Этот ур@д угробил мою alma mater, ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского(типа перевели в Воронежс Москвы, а в реальности, тыловое высшее училище назвали именем знаменитой академии, не один уважаемый профессор/ученый, не уехал с Москвы, а именно профессорско-преподавательский состав самое ценное). И не мало других вузов.
"Научные школы академии внесли огромный вклад в становление России как великой авиационной державы. Всемирную славу принесли ее выпускники, среди которых 10 маршалов авиации, 40 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и РАН, более 600 докторов и свыше 5000 кандидатов наук, 220 Лауреатов Госпремий, 30 Героев Социалистического труда, 115 Героев Советского Союза и РФ, 30 космонавтов, более 200 летчиков-испытателей, десятки тысяч инженерных и командных кадров.
В ВВИА им. Жуковского создано 30 научных школ мирового уровня. При участии академии созданы практически все виды летательных аппаратов нашей страны. И до последнего времени наши специалисты были задействованы в разработке перспективного авиакомплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) и в исходных работах по созданию перспективного авиакомплекса дальней авиации (ПАК ДА).
«СП»: - Понятно, что все это было бы недостижимо без развитой учебной и экспериментальной базы академии. Насколько известно, почти вся она осталась на прежнем месте и в Воронеж не перевезена? Что именно у вас было?
- Учебно-материальная и научная база насчитывала свыше 10 тысяч единиц техники, вооружения и оборудования, включая порядка 30 самолетов и вертолетов, более 40 типов силовых установок самолетов и ракет, свыше 100 единиц авиационных средств поражения, тренажеры, специализированные классы комплексов навигации, связи, воздушной разведки, РЭБ, АСУ. А еще - уникальные комплексы исследования аэродинамики летательных аппаратов (набор аэродинамических труб) и силовых установок (моторо-испытательная станция). Наконец, для оценки эффективности средств поражения на скоростях, близких к космическим, построен баротир.
«СП»: - Неужели в Минобороны не понимали, что все это просто невозможно перебазировать в Воронеж?
- Что там вообще понимали до недавнего времени - трудно сказать. Но даже не фактически потерянная материальная база стала самой тяжелой нашей потерей. Дело в том, что главное в любом учебном заведении – это не здания и помещения, какой бы шикарной отделке они ни подверглись. Главное богатство академии, определявшее ее всемирную известность и вклад в развитие отечественной авиации, заключается в научном и профессорско-преподавательском составе. Коллектив такого уникального военного ВУЗа, как академии им. Жуковского, формировался десятилетиями. И ожидать, что в Воронеже в одночасье или даже в ближайшие 10–15 лет возникнут такие коллективы, совершенно безосновательно. Для формирования научных школ, как показывает опыт, требуются многие десятилетия. Могу сказать, что защита первой докторской диссертации состоялась в стенах ВВИА только спустя 19 лет (!) после ее создания, в 1939-м году.
Хотя, конечно, с самого начала было ясно: и уникальные учебно-исследовательские комплексы (две большие дозвуковые трубы, моторо-испытательная станция и баротир) нельзя перебазировать. Их можно либо восстановить, либо уничтожить. Значительную часть оборудования и спецклассов авиационного и радиоэлектронного оборудования также нельзя демонтировать, так как восстановить их на новом месте без разработчиков невозможно, а никто из создателей в Воронеж не поехал.
Сегодня учебно-материальную базу удалось лишь частично перебазировать в Воронеж. Из 700 тысяч томов учебной библиотеки перевезено лишь 200 тысяч. Сверхзвуковые аэродинамические трубы, перевезенные в Воронеж, без создания баллонной компрессорной станции эксплуатировать невозможно, а баллоны академии с давлением до двухсот атмосфер и весом более десяти тонн каждый не взяли. Оставшееся оборудование либо передано в другие организации, либо списано. "