6 вещей, которые знают только авиадиспетчеры

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
djmodesto
26.07.2015 - 21:41
Статус: Online


кавалер ордена бани

Регистрация: 26.02.14
Сообщений: 1528
196
У пилотов самая крутая работа в мире, потому что каждый раз люди доверяют им свои жизни. Но, считая пилотов самыми крутыми, никто не вспоминает об авиадиспетчерах. И это очень неправильно.
Если вы когда-либо летали на самолете или находились в месте, над которым пролетали самолеты, то должны благодарить авиадиспетчеров за то, что не погибли в катастрофе. Мы поговорили с человеком, который шесть лет проработал авиадиспетчером в вооруженных силах, и вот что он рассказал…

6 вещей, которые знают только авиадиспетчеры
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
djmodesto
26.07.2015 - 21:46
Статус: Online


кавалер ордена бани

Регистрация: 26.02.14
Сообщений: 1528
1. Всего лишь одна ошибка отделяет от катастрофы
Основная работа авиадиспетчера состоит в том, чтобы не дать самолетам врезаться друг в друга, в землю или объекты, находящиеся перед ними на взлетно-посадочной полосе.
Вы, наверное, думаете, что это делают компьютеры. Если бы это было так, моя работа сводилась бы только к тому, чтобы посмотреть на экран и спокойным ровным голосом сказать самолету, что он может приземлиться. Ведь так вы все это видели в фильмах. Верно?
Позвольте, я расскажу вам на своем примере, как это происходит на самом деле.
Основная работа авиадиспетчера состоит в том, чтобы не дать самолетам врезаться друг в друга, в землю или объекты, находящиеся перед ними на взлетно-посадочной полосе
Это было в начале моей карьеры, когда я был ещё стажёром. В диспетчерской вышке есть два рабочих места — я обучался управлению наземным движением (в основном контролировал части аэропорта, не относящиеся к взлетно-посадочным полосам), а мой коллега осваивал управление посадкой и взлётом (активными взлетно-посадочными полосами). Для того чтобы объекты не врезались друг в друга, эти два человека должны общаться между собой. Итак, на вышке было два стажера и два диспетчера, которые нас обучали и контролировали.
Топливозаправщик вызвал меня по радио с просьбой дать разрешение на пересечение активной взлетно-посадочной полосы. Обычный запрос, который авиадиспетчер получает несколько раз в день. Очевидно, что следующим шагом я должен был спросить у диспетчера, контролирующего посадки и взлеты, не ожидается ли посадка какого-либо самолета. Но в тот момент они были слишком заняты, и я попросил заправщика немного подождать. Через несколько минут я снова спросил:
«Земля, запрашиваю разрешение на пересечение заправщиком взлетно-посадочной полосы 22».
Мне торопливо ответили: «Пересекайте 22».
Я начал включать свое радио, чтобы разрешить заправщику пересекать полосу, когда кто-то закричал в мои наушники, «ПОЛОСА 22, ОСТАВАЙТЕСЬ НА ПРЕЖНЕЙ ПОЗИЦИИ!»
Как оказалось, на этой полосе собирался приземляться самолет Cessna Citation, и если бы я дал бензовозу разрешение, то он столкнулся бы с самолетом. Голос в моих наушниках? Это был второй стажёр. Он запомнил, что скоро приземляется самолет, о котором забыл его тренер.
Вы, наверно, сейчас думаете, «где был радар, механизм сигнализации и другие предохранительные механизмы, предназначенные для того, чтобы защитить нас, авиапассажиров, от подобных человеческих ошибок?» Ну…

