 19:13
...

В Запорожье найден уникальный
 
[^]
tatarin11
27.03.2015 - 19:13
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
...

В Запорожье найден уникальный
 
[^]
tatarin11
27.03.2015 - 19:13
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.01.11
Сообщений: 92
На этом у меня все.
фотал лично.
в понедельник буду искать владельцев (если они есть).
возможно, найду возможность выкупить это (хз, возможно ли это восстановить каким-то образом).
время покажет.

инфу спионерил тут http:// smotra .ru/users/vs-2/blog/114808/

вот всем известные кадры))





В Запорожье найден уникальный
 
[^]
stns
27.03.2015 - 19:16
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.08.10
Сообщений: 3
Верхнюю маршрутку на линию: Щелковская - Балашиха biggrin.gif

Это сообщение отредактировал stns - 27.03.2015 - 19:16
 
[^]
galaktus
27.03.2015 - 19:16
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.02.14
Сообщений: 1212
Прикольный вид у тарантаса. Надо было забугорным хипарям его продавать. Глядишь и стал бы легендой как VW, только вот вместимость подводит.
 
[^]
baz1k0
27.03.2015 - 19:19
-1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 2.07.14
Сообщений: 39
у цветметчиков ни чего святого
 
[^]
AJIENA
27.03.2015 - 19:21
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.06.11
Сообщений: 2773
кажется, именно такой автобус увозит Нину (и Шурика с ишаком) в конце фильма "кавказская пленница"...
 
[^]
капрал63
27.03.2015 - 19:25
4
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 22.02.15
Сообщений: 791
Цитата (AJIENA @ 27.03.2015 - 19:21)
кажется, именно такой автобус увозит Нину (и Шурика с ишаком) в конце фильма "кавказская пленница"...

Да,это был он!
 
[^]
sllava
27.03.2015 - 19:28
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.12.11
Сообщений: 2286
Цитата (AJIENA @ 27.03.2015 - 19:21)
кажется, именно такой автобус увозит Нину (и Шурика с ишаком) в конце фильма "кавказская пленница"...

Читай пост внимательно,там про это написано.
 
[^]
FedFed
27.03.2015 - 19:29
0
Статус: Offline


Домосед

Регистрация: 13.01.11
Сообщений: 14863
ну и какие проблемы если он пластиковый? эти остатки можно обратно склеить, прилепить недостающие детали с убитой 21-й волги и оборудовать под себя да ездить. в чем проблема я не пойму? двери да крышку багажника можно и металлические сварить. тут главное кузов. а он есть.

Это сообщение отредактировал FedFed - 27.03.2015 - 19:30
 
[^]
sllava
27.03.2015 - 19:31
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.12.11
Сообщений: 2286
Цитата (tatarin11 @ 27.03.2015 - 19:13)


возможно, найду возможность выкупить это (хз, возможно ли это восстановить каким-то образом).

Если не связан по работе с автосервисом,то очень долго и дорого.
 
[^]
ajei
27.03.2015 - 19:32
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 2.04.14
Сообщений: 194
Боже какой я старый faceoff.gif lol.gif lol.gif Я видел данный пепелац вживую году так в 70 - 72 в родном городе Луганске.Не думал тогда что это будет история. И он действительно снялся в "Кавказской пленнице"
 
[^]
artin
27.03.2015 - 19:32
1
Статус: Offline


Violator

Регистрация: 13.11.11
Сообщений: 1844
ща
 
[^]
CrazyPianist
27.03.2015 - 19:35
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 19.03.13
Сообщений: 573
Цитата (tatarin11 @ 27.03.2015 - 19:13)

помогите вставить видео

 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 30653
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх