77
Христиане верят в то, что Иисус существовал. Для них это не требует доказательств. Поэтому это и называется вера )
Но многие люди думают: был ли Иисус сыном Божьим или нет - это вопрос веры. Но ведь если он существовал как человек, как историческая личность, разве не должно остаться об этом каких-нибудь свидетельств? Ну хоть каких-нибудь... Об этом и поговорим.
Перед тем, как перейти к строго научным фактам, скажу всем скептикам, которые после прочтения этого текста воскликнут: и все? Так мало? Господа, вы должны понять одну простую штуку. То, что происходило в Иудейской провинции Римской империи в I веке нашей эры, строго говоря, мало кого тогда интересовало. Выражаясь фигурально, новости оттуда не были "на первых страницах газет". Вы вот в век Интернета много знаете о том, что происходит в Непале или Камбодже? Вас это особенно не волнует. Вот так же и мир тогда не колыхало, что объявился в Иерусалиме какой-то человек, который кем-то себя объявил, в результате чего произошли какие-то волнения, и этого человека потом казнили. Ну и что? Подумаешь, новость... А то, что якобы чудеса творил, так таких рассказов про кудесников всяких тогда можно было насобирать "вагон и маленькую тележку".
Итак! О жизни Иисуса Христа нам подробно повествуют четыре канонических Евангелия: От Матфея, от Луки, от Марка и от Иоанна. Тут все понятно. Это апостолы, христиане.
А что НЕ христиане?
1.Первое косвенное упоминание о существовании Христа встречается у сирийского язычника, философа Мара Бар Серапиона. Документ этот датируется примерно 70-100 годами нашей эры и является таким себе духовным наставлением своему сыну. В нем автор советует сыну "уважать мудрецов" для того, чтобы его не "постиг тот позор, который постиг афинян за убийство Сократа" или чтобы его "не постигли те беды, которые постигли евреев за то, что они распяли своего мудреца". Понятно, что Иисус тут прямо по имени не упомянут. Но писалось это лет через 40-50 после казни Христа. И вроде никакой информации о том, что евреи казнили за это время еще каких-нибудь мудрецов, до нас не дошло.
2.Еврейский историк Иосиф Флавий. С ним вообще крайне интересная штука! В своей книге "Иудейские древности" (примерно 70-80-е годы нашей эры) он якобы описывал Христа, но делал это в таких хвалебных выражениях (при том, что сам был иудеем), что историки моментально заподозрили, что это более поздняя историческая вставка. Помните Булгакова, разговор на Патриарших прудах? Берлиоз именно про это и говорит Воланду.
Долгое время так и считалось. Но все изменилось в 1971 году, когда архивистами была опубликована средневековая рукопись на арабском языке. Называлась она "Всемирная история". Написал ее некий христианский епископ Агапий (сам араб), и значительная часть этого труда представляла собой просто переписанные труды Иосифа Флавия. И вот когда ученые стали ее изучать, обнаружилось, что в арабском варианте Иисус тоже упоминается, но никаких таких восхвалений там и близко нет! Цитата: "В этом время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным и он славился своей добродетелью. И многие из Иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть, однако те, кто стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они РАССКАЗЫВАЛИ, будто он явился к ним на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим, он ДЕ и был мессия, о котором возвестили пророки". Как видите, совершенно другая интонация Никакого тебе восхваления, сухие факты. Да - был, да - были ученики, да - казнили, ученики ГОВОРИЛИ, что воскрес и поэтому многие решили, что он мессия. А вот это ни на какую "позднюю вставку" совсем не похоже. Тем более, что еще в III веке нашей эры греческий христианский философ Ориген упрекал Флавия за то, что он, мол, упоминает об Иисусе, но не считает его Спасителем. Значит, Флавий об Иисусе таки упоминал.
3. Сборник еврейских рассказов об Иисусе "Толедот Йешу". Примерно II-VI века. Довольно мерзкие сатирические истории о жизни Иисуса. Типа, был в Иерусалиме храм, в котором был камень, на котором было начертано имя Бога - Иегова. И кто знал это имя, мог творить чудеса. В храм заходили только иудейские священники, а на выходе их храма была привязана какая-то офигенно злобная собака, которая так лаяла, что выходящий из храма сразу забывал имя Бога. Такая себе система безопасности. Так вот, хитрый Иисус проник в храм, прихватив кусочек папируса. Узнал имя Бога, разрезал себе бедро, написал кровью имя Бога, вышел из храма, собачка полаяла, Иисус забыл имя Бога, но вытащил из бедра бумажку, прочитал имя стал ходить и творить чудеса, объявлять себя мессией. Тогда еврейские священники собрались и поручили скромному богобоязненному еврейскому юноше Иуде сделать то же самое. Иуда сделал. И когда Иисус вышел "попонтоваться" перед римской императрицей Еленой и стал показывать чудеса, летать там туда-сюда, Иуда вышел и показал то же самое, объяснив при этом императору, что, мол, наш Бог силен, и кто знает его имя, может делать любые чудеса. И что, мол, никакой Иисус не Бог, а просто мошенник. После этого он, то ли помочился на Христа, то ли "изверг семя" на него, Иисус осквернился, потерял свою "суперсилу", его схватили и казнили.
Как видите, судя по всему, Иисуса евреи в те времена, мягко говоря, "недолюбливали". Но интересно то, что в этой книге никто не ставит под сомнение сам факт того, что Иисус существовал. Ведь в этом тексте никто не говорит, что никакого Иисуса вообще не было. К тому же, некоторые слова, указанные как слова, якобы сказанные Иисусом, вполне могли быть ими сказаны. Например, "терпите, чтобы и вас терпели". Это вполне в духе проповедей Христа.
4. Иисус (Иса) упоминается и в Коране. Но это уже значительно более поздний текст - VII век нашей эры. То есть с библейских событий прошло уже без малого 700 лет. И тут, что называется, рассказ со слов рассказа со слов...
5. Апокрифы. Но это, во-первых, не совсем чтобы "не христианская" история (мы ведь говорим о НЕ христианах), а во-вторых, отдельная, большая и интересная.
Подчеркну еще раз: о ХРИСТИАНАХ писали многие языческие философы и историки. Но непосредственно о Христе - вот все, что мы имеем по этому вопросу с точки зрения, так сказать, "чистой науки".