В нашей шахте на моей памяти уже крыс не было.
Мелкие горизонты отработали и углубились,чего их на глуьине не было-не скажу,вероятно,потому,что пласты крутые и вскрытие шло от вертикальных стволов,а наклонным был только скиповой,и то-наклонный условно,к горизонту 285 он круто уходил вниз и так почти вертикально до самого дозатора.
В общем-крыс не было.Кстати,госопда,газ метан в природе не имеет ни цвета,ни запаха,ни вкуса,поэтому определить его человек может только либо при помощи "Сигнала",либо когда неуклонно начинает засыпать.Канарейка тоже бы помогла,но где те канарейки в наше-то время?
В общем,расскажу тут байку,даже парочку,одну из своей жизни,одну из жизни отца,тоже шахтёра отдавшего подземелью 34 не самых худших года.
В общем,дело было так:
На автобус я по обыкновению опаздывал,он отправлялся от остановки в 6.45,а я выдвинулся из дому, впопыхах сожравши бутер с пол-кружкой чаю, в 6.40.
Благо,живу недалеко от остановки.В общем,когда я видел саму остановку-автобус уже тронулся,молодцевато и залихватски засвистев и замахав руками пришлось даже напрячь батоны и ускориться до режима "бег".
Водила,уже не помню точно кто из ни точно,прислушался к словам других шахтёров,кои засекли мою скачущую сайгаком тушку в окна и притормозил,ровно настолько,чтоб я успел вскочить в салон,по обыкновению первой смены забитый почти до отказа.Что говорить-люди душевные у нас работали.
Так вот,в этой давке отбрехиваясь от подколок коллег и товарищей мы и доехали до пункта Б.Всё было нормально на наряде,в бане,в ламповой и табельной.Ничто не предвещало.
Наряд был не самый сложный-перенести вентилятор местного проветривания по штреку 107 участка горизонта 550м на десять пикетов в сторону забоя.
Однако,беда подкралась как всегда неожиданно,уже стоя в клети,в которую наплевав на все нормы посадки всегда набивалось больше положенных 26 человек на этаж,я понял,что несмотря на отсутствие завтрака тот злой утренний бутер как то подговорил вчерашний ужин пойти посмотреть чо там в мире творится.
На горизонте 405 я понял - терпение не бесконечно,и сжав булки титаническим усилием воли представил себя водолазом в гидрокостюме.
Опускаться с горизонта на горизонта не так уж и долго,примерно 3-5 минут,но пока выйдет первая смена,пока погрузится 4 смена в клеть-это драгоценные секунды,которых не было.Тем не менее-воля моя твёрже алмаза,а тёмный глаз сжался с давлением ебать сколько кг\см.Не знаю как там в таких случаях у заднеприводных,но и в тот момент,и по сей день я рад,что мой клапан остался крепким от природы,без вмешательства всяких там кутюрье.Вероятно это и спасло от душевной травмы всех неповинных людей.
Я успел,успел выйти из клети и обгоняя самых торопливых торопыг,вызывая недоумение у коллег понёсся по ОКД на квершлаг,обгоняя даже машины с грузами,а местами и выворачивая шпалы.
Стоит отметить,что особой торопливостью в работе я не отличаюсь,предпочитая делать всё пусть медленно,но основательно.Поэтому такой забег на время вызвал много всяких домыслов,из которых все были верные, но в разной форме.
Разочарование постигло как раз на заезде на участок - дорожники подчищали стрелку и чистили канавки,мешая уединиться в такой уютной нише.Вторым моментом было то,что никакого,даже самого маленького клочка бумаги с собой тупо не было.Что было страшнее-даже не знаю.Датчики давления показывали запредельные значения,и я понимал,что шансов успеть сбросить балласт безаварийно не так уж и много.
На моё счастье,мозг в экстремальной ситуации работает быстрее,чем обычно,поэтому выход нашёлся-таки в виде инструкции к порошковому огнетушителю,которые в количестве пяти штук находились по штреку чуть далее,метров за пятьдесят, за поворотом.
Я успел,посоны,последние метры пришлось идти то гусиным шагом,то подпрыгивая как молодой козлик,но я успел,даже не заморачиваясь над этической стороной вопроса скользнул в ближайшую нишу и предался простому человеческому счастью-посрать.
Собственно,снобствующим клеркам,всякого рода деятелям культуры и прочим обеспеченным доступностью условий быта никогда не понять этого простого и кристально чистого ощущения счастья.
Это как вроде за секунду покорить самую неприступную вершину.Непередаваемо то,что смог,сумел,остался человеком пересилив себя.
Собственно,с падением давления способность здраво мыслить возвращалась.
И перспективы оказались не такими уж и радостными.
Дело в том,что я своими фекальными массами умудрился испортить единственный поток чистого воздуха в забой 107 участка.
Стоит-ли говорить,что нам же самим пришлось работать в жутких условиях зловонных миазмов?Уместно-ли будет в столь приличном обществе приводить все те идиомы и метафоры,которыми меня описывали коллеги в процессе работы?Думаю-вы сами поймёте всю глубину этих искусных речевых оборотов,из которых "дерьмодемон" самый благозвучный.Искренне жаль ГРОЗов,которым из забоя деваться просто некуда,А когда мы -таки включили вентилятор и он стал нагнетать воздух ещё и принудительно...
В общем,простите меня,мужики.Иного выхода просто не было.
Теперь вторая байка,от моего бати.
В то время он работал в проходке,и в очередной раз получила их бригада наряд забурить шпуры для взрывников.Работа так то не особо хитрая на набитую руку.Но надо знать нюанс: когда пробурены шпуры,то в них вставляют аммонитовые шашки (на разных типах пород разные типы взрывчатки,у нас использовался аммонит),которые в свою очередь глушатся глиной.Глины,должен вам сказать,в шахте не так чтоб уж дохуя на каждом углу,поэтому её иной раз доставляют заранее в отдельном ящике.
Один товарищ взял да и насрал в этот самый ящик.Насрал и тщательно перемешал,что говорит о глубокой коварности человека.Не знаю почему так,но батя говорит: шутки ради,ибо нехуй.
Взрывники даже никого не побили,хотя бутылёк от проходчиков выкатывать всё же пришлось.Потому,что график взрывных работ нарушать никак нельзя без очень важной причины,а говно-это не причина.
Вот,собственно и всё.
Хорошее было время,лучшая работа в моей жизни.И даже сейчас,спустя уже 4 почти года нет-нет да и приснится моё любимое подземелье.