В детстве, в конце 60-х - начале 70-х, подняться домой на 3 или 4 этаж, чтобы попить - это было труднее, чем умереть от жажды. Особенно, если игра в "войнушки" в самом разгаре. Тем более, если игра перенеслась далеко в соседние дворы или в "диску" (десантная дивизия).
Именно для таких случаев была разработана надежная технология проверки пригодности воды из случайных источников и водоемов к употреблению вовнутрь. Если плюнуть в воду, которую можно пить - пузырьки слюны быстро разбегаются в стороны, а если плевок остался плавать без изменений - такую воду пить нельзя. Достаточно быстро вся гидросистема военного городка Чирчика, в которую входили многочисленные лужи, канавы, доставлявшие воду к огородам наиболее хозяйственной части СА, и три канала, была идентифицирована и ранжирована. Как правило, правило это не давало сбоев - в лужах плевок намертво консервировался. в каналах - бодро рассыпался по радиальным траекториям.
И вот однажды я обнаружил, что мой братишка, который младше меня на 2 года, делает все с "точностью до наоборот" - пытается напиться из лужи, предварительно плюнув в нее. Начинаю выяснять, в чем дело, и получаю такое объяснение:
- Если плюнуть в плохую воду, микробы сразу набрасываются на слюну, и каждый растаскивает в сторону по пузырьку. Некоторые пытаются по два-три...
Изрядно посмеявшись над такой теорией, я, в котором уже давно созрел виднейший экспериментатор нашей эпохи, сразу сообразил, как провести наглядный урок.
- Пошли домой.
- Зачем?
- На одну минутку, там узнаешь.
Дома я завел его сначала в туалет. В сливном отверстии унитаза под светом сорокаваттной лампочки призывно поблескивала вода.
- Плюй. Теперь я. Ну что, будешь пить?
Два плевка блестели на поверхности воды, как граненые бриллианты. Братишка смотрел на меня широко раскрытыми глазами. Так бывало, когда я после трех мультфильмов, просмотренных по телевизору, говорил: "Еще будет", и, действительно, начинался еще один - а это было действительно чудом, которое я сам "наколдовал" своим непреодолимым желанием, ибо не было в доме ни программы ТВ, ни часов, ни кого-нибудь из взрослых...
Но на этом эксперимент не закончился. Я торжественно провел его на кухню и снял с полки алюминиевый ковшик, из которого всегда пил воду из под крана папа. Чистота опыта требовала, чтобы его проводил он сам.
- Бери ковшик. Наливай воду. Плюй. Теперь я. Понял теперь?
Через пару минут, удовлетворенный своим педагогическим талантом, я пошел на улицу, гулять дальше. Ушел один. Братишка остался дома, задумчиво почесывая затылок.
Я понимал, что в нем тоже зарождается естествоиспытатель. Он остался проверять повторяемость опыта.