Часть 2. История.
Боролось ли государство с помойками? Конечно боролось. Но на начальном этапе борьба напоминала борьбу "пчелы против меда". Сначала, в 90-е года пчелами были олигархи и иже с ним. Они сильно влияли на власть, и они же активно использовали схемы с помойками. И всякие другие. Поэтому в 90 все никаких вообще ужесточений не случилось.
После прихода Путина началась настоящая борьба, но очень долго с переменным успехом.
Первое, что сделал ВВ - это вступил в деловые соглашения с крупным бизнесом, государственным и негосударственным. Залог был простой: ребята, платите налоги, и Вам дадут спокойно работать. Кто согласился - тот и сегодня является олигархом (ну, если не разорился по рыночным причинам). Кто не согласился - поехал жить в Израиль, или в другие снежные края.
Причем подход там был достаточно интересный. Налоговые органы просто устанавливали уровень налогов, которые в итоге должен заплатить крупный бизнес. Для крупных компаний индивидуально. Даже соглашения с ними на эту тему заключали.
Почему крупный бизнес это смог легко перенести? Во первых, в основном у нас весь крупный бизнес - сырьевой. А там маржи при продаже сырья на внешние рынки достаточно, чтобы и налоги заплатить. Помог еще и рост цен с начала 2000 г.
Во вторых крупный бизнес имеет преимущества перед средним и мелким за счет эффекта масштаба. Поэтому они даже если платят налоги, то за счет имеющегося запаса эффективности способны с средним и мелким бизнесом конкурировать.
Одновременно с этим в крупных бизнесах такие схемы организовывать сложнее, чем в средних и мелких. Требуется участие большего количества лиц. они активно кредитуются в банках, им нужна нормальная отчетность на рынке акций и т.д.
(крупный бизнес - это Газпром, Лукойл, Норильский никель и т.д. - первые 500 рейтинга эксперта)
Что происходило со всеми остальными.
Работа велась по нескольким направлениям:
1. Борьба с фирмами однодневками. Так официально назвали помойки. Для их выявления и борьбы с ни ними налоговые органы пытались вводить специальные критерии таких фирм. Типа таких:
(Критериев самостоятельной оценки, которые применяют налоговые инспекции в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок):
- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
И далее пытались в судах доказывать, что оплаты, проведенные на такие фирмы являются притворными, и поэтому расходы не могут быть зачтены.
На эту тему было несколько судов. И даже несколько компаний пострадали. Но это была капля в море и существенно на ситуацию никак не повлияло. Потому как судебная перспектива была сложная. Доказать, что фирма реально не вела деятельности - очень сложно. Даже если в ней 2 сотрудника, и большие обороты.
Понятно, что те, кто такие фирмы держали, быстро стали предоставлять фирмы, у которых признаки фирм однодневок закрыты. Реальны офисы, реальные директора, реальные сотрудники получающие реальную з.п. Все это сделало услуги помоек несколько дороже, и только.
При этом борьба с однодневками дала возможность вымогать деньги сотрудникам налоговой инспекции. Приходят они на проверку в бизнес, у которого обороты десятки миллиардов рублей. Находят помойки (это не сложно). И говорят: мы можем копать по ним, и если докопаем - заплатите очень много (тут все просто, если признают платежи в адрес помоек судом как платежи в адрес однодневок, вы просто со всех этих платежей заплатите 18% НДС). А можем не копать, если договоримся. Естественно, коммерсанты договаривались.
В этом направлении также работали правоохранительные органы. Время от времени на ТВ мелькали сюжеты о том, что "накрыли очередную банду обналичивающих, изъяли 100500 печатей". Однако самая главная проблема такой борьбы, что их чаще всего накрывали не для того, чтобы закрыть, а для того, чтобы взять под свою крышу, и стричь с этого купоны.
2. Другое направление борьбы - это закрытие банков, которые занимались выдачей наличных денег для помоек. В этом плане были достигнуты действительно большие успехи. Один из самых одиозных закрытых банков, например, который этим занимался - это Мастер банк. Если помните, даже был убит один из начальников отдела центрбанка. Наверняка это было связано с этой темой. Особенно гайки начали закручивать - когда пришла Набиулина. Тема начала зажиматься, процент по работе с помойкой начал расти.
