Не во всех развитых странах так. По мотивам диссертации к.м.н. доктора Рогозина простыня (простите):
Итак.
20 лет назад в нашей стране еще преобладала «бюджетная» модель финансирования медицины, которую разработал в свое время великий доктор Семашко. Суть этой модели простая - прямое финансирование из бюджета расходов на содержание единой общенациональной сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), которая обязана оказывать медицинскую помощь населению независимо от числа обращений по всей территории страны.
Либералы из первого российского правительства внедрили в начале 90-х так называемую «Страховую» модель, которая предусматривает оплату через страховых посредников каждого обращения за медицинской помощью в автономные, независящие друг от друга ЛПУ, несущие полную ответственность за своё финансирование.
А теперь смотрим рейтинг, который демонстрирует успехи в здравоохранении. Вот ТОП-30 стран-лидеров рейтинга здоровья населения: www.odnako.org/blogs/show_22102/
Источник, кстати, глубоко либеральный американский -- "Блумберг". Но даже у него получается, что большинство развитых "капиталистических" стран с хорошей медициной применяет БЮДЖЕТНУЮ модель ее финансирования. Иными словами, те самые государства, на процветающую модель которых вроде как нас переориентируют, взяли на вооружение "советскую" модель здравоохранения.
Обратим, кстати, внимание, что в ТОП-30 даже близко не вошел светоч разума и свободы - Соединенные Штаты Америки. Думаю, люди осведомленные знают, что с медициной там, как бы это сказать, есть проблемы. Чтобы не сказать большие. Главным образом -- потому, что там она страховая. Подробности можно получить у автора Sicko Майкла Мура.
Сравнение англоязычных стран демонстрирует превосходство «бюджетной модели»: расходуя значительно больше, «страховое» здравоохранение США проигрывает практически по всем сравниваемым показателям «бюджетным» системам здравоохранения Великобритании, Австралии и Канады. Этот факт нельзя объяснить «эпидемией ожирения» среди американцев – в США более молодое и менее «пьющее» население, более благоприятны климат и социально-бытовые условия жизни. При этом ни в одной англоязычной стране, использующей «бюджетную» модель, не стоит так серьезно проблема доступности медицинской помощи значительной части населения, как в США.
Ну да Бог с ними, англосаксами. Куда интереснее посмотреть, что происходит в трех братских славянских республиках.
Выводы следующие:
- Беларусь сохранила практически неизменной централизованную советскую «бюджетную» модель здравоохранения;
- Украина также использует бюджетное финансирование, однако отказалась от централизации здравоохранения, передав управление им муниципалитетам и администрациям областей;
- Россия полностью перешла на «страховую» модель, и единственное, что нас сейчас еще объединяет со здравоохранением СССР – государственная форма собственности на основную часть лечебных учреждений.
Сравниваем эффективность здравоохранения Украины, Беларусии и России, и видим следующее:
- «Советское» здравоохранение Беларуси, расходуя ощутимо меньше средств, обеспечивает значительно более высокие показатели здоровья населения по сравнению с Россией;
- Украина добивается практически одинаковых с Россией показателей здоровья населения, расходуя почти в 2 раза меньше.
Почему так происходит? Тоже есть объяснение. Дело в том, что рынок медицинских услуг имеет свою специфику, и прежде всего – это монополизм наиболее востребованных населением многопрофильных ЛПУ:
- исключительно высокая капиталоёмкость;
- длительный (до 10-15 лет) срок окупаемости инвестиций в создание таких ЛПУ;
- невозможность отложенного спроса на медицинскую помощь;
- жесткая привязка большинства потребителей медицинских услуг к территории проживания.
Поэтому эффективность рыночной конкуренции ЛПУ наиболее высока в странах:
- с высокой плотностью населения («Деньги следуют за пациентом»);
- с развитой дорожной сетью (позволяет населению пользоваться ЛПУ соседних районов);
- с высоким уровнем производства (высокий уровень платежеспособности как системы обязательного медицинского страхования, так и населения);
- с благоприятными условиями для ведения бизнеса и долгосрочных масштабных инвестиций.
Реалии России таковы, что наша страна не соответствует ни одному из вышеуказанных параметров. Мы живем в стране с очень неравномерной заселенностью – не сравнить с «европейскими» Белоруссией и Украиной. У нас:
- плотность населения 8 человек на 1 кв. км;
- катастрофическое состояние дорожной сети; :huh:
- очень скромный для развитой страны ВВП, жёстко привязанный к мировой конъюнктуре цен на энергоносители;
- средний горизонт планирования бизнеса в России – не более 3-5 лет.
В этих условиях речь о «рыночной конкуренции ЛПУ» в России может идти только в мегаполисах и в наиболее крупных городах, где платежеспособный сбыт медицинских услуг гарантирован. На остальной территории основным (и зачастую единственным) провайдером медицинской помощи для населения с низкими и средними доходами были, остаются и в обозримом будущем будут только ЛПУ, созданные в СССР.
Это выводы, сделанные в докторской диссертации Андрея Рагозина, и это, по сути, жесткий приговор всему нашему здравоохранению: Россия не приспособлена для страховой медицины. Как бы ни бодались на заседаниях правительства министры, сколько бы денег не выделялось на развитие здравоохранение, только возврат к советской бюджетной модели (той самой, которую скопировали большинство развитых государств) может вернуть стране достойный уровень медицинского обслуживания при тех же затратах.
"Строго говоря, нынешняя модель представляет собой ту же бюджетную медицину с гигантским глистом в лице страховой составляющей. Переход к чисто бюджетной модели не составит большого труда - достаточно только воли, чтобы провести дегельминтизацию. Но дело ведь не только в финансировании. Внедрение страховой модели принесло такие вещи, как "стандарты" оказания медпомощи и "доказательная медицина". В результате чего в непрофильных стационарах невозможно своими силами пролечить сопутствующую патологию. Доходит до курьёзов: в туберкулёзном стационаре для купирования гипертонического криза следует вызывать "скорую". Вот с этой заразой борьба предстоит долгая и упорная"
Добавлено в 22:34 И еще один когнитивный диссонанс: могу ли я себе позволить работать (зарабатывать?) в медицине, если мне не хватает денег на несамое дорогое лечение (цена вопроса без лекарств от 80 тыс. р.)? Попала, да?