2. Это ужасно низкотехнологично

Оказывается, во многом ваша безопасность во время полета зависит от человека, который выглядывает из окна
Благодаря таким фильмам, как «Крепкий орешек-2» и «Лучший стрелок» вы представляете себе башню диспетчерского пункта как штаб с мониторами и радиолокационными отметками. В нашей башне был экран радиолокатора, но, когда самолет спускается до определенной высоты, этот радар становится ненадежным. Поэтому, чтобы увидеть мой самолет, я использую бинокль, а когда он приближается к моему воздушному пространству — наблюдаю за ним невооруженным глазом. Всегда лучше собственными глазами увидеть объект, а не всецело полагаться на оборудование. Если бы это было не так, то у самолетов даже не было бы окон.
Оказывается, во многом ваша безопасность во время полета зависит от человека, который выглядывает из окна.
Погода. Даже при том, что у нас было многомиллионное оборудование, установленное посреди аэродрома, диспетчеры обучались и метеорологии, потому что, если машина даст сбой, мы не сможем сказать всем прибывающим самолетам: «Извините, сейчас ужасная погода, возвращайтесь во вторник». Мы должны быть в состоянии посмотреть на ветроуказатель и узнать направление и скорость ветра. А для того чтобы определить уровень видимости, мы смотрим на конкретные ориентиры: соседние здания, водонапорные башни, вышки сотовой связи. Это, конечно, не дает нам высокотехнологичной точности, но мы все должны знать, что делать, если наши машины нас подведут (что они часто и делают).
Вы знаете, что еще часто ломается? Радио. Да, буквально самая важная техника, которая у нас есть, может выйти из строя в любое время и без предупреждения. А крик в сторону самолета высунувшись из окна, к сожалению, редко дает положительный эффект. Так что же делать, если радио башни или самолета вышло из строя? Мы используем прожекторы с зелеными и красными лучами.
Если самолет находится в пределах моего воздушного пространства и посылает сигнал NORDO («нет радио»), то я из башни направляю зеленый луч на кабину и показываю пилоту ровный зеленый свет, давая понять, что самолет может приземлиться. Если же на взлетно-посадочной полосе есть помехи, я меняю сигнал на мигающий красный, и пилот понимает, что посадка небезопасна.
Теоретически сейчас могут существовать компьютерные программы, но, как я уже сказал, оборудование может выйти из строя в любой, самый неподходящий, момент. Поэтому всегда нужен человек, сидящий у руля, чтобы убедиться, что работа продолжается, даже если придется прибегнуть к сигнальным огням и биноклю.

3. Выбор между задержкой и опасностью

Миссия авиадиспетчерской службы определяется так: «… обеспечить безопасный, упорядоченный и быстрый поток воздушного движения». Возможно, это звучит примерно так же увлекательно, как миссия почтового отделения. Но для авиадиспетчеров ключевое слово там «быстрый». Каждый оператор воспринимает это как личный вызов и старается провести самолет как можно быстрее. И предпочел бы нарушить правила безопасности, чем снизить скорость.
В вооруженных силах это называется «Синдром авиашоу», который заставляет авиадиспетчеров хвастаться, а не делать работу максимально тщательно. Если бы у меня было несколько самолетов на сходящихся курсах, то я бы рационально знал, что должен развести их на большое расстояние, чтобы избежать столкновения или нарушения трехкилометровой дистанции, которую мы должны сохранять между воздушными судами. Но это не остановило бы меня от инстинктивной попытки провести их настолько тесно, насколько только возможно.
Несмотря на то что слишком большое пространство между самолетами создает нам больше работы и вызывает недовольство пассажиров (увеличение расстояния вызывает задержки), основной причиной, заставляющей диспетчеров торопиться, остается их собственное эго. В технической школе наш ведущий инструктор обошел комнату и спросил трех других преподавателей: «Кто лучший авиадиспетчер в военно-воздушных силах?» Каждый с полной уверенностью искренне ответил «Я». Все мы смеялись, но они не шутили — каждый человек в этой области считает, что он лучший.

