53
Будут
3 фото с
буквами отсюда24 сентября 1958 года, истребительные звенья ВВС НОАК поднялись с аэродромов для очередного боевого вылета в сторону Тайваня. Второй кризис Тайваньского Пролива шел полным ходом, и воздушные стычки над нейтральными водами стали почти регулярными. В этих сражениях, Миг-17, состоявшие на вооружении КНР, активно демонстрировали свое превосходство над более старыми F-86 ВВС Тайваня: за счет большей скорости, машины НОАК могли диктовать дистанцию и выбирать момент для атаки, а большая дальнобойность 37-миллиметровых пушек Н-37Д по сравнению с 12,7-миллиметровыми пулеметами "Сэйбров" позволяла коммунистам не подставляться под ответные удары. В результате, исзод воздушных дуэлей обычно был благоприятен для НОАК...
Но в этот раз что-то пошло не так. Поднявшиеся с аэродромов материкового Китая истребители вернулись в беспорядке, изрядно потрепанными, понеся потери. Летчики доложили, что виной всему стало применение пилотами Тайваня принципиально нового оружия - управляемых ракет
"воздух-воздух"...
Никто еще не знал, что в тот день началась история одного из самых знаменитых видов управляемого оружия. Появившаяся еще в 1950-ых, эта ракета состоит на вооружении и сейчас, и причем на вооружении даже самых передовых и технологичных держав. 50 лет на службе, в более чем пятидесяти трех странах (а считая вместе с К-13 - в 71) - в истории управляемых вооружений, случай крайне редкий!
...А началось все еще в 1950 году, в центре разработки боеприпасов (Naval Ordnance Test Station) ВМФ США. В рамках инициативного проекта, инженеры Центра разработали проект очень простой и дешевой инфракрасной головки самонаведения, подходящей для установки на авиационные ракеты.
Вообще-то у ВМФ США уже была одна ракетная программа - разрабатывавшсяся еще с 1947 года AAM-N-2 "Sparrow". Но ракета, в итоге принятая на вооружение в 1956 году как "Sparrow I", была в общем-то довольно неуклюжим, вынужденным решением, имеющим довольно мало общего с последующим семейством ракет AIM-7 "Sparrow III".
Прародительница семейства "Sparrow" имела наведение методом "оседланный луч" (beam-riding) - то есть ракета двигалась к цели по прямой, вырисовываемой вращающимся лучом радара. Для устойчивого наведения требовалось, чтобы пилот самолета-носителя постоянно удерживал цель в прицеле все время полета ракеты. Дальность применения была невелика (так как расширение луча радара приводило к снижению точности), и кроме того, система не могла вообще применяться на малых высотах, так как отражение вращающегося луча от поверхности земли или воды полностью сбивало ракету с толку.
В результате, уже в 1950 стало ясно, что "Sparrow-I" станет не более чем временным решением. На смену ей предполагалось создать ракету "Sparrow-II", с активным радиолокационным наведением, но технических проблем уже предполагалось множество.
Поэтому когда инженеры Центра предложили командованию ВМФ создать очень простую и дешевую ракету "воздух-воздух" путем установки разработанной ими в инициативном порядке инфракрасной головки самонаведения на обычный авиационный неуправляемый снаряд FFAR (также известный как "Mighty Mouse"), адмиралы согласились не раздумывая.
Первый "Сайдуиндер" родился исключительно как комбинация временных решений и "дешевых" технологий. По сути дела, это был все тот же FFAR, на который установили ИК ГСН и автопилот, соединенный с рулевыми плоскостями. Инфракрасная головка, разработанная инженерами NOTS, была основной "изюминкой" проекта: американские конструкторы применили новаторское по тем временам решение, осуществляя коническое сканирование вращающимся зеркалом, отбрасывающим отраженные ИК-лучи на расположенный перед ним неподвижный фотоэлемент.
ИНТЕРЕСНО: хотя для американского и вообще мирового ракетостроения такая конструкция ГСН была новинкой, впервые идею вращающегося зеркала при неподвижном термоэлементе создали японцы, разработавшие в 1944-1945 самонаводящуюся инфракрасную бомбу "Ке-Го".