Но вот незадача. Подоспел Сбербанк со своей отличной карточной системой, и возможностью снимать большие суммы частным лицам без процентов прямо со своих карточек. И за нам подтянулись и другие банки. И тема помоек воспряла духом.
3. Третье направление - это подход, который описан выше по отношению к большому бизнесу. Налоговая просто собирала руководителей компаний, и озвучивала им минимальные параметры платежей по отраслям "чтобы к Вам не придирались". К нормальному налоговому администрированию это отношения не имеет, но определенный эффект имело. Например, сейчас в Москве все знают, что по серой схеме надо оформлять сотрудников на з.п. не менее 15 тыс, тогда не будут придираться. Все понимают, что это не реальная з.п., но такая установка.
Все описанные выше меры постепенно затрудняли работу помоек, но её не устранили. Те, кто занимались однодневками, отвечали на вызовы. Делали цепочки из нескольких фирм. Использовали иностранных граждан для учредителей и директоров фирм. И прочее.
И вот, наконец, мы подступили к описанию меры, которая начала радикально влиять на рынок однодневок. Налоговая запустила специальную информационною систему электронной регистрации счетов фактур (расчета НДС). Произошло это с начала прошлого года, но весь прошлый год система работала в тестовом режиме, а жесткие меры не предпринимались по результатам её работы.
Суть системы очень простая. Когда мне поступает документ от контрагента о том, он оказал мне услугу (счет-фактура), я регистрирую её в специальной программе, откуда она поступает на сервер. При этом поставщик услуги тоже должен этот документ зарегистрировать, и от него информация тоже поступит на сервер. А сервер сравнит информацию от меня и от моего поставщика. Если информация сойдется - тогда все ОК. А если нет - то есть я зарегистрирую, а мой поставщик нет - то тогда поставщик мухлюет. А если мой поставщик зарегистрирует этот документ, то автоматически ему начисляться НДС, который он должен в бюджет по окончании квартала оплатить. И если он не оплатил, то налоговая сразу это видит, и предпринимает меры.
Какие меры? Тут очень тонко.
Ну, во первых, конечно к той компании, которая не заплатила. То есть, если раньше однодневки могли по году жить, то теперь максимум три месяца. Причем, если налоговая видит, что фирма не отразила продажи нескольким компаниям, то она сразу понимает, что это однодневка. И может к ней различные меры применять, например, заблокировать просто счета. Но налоговая придумала еще лучше вариант. Она помечает платежи в адрес таких фирм как подозрительные, и передает информацию по закрытым каналам через мониторинг банкам. А банки уже лютуют. Например, просто закрывают счет той компании, которая платит в адрес однодневки, потому как финмониторинга они боятся больше, чем оттока клиентов. Или в начале предупреждает (так делает Сбербанк).
Еще налоговая посылает письмо счастья той компании, которая показала у себя документ от помойки. Типа "уважаемый налогоплательщик, Ваше документы на такие-то платежи не подтверждены контрагентами, пожалуйста представьте разъяснения".
К чему это привело?
В начале этого года посыпались вопросы от близких и дальних знакомых, бизнесом занимающихся. Типа "слушай, а у тебя нет канала, а то мой сдулся". И народ просто в легком недоумении (это те, кто за темой не следил). Причем закрываются каналы, как правило, с потерей денег. У меня знакомы 450 тыс. на этом потерял. Народ еще не допер, что тема кончилась. Но что делать, не понимает.
Да, еще есть те, у которых каналы работают. Но выглядит это, видимо, так.
У меня есть знакомы бухгалтер, который 6 месяцев назад устроился в фирму, которая оказывает услуги фирм однодневок. Проработал 5 месяцев - и к ним пришел ФСБ. Промариновали его 6 часов. Он рядовой сотрудник - его отпустили. НО! Перед тем, как отпускать предложили всей конторе продолжать работать, как работают, сдавая ФСБ при этом клиентов из госконтор.