4. Вам не нужна ученая степень, но нужен определенный тип личности

Так как операторы авиадиспетчерской службы должны постоянно совершать сложные действия, в то время как от них зависят тысячи жизней, вы могли бы предположить, что Федеральное управление гражданской авиации или вооруженные силы ищут людей с ученой степенью в области спасательной математики, которую я сам только что придумал. На самом деле вам вообще не нужно высшее образование (не важен даже любой предыдущий опыт, если вы идете по пути вооруженных сил, как это сделал я). Это не всегда плохо. По своему опыту могу сказать, что люди с высшим образованием чаще проваливали обучение. Творческая часть их мозга противоречила аналитической части, которая хочет найти черно-белое решение каждой проблемы.
Люди с высшим образованием чаще проваливали обучение. Творческая часть их мозга противоречила аналитической части, которая хочет найти черно-белое решение каждой проблемы
Быть авиадиспетчером — значит усвоить всю информацию, полученную во время обучения, и использовать ее для принятия интуитивных решений при интенсивном воздушном потоке. И это еще раз доказывает то, что вы должны обладать творческим мышлением.
Как я уже говорил, многих отчисляют из колледжа в процессе обучения, а многие выпускники просто были посредственными троечниками. Но обычно мы в первые несколько минут общения с молодым стажером понимаем, сможет он хорошо работать или нет (и ошибаемся редко).
Подготовка. Постороннему наблюдателю отношения стажера и тренера могут очень напоминать поток бесконечного крика. Дело в том, что диспетчер должен иметь очень крепкие нервы, и мы должны убедиться, что ученики могут справиться с повышенным уровнем стресса на работе. Они будут руководить десятками самолетов! И если они относятся к типу людей, которые закрываются, когда уровень стресса становится слишком высоким, мы должны понять это прежде, чем они придут на работу в башню и станут причиной гибели людей.

5. У нас есть собственный язык (и акцент)

Английский язык — официальный язык авиации во всем мире. Пилот в России должен хорошо владеть английским языком, чтобы просто получить лицензию пилота, даже если он никогда не покинет страну. Но фразеология авиации — совершенно самостоятельный язык. Зайдите на сайт LiveATC.net и послушайте операторов в разных аэропортах по всему миру. Технически это будет говорение по-английски, но если вы не говорите на сленге авиадиспетчеров, то не поймете абсолютно ничего и почувствуете себя ветераном Второй мировой войны, слушающим комментарии турнира Покемонов.
У нас есть руководство («FAA JO 7110,65»), которое должно быть нашей библией. В нем собрана вся допустимая фразеология. Даже если вы чего-то не нашли в этой книге, все равно не имеете права говорить отсебятину. Несанкционированный язык также известен как «фразеология ковбоя», и хотя он звучит круто, но может принести большие проблемы. Если самолет потерпел крушение и в этот момент находился на вашей частоте, Федеральное агентство воздушного транспорта изучит записи всех ваших разговоров (да, все наше общение записывается — даже разговоры сидящих рядом диспетчеров). Если вы сказали что-то, что могло было быть истолковано двусмысленно или нечетко понято (то есть использовали фразеологию ковбоя) — поздравляю, вы теперь считаетесь фактором, способствовавшим случившейся катастрофе.
Во время обучения нас заставляли практиковаться в использовании фразеологии в любое свободное время, приучая к несвязным предложениям, которые мы будем ежедневно выкрикивать. У меня было два соседа по комнате, которые рассказывали, что я даже во сне повторял сигналы разрешения на посадку. И это считается нормальным.
Кроме того, вы должны тренировать голос. В повседневной жизни я говорю тихо, с акцентом и немного невнятно. Но это исчезает, когда я говорю с пилотами на частоте, — так же, как меняется голос диктора перед камерой. Это сознательная неестественность, но она необходима и обязательна, чтобы информация, которую вы передаете по радио, была ясна и понятна.
Как-то я встретил пилота-курсанта вскоре после разговора с ней по радио. Ей было трудно понять фразеологию, и преподаватель отправил ее поучиться к нам в башню. В какой-то момент она спросила: «Так с кем же я разговаривала минуту назад?» Она отказывалась верить, что невысокий худой 19-летний парень, стоявший перед нею, был человеком, которого она слышала по радио. По голосу она представляла меня «двухметровым мужчиной шириной с два здания». Я до сих пор не уверен, был ли это комплимент.
Да, и прежде чем я закончу, есть вопрос, который, я уверен, интересует многих читателей. Итак…

6. Вы видите иногда НЛО?