За счет применения концепции вращающегося зеркала и неподвижного фотоэлемента на основе сульфида свинца, конструкторам NOTS удалось добиться очень высокой дешевизны и компактности сенсорной головки.
Наведение ГСН осуществлялось не на текущее положение цели, но на смещение этого положения в промежутке между сканированиями (если оно не превышало 5 градусов, автопилот не реагировал). За счет этого, ракета не "гонялась" за целью, а следовала в точку перехвата с опережением.
Для стабилизации ракеты, инженеры NOTS предложили (впервые в мире) очень простое и легкое как в плане реализации так и в плане веса решение - роллероны. Закрепленные на стабилизаторах, роллероны раскручивались набегающим потоком воздуха, и создавали гироскопический эффект, препятствующий (чисто физически) опрокидыванию или вращению ракеты. Установка роллеровнов позволила избежать необходимости оснащать ракету сложным механическим автопилотом и существенно сэкономить вес.
Результатом стала очень дешевая и легкая (вес первых моделей был менее 70 кг) авиационная самонаводящаяся ракета, впервые в истории ракет "воздух-воздух" полностью реализующая принцип "выстрели-и-забыл". Захвативший цель снаряд не нуждался в каком-либо контроле с борта самолета-носителя. На ракете была смонтирована 4,5-килограммовая боевая часть, приводимая в действие двойным (инфракрасным/ударным) взрывателем. Дальность составляла примерно 4,5 км.
Производство ракеты началось еще в 1955 году, и в 1956 году первая модель под обозначением
AIM-9A поступила на вооружение флота. В общем-то это был еще только прототип: выпуск модели А составил всего лишь 240 штук, предназначенных, в основном, для обучения пилотов и отработки техники воздушного боя.
В 1956 году, фирма Raytheon приступила к выпуску первой "настоящей" производственной модели, под индексом
AIM-9B. Впрочем, и эта ракета немногим отличалась от прототипа. Угол обзора ее крошечной ГСН составлял всего 4 градуса (!), то есть при запуске, пилоту требовалось очень точно навести прицел самолета на цель. Скорость конического сканирования была весьма медленной, кроме того, неохлаждаемая ГСН ракеты имела низкую чувствительность и была весьма подвержена посторонней тепловой засветке. Рекомендации к применению ограничивали ее эксплуатацию исключительно стрельбой по неманеврирующим целям (вроде бомбардировщиков), только вдогонку (чтобы ракета вдела тепловое излучение двигателей цели) и только при солнце сбоку или сзади. Тем не менее, ракета производилась очень активно, и с 1958 по 1962 год было выпущено более 80000 (!!!) штук.
Именно эти ракеты были предложены Тайваню в 1957 году как попытка уравнять положение сил в воздухе. Причина была в общем-то проста, отправка новых истребителей - к примеру, F-100 "Super Sabre" - требовала времени и стоила бы гораздо дороже. К тому же, тайваньским летчикам пришлось бы долго переобучиваться полету на трансзвуковых F-100. Правда, при отправке "Сайдвиндеров", тайваньцам, видимо, забыли объяснить, что ракеты рекомендуется применять только по неманеврирующим целям...
И как выяснилось - к лучшему. Не знающие о ограничениях ракеты, тайваньские пилоты просто пуляли ее в хвост уходящим Миг-17, и оказались правы. Китайские пилоты, убежденные в превосходстве скорости, даже и не думали маневрировать, и "Сайдвиндеры" в боях над Проливом отправили к воде не одну машину НОАК. Хотя великое множество ракет ушло в "молоко", дебют нового оружия вышел весьма впечатляющим.
Воодушевленные успехом, разработчики ВМФ немедленно начали работу над усовершенствованием ракеты. В частности, они решили улучшить характеристики по дальности, путем оснащения ракеты новым двигателем на медленно горящем топливе. Радиус действия возрос до 18 км, но возникла неожиданная проблема: неохлаждаемая ИК ГСН на такой дистанции цель просто не видела.
В попытке решить проблему, инженеры установили на ракету полуактивную радиолокационную ГСН. Получившийся
AIM-9C оказался весьма неудачен: во-первых у ВМФ уже была ракета с полуактивным наведением - AIM-7 "Sparrow-III" - во-вторых, исчезало главное преимущество "Сайдвиндера", возможность выстрелить-и-забыть, уже оцененная истребителями по достоинству. Всего было выпущено около 1000 ракет AIM-9C c 1965 по 1967 год, но их применение во Вьетнаме оказалось неудачным.