Мой знакомый тут же срулил из этой конторы. Побухал, успокоился, и пошел устраиваться на новую работу через две недели. Типа "бухгалтером, вести несколько юридических лиц". Приходит на собеседование - и тут "всем сидеть, ФСБ". "Только бы не те же самые" - только и пронеслось у него в голове. Вот так-то так.
Итого: тема с помойками закрывается, и видимо очень скоро. Кто еще продолжает этим пользоваться - глубоко задумайтесь над рисками. Потому как просто в конце года Вам может прийти письмо счастья, и Вас попросят тупо НДС доплатить. Или вдруг к Вам крепкие мужчины пожалую, и зададут вопросы "а не занимаетесь ли Вы тут финансированием терроризма".
Внешнее проявление этой темы - префицит бюджета за первый квартал, не очень ожидаемый. При этом Путин прямым текстом сказал "улучшение собираемости налогов", хотя Медведев сказал типа "больше собрали с сырьевых ресурсов". Сырьевые ресурсы - наверно это есть, но "улучшение собираемости налогов" - это точно. И дальше будет больше. Это точно поможет преодолеть государству кризис, вызванный дефицитом бюджета за прошедшие года санкций.
Но есть проблема. Улучшение собираемости налогов неминуемо вызовет повышение цен. Вспомните начало статьи, для того, чтобы заплатить больше налогов у бизнеса, который использовал помойки, просто нет вариантов - кроме как поднять цены. А поднятие цен в ситуации, когда рынок в России только-только какие-то признаки промышленного роста начала подавать - чревато откладыванием этого роста на неопределённое время. Что тут можно сделать?
Ну а теперь пофантазируем.
Что бы могло сделать государство в данной ситуации. В ситуации, когда все готово к тому, чтобы весь средний бизнес перешел в основном в работе "по белому"?
Контрольным выстрелом в голову фирмам одноднедневок могло бы быть снижение налоговых ставок. Представьте себе программу: все по 13%.
13% подоходный (сейчас такой)
13% НДС (вместо 18)
13% пенсионный (вместо 26)
13% налог на прибыль компаний (вместо 20)
13% налог на дивиденды (вместо 9%)
Вот такой бы шаг мог бы вызвать цепную реакцию перехода бизнеса на работу в белую. При этом поступления наверняка сильно бы выросли (как это было с подоходным). А Россия сразу бы в рейтинге стран, привлекательных для бизнеса, переместилась бы в первые строчки всех рейтингов. Потому как общая эффективная ставка налога у нас стала бы не высокой. Одновременно бы все те негативы, которые описаны выше от схемы с помойками полностью бы перестали работать.
Тут затруднением являются поступления от большого бизнеса и государственных организаций. Они сейчас платят полные налоги. Но это проблему можно было бы решить. Собрать их всех вместе у Путина, и Путин бы просто попросил их некоторое время, пока сбор налогов с остального бизнеса не вырастет достаточно, платить специальный налог на "доминирующее положение на рынке". Думаю, не найдется желающих возразить.
При этом программа "все по 13%" могла бы оказать просто чудодейственное влияние на запуск нового цикла роста в России, что никак пока не получается сделать нашему правительству.
P.S. Для тех, кто разбирается в теме хорошо:
- в статье специально расчеты сделаны упрощенно, не нужно указывать на мелкие нестыковки, это не принципиально для данных рассуждений, пожалуйста, не делайте на эту тему комментариев.
- в статье не затронуты темы отмывки контрабандных товаров, предъявления НДС государству, для которых тоже используются однодневки; темы не затронуты специально, чтобы не расширять сильно границы статьи; и да, система электронных НДС тоже сведет эти темы близко к нулю.
- в статье не затронута тема малого бизнеса, работа его по упрощенной системе; да, работу с однодневками этим убрали, но зато отрезали малый бизнес от оказания услуг большому бизнесу, потому как "без НДС". А те, кто с большим бизнесом продолжают работать - на 100% работают с помойками.
Все.