Однажды у нас была скучная ночь. Была отличная погода для полетов, но было поздно, и в воздухе никого не было. На моей частоте тоже не было самолетов. Пустое небо, и вокруг меня ничего, кроме тишины.
Именно тогда я увидел его — мигающий огонь, парящий над взлетно-посадочной полосой на неопределенной высоте. Я позвонил на выход в зону аэродрома и спросил, кого послали в мое воздушное пространство, но парень на другом конце провода ничего не знал. Мы попытались услышать шум двигателя, но по-прежнему было абсолютно тихо. Там был только висящий в воздухе свет. Он прошел по нашей взлетно-посадочной полосе и исчез за холмами на востоке.
Нашей единственной обязанностью было убедиться, что этот призрачный самолет был достаточно далеко от любого другого самолета, и мы никому не рассказали о случившемся. В небе никого не было, поэтому, независимо от того что это был за свет, он не представлял для полетов никакой опасности.
Если бы спросили мое мнение, я сказал бы: то, что мы видели, было частным сверхлегким самолетом, даже при том что у частных сверхлегких самолетов нет поводов находиться рядом с тем участком воздушного пространства. Однако, если это была настоящая летающая тарелка, она пилотировалась инопланетянами с основным пониманием авиационной безопасности.

http://www.factroom.ru/world/air-traffic-controller
 
[^]
joker888666
26.07.2015 - 21:48
51
Статус: Offline


Гондольер

Регистрация: 3.11.14
Сообщений: 37731
Я тоже , иногда слежу)

6 вещей, которые знают только авиадиспетчеры
 
[^]
dmi6602
26.07.2015 - 21:55
45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.06.10
Сообщений: 1556
Точно также, как часто забывают про анестезиологов...
 
[^]
Бокин
26.07.2015 - 22:08
58
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5284
Цитата
У нас есть руководство («FAA JO 7110,65»), которое должно быть нашей библией.


А еще вдобавок ст. 351 УК РФ..., и не зря рабочее место РП (диспетчера в гражданской авиации) между собой называем "электрическим стулом", и, к сожалению, из-за ошибок диспетчеров и РП есть катастрофы.

Из личного опыта - даже когда РП никаким образом не виновен в катастрофе, и катастрофа произошла уже не в твоей зоне ответственности досаждают мысли - а вот задержи я его вылет на 2 минуты и ничего-бы не случилось...


12 лет руководства полетами.
 
[^]
Smoke2
26.07.2015 - 22:12
8
Статус: Offline


Начинающий Евгений Ваганович

Регистрация: 18.09.12
Сообщений: 442
А сколько зарабатывают диспетчеры?
 
[^]
лукас
26.07.2015 - 22:14
41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.02.14
Сообщений: 18518
и многое о работе диспетчеров рассказал

6 вещей, которые знают только авиадиспетчеры
 
[^]
kapa89
26.07.2015 - 22:25
10
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 15.04.13
Сообщений: 135
Я даже боюсь представить людей, ответственных за работоспособность оборудования вышки ОВД. Я как то по не знанию (не учел последствий прогрузки контроллера) остановил выезд всех машин на всех КПП на полчаса на одном крупном нефтезаводе в пол пятого вечера, чуть налив не прекратили (а это миллионы рублей) с тех пор седой))) А тут человеческие жизни...

Это сообщение отредактировал kapa89 - 26.07.2015 - 22:33
 
[^]
OSinemasan
26.07.2015 - 22:29
6
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 9.05.15
Сообщений: 2770
Очень познавательно и интересно было почитать, хотя летаю редко- примерно раз в сорок лет.
 
[^]
Pioltone
26.07.2015 - 22:39
24
Статус: Offline


Грачи прилетели

Регистрация: 27.10.11
Сообщений: 2213
Мало того, когда прилетаешь в Лондон, англичане забывают свой акцент и четко выговаривают каждое слово, следуя фразеологии радиообмена.
Но достаточно встать на стоянку и без радио пообщаться с рамп-агентом, заправщиком... это пиздец, короче. Некоторые пиндосы отдыхают.