Потерпев неудачу с AIM-9C, инженеры ВМФ вернулись к инфракрасному наведению. Новая ракета -
AIM-9D - впервые в мире имела охлаждаемую жидким азотом ГСН. Угол обзора ГСН также был уменьшен до 2,5 градусов, что позволило нивелировать влияние посторонних тепловых помех. В результате, радиус действия ракеты удалось увеличить до 18 километров. Была заменена и боевая часть: осколочную сменила стержневая, считавшаяся тогда более эффективной.
Приблизительно в это же время, специально для ВВС США была разработана версия ракеты
AIM-9E. ВВС США поначалу не обращали внимания на программу ВМФ, считая более эффективной свою ракету GAR-1 "Falcon", но уже в 1955 году, проведенные тесты показали полное превосходство маленького "Сайдуиндера" над большим и глупым "Фальконом". К 1960-ым это превосходство стало еще более очевидно. ВВС США в итоге адаптировали AIM-9B.
Более дальнобойная AIM-9D также привлекла внимание ВВС. Но идея охлаждения жидким азотом ВВС почему-то не понравилась. Вместо этого, в AIM-9E было применено охлаждение с помощью термоэлектрических преобразователей. Около 5000 ракета старых моделей были переделаны в AIM-9E, но за пределами ВВС США ракета не применялась.
В конце 1960-ых, "Сайдуиндер" обосновался в и Европе. ФРГ, стремясь усилить свои ВВС, купила лицензию на AIM-9B. Производимые в Германии ракеты отличались способом охлаждения - немцы использовали вместо жидкого азота окись углерода - и считались более точными и чувствительными чем американские. Около 15000 европейских ракет было выпущено для ФРГ и других стран с 1969 года.
Тем временем, в мире вовсю разгоралась Вьетнамская Война. И в этом конфликте, маленький "Сайдуиндер" впервые показал себя во всей красе. Основными применяемыми модификациями были AIM-9B и AIM-9D (попытки применения AIM-9C были безуспешными). Всеобщая "ракетизация" американского истребительного флота оказалась для коммунистических ВВС очень неприятным сюрпризом: используя "Сайдуиндеры", более тяжелые, оснащенные радарными установками F-4 "Фантом" могли успешно противостоять даже легким и маневренным Миг-21.
За годы вьетнамской войны, ракетой AIM-9 было сбито 83 самолета северных вьетнамцев. Вероятность успешного поражения цели при запуске одной ракеты составляла поряка 16% - по тем временам, цифра великолепная (для сравнения, вторая по этому параметру AIM-7 "Sparrow III" имела всего около 10%). Именно "Сайдуиндер" стал первой ракетой, наглядно продемонстрировавшей роль УРВВ в воздушном бою.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: GAR-1 "Falcon", разработанный ВВС США, во Вьетнаме заслужил очень нелицеприятную оценку пилотов. Переведенные на нее эскадрильи скоро начали требовать "верните нам Сайдуиндеры". В итоге, хотя "полевые модификации" в ВВС США были строго запрещены, летные части ВВС самовольно поменяли "Фольконы" на "Сайдуиндеры" и командование вынуждено было согласиться с ними.На закате Вьетнамской Войны совершенствование маленького триумфатора продолжалось. В 1972 году, на волне славы и успеха, была создана новая ракета AIM-9G - имеющая связь с бортовым компьютером самолета-носителя, и способная захватывать цель по данным, поступающим с бортовой РЛС. Исчезла необходимость ловить проитвника в прицел, чтобы ГСН захватила цель: теперь достаточно было взять цель на сопровождение бортового радара, и ракета автоматически получала предстартовые инструкции. Была также существенно увеличена скорость конического сканирования.
Несколько ракет AIM-9G были применены в завершающих боях над Вьетнамом, и продемонстрировали отличную эффективность, "едва не сравнявшись по счету с всеми остальными ракетами, вместе взятыми". Около 2000 ракет было выпущено с 1972 по 1975.
