Побуду капитаном КЭПом.
Сначала было изобретено чернобелое телевидение.
Народ охуел, увидев это диво дивное и на радостях приобрёл (далеко не каждый мог тогда это позволить, да и дифффсссит был дикий).
А потом инженеры придумали не просто диво дивное, но и чудо чудное.
Цветное телевидение.
Причём, перед ними стояла очень важная задача: при переходе на цветной стандарт - не кинуть народ, который купил ранее чёрно-белые ящики.
Сейчас это кажется немыслимым.
Сейчас: "Мы обновили стандарты, поэтому ваши старые ресиверы перестанут работать - идите в магазин за новыми! А старые можете выкинуть нахер!"
Так вот, задача состояла в том, чтоб старые ч/б телики могли в новом цветном стандарте смотреть и цветную передачу (на чёрно-белом экране), и чёрно -белую трансляцию.
И новокупленные цветные телевизоры могли бы показывать цветную трансляцию в цвете, и при черно-белой трансляции - показывать на цветном экране чёрно-белое кино.
В Советском Союзе такой стандарт был SECAM. То есть, КАЖДЫЙ цветной телевизор Советского Союза тогда был "оснащён декодером СЕКАМ". Но НИКТО так не говорил (про СЕКАМ). Говорили ПРОСТО: цветной телевизор.
А вот в Европе был стандарт ПАЛ (PAL). то есть цветной телевизор PAL показывал в цвете трансляцию PAL, а всё что НЕ-пал показывал в ч.б, то есть PAL -телевизор с (цветным PAL- декодером) воспринимал цветное SECAM - изображение, как Ч\б сигнал.
И соответственно, наоборот. Советские SECAM- цветные телевизоры видели цветной PAL-сигнал, только КАК чёрно-белое кино.
Абсолютно подавляющее большинство "видаков VHS" того времени - это PAL-системы, как и стандарт записи на видеокассетах - боевиков, эротики, ужасов и фантастики - в PAL-системе.
То есть, доходчиво: у тебя ЦВЕТНОЙ видак, запись на кассете ЦВЕТНАЯ, и советский телек ТОЖЕ цветной.
Ты втыкаешь кассету, нажимаешь PLAY, а на экране, ссука, чёрнобелое кино!
Вот тогда в обиход и вошло понятие "ДЕКОДЕР PAL".
Но декодер PAL переводит сигнал НЕ В СЕКАМ!!! Он видеосигнал PAL переводит в три сигнала: Сигнал яркости (Y) и два цветоразностных сигнала (R-Y) и (B-Y).
Порой Вы сейчас можете встретить в связке три тюльпана (RCA) зелёный (или зелёно-жёлтый) - это яркостный сигнал и два: красный и синий - это НЕ прям красный и синий, а "цветоразностные".
Все три сигнала - это стандарт КОМПОНЕНТНОГО цв.тв сигнала (Не путать с КОМПОЗИТНЫМ сигналом, который передаётся только по ОДНОМУ жёлтому тюльпану RCA)
Так вот, эти сигналы (компонентные) уже в матрице модуля цветности формируются в сигналы RGB (красный, зелёный и синий), которые через видеоусилители попадают на катоды цветной электронно-лучевой пушки кинескопа.
p.s: советская промышленность, всё-таки выпускала один тип модуля цветности (по-моему... МЦ-41), он РAL сигнал обрабатывал напрямую, в если транслировался SECAM, то переводил его в "псевдо-PAL" и потом уже обработка шла, как при PALe.
Но это ебалА не получила своего распространения.
p.p.s: декодеров NTSC поначалу не было в телеках ВАААЩЕ!
Система была близка по стандарту к PAL, но немного отличалась.
И в ламповых телевизорах (УЛПЦТи) не реализовывалась НИКАК!
Только в телеках пятого поколения (5УСЦТ) стали лепить трёхсистемные декодеры цвета.
Надеюсь, лекция никого не утомила, старался объяснить насколько возможно, доступно и понятно.
Это сообщение отредактировал Crash71 - 14.05.2021 - 19:21