Яй хэв реусивд уинформшн эбаут рефулнг . Че, бля?

Самые козырные англичане - это немецкие диспетчера. Пилоты меня поймут.
 
[^]
brodyagavik
26.07.2015 - 22:42
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.05.14
Сообщений: 6519
Ну ахренететь.как теперь летать и не думать о прочитанном?четыре раза в год, летаю.
 
[^]
Денатурат
26.07.2015 - 22:42
14
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 28.10.13
Сообщений: 146
Половина написанного - бред. Радио ни разу за 10 лет работы РП, не отказывало. Мне что-то подсказывает, что сей опус - перевод с иностранного.
 
[^]
AVIZO
26.07.2015 - 22:43
32
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 23.09.12
Сообщений: 87
У военных своя специфика, у граждан все ГОРАЗДО интереснее biggrin.gif
А так нормальная работа. Люди, как правило, весьма интересные и умные.

Текст в топике - гон какой-то
PS:
1. КВЛУ ГА + ГЛАУ - 1991 - 1995, 71 рота ФОВД
2. Нальчикаэронавигация - 1995 - 1999, служба движения
3. КЛА НАУ (бывшая ГЛАУ) - 2009 - ***, ст.препод, кафедра ОВД

Это сообщение отредактировал AVIZO - 26.07.2015 - 22:46

6 вещей, которые знают только авиадиспетчеры
 
[^]
Resident114
26.07.2015 - 22:44
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.07.09
Сообщений: 2368
От штурмана-нашим гвардейским диспетчерам.Ура!
 
[^]
MotyaPupkina
26.07.2015 - 22:48
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 29.08.14
Сообщений: 346
Когда слышу слова песни - "И наши самолеты в небе разминутся" - всегда думаю: "Слава Богу и Авиадиспетчеру!"
 
[^]
VladimirNN
26.07.2015 - 22:56
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 9.12.10
Сообщений: 118
И опять забыли за аэродромщиков. почему-то про них все незаслуженно забывают. А ведь от них тоже зависит безопасность. РПА и диспетчерам - уважуха и респект.
 
[^]
ParisHilton
26.07.2015 - 22:59
25
Статус: Offline


ветреная фея

Регистрация: 12.08.14
Сообщений: 2011
Цитата (joker888666 @ 27.07.2015 - 00:48)
Я тоже , иногда слежу)

у тебя чего-то реденько, над Европой прямо сейчас смотри сколько ))

6 вещей, которые знают только авиадиспетчеры
 
[^]
AVIZO
26.07.2015 - 23:00
3
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 23.09.12
Сообщений: 87
Цитата (VladimirNN @ 26.07.2015 - 21:56)
И опять забыли за аэродромщиков. почему-то про них все незаслуженно забывают. А ведь от них тоже зависит безопасность. РПА и диспетчерам - уважуха и респект.

У наших аэродромщиков даже свой Зарбазан был - такой же умный и вонючий rulez.gif
 
[^]
trader110
26.07.2015 - 23:05
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.10.12
Сообщений: 1383
Перевод из риджер дайджеста? Пиздец чтиво-как будто овсянку разжевывают для малышей, хуйня полная-я про текст. А диспетчерам и вообще всем летунам-крайняя уважуха! agree.gif
 
[^]
VladimirNN
26.07.2015 - 23:06
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 9.12.10
Сообщений: 118
Цитата (AVIZO @ 26.07.2015 - 23:00)
Цитата (VladimirNN @ 26.07.2015 - 21:56)
И опять забыли за аэродромщиков. почему-то про них все незаслуженно забывают. А ведь от них тоже зависит безопасность. РПА и диспетчерам - уважуха и респект.

У наших аэродромщиков даже свой Зарбазан был - такой же умный и вонючий rulez.gif

Сам ты