В 1974 появилась новая версия ракеты -
AIM-9J. Основным ее отличием была замена старомодной ламповой электроники на микросхемы. Это позволило резко улучшить точность и надежность электроники, повысить неприхотливость ракеты (и так в общем-то не капризной). Около 10000 ракет было построено с 1975 по 1977, в основном - путем переделки старых.
Но главный прорыв был еще впереди.
В 1971 году, ВВС и ВМФ США заключили соглашение о совместной разработке новой версии ракеты - AIM-9L. Ракета должна была стать масштабнейшей модернизацией "Сайдуиндера", по революционности приближающейся к полностью новой ракете... и она ей стала.
Главным преимуществом AIM-9L стала новая ГСН на основе антимонида индия, охлаждаемая аргоном. Чувствительнось головки самонаведения повысилась настолько, что впервые в истории ИК ГСН стала возможна всеракурсная стрельба. Отныне, "Сайдуиндеры" более не были ограничены атаками в хвост: ракетым могли запускаться и в лобовой атаке.
Кроме того, ракеты получили новую осколочно-фугасную БЧ. От стержневых, популярных в 1960-ых, США решили в итоге отказаться в пользу элементарного увеличения веса боеголовки до 9,4 кг. Чтобы обеспечить возможность эффективного поражения цели в лобовых атаках на высоких скоростях сближения, БЧ была оснащена новым лазерным взрывателем, реагирующим на отраженный от цели лазерный луч, излучаемый небольшим излучателем в носовой части.
В 1976 году ракета была принята на вооружение, и производилась с 1978 года. А очень скоро, в 1982 году, ей пришлось принять участие в боевых действиях - началась Фолклендская Война.
В этой войне, ракеты AIM-9L показали, насколько опасным может быть всеракурсный "Сайдуиндер". Партия новых ракет была передана Великобритании перед самой войной, но так как новые ракеты были полностью адаптированы под пусковые комплексы предыдущих, проблем с их освоением не возникло. В ходе конфликта, ракеты, запускаемые СВВП "Харриер", продемонстрировали вероятность поражения в 80% на запуск. Дозвуковые "Харриеры" с помощью AIM-9L успешно сбивали сверхзвуковые 2-маховые аргентинские самолеты.
Новая модификация ракеты появилась в 1983 году, почти сразу после Фолклендов.
AIM-9M - имела улучшенную помехозащищенную ГСН, новый малодымный двигатель (не демаскирующий самолет-носитель оптически) и замкнутую систему охлаждения, где циркулирующий аргон охлаждался и вновь поступал в ГСН. На ее базе были разработаны две версии "экспортных" ракет (т.е. не включающих никаких секретных технологий и доступные для продажи без специальных согласований) -
AIM-9N и AIM-9P. Модель AIM-9P была "упрощенной" версией, удешевленной, и предназначенной для продажи небольшим странам, интересующимся в первую очередь, дешевыми решениями.
Совершенствование ракеты планировалось продолжать. В 1980-ых появился проект новой ракеты,
AIM-9R. Ракета должна была включать новую оптико-электронную систему сканирования, позволяющую распознавать инфракрасные ловушки и находить настоящую цель. Ракета была представлена на испытания в 1990, прошла их успешно, но... в 1991 распался СССР, и на волне сокращения военных расходов, США закрыли программу.
Но это не была последняя точка в истории "Сайдуиндера". В конце 1990-ых, постепенное ухудшение международной обстановки, привело к появлению новой версии ракеты -
AIM-9X. Новая ракета интегрировала такие новинки военного дела как матрчиная ИК ГСН (формирующая и распознающая изображение цели), улучшенную маневренность за счет управления вектором тяги, и интеграцию с нашлемным дисплеем, позволяющую пилоту в прямом смысле слова "стрелять туда, куда смотрит". Дальность возросла до 35 км.
В 2002 году ракета поступила на вооружение. Уже изготовлено более 3000.
А совсем недавно, в сентябре 2012 года, появилась информация, что Raytheon занялась разработкой нового поколения "Сайдуиндера" для боя на средних дистанциях (до 50 км). Так что старая добрая "гремучая змея" вполне собирается продолжать службу и в 21 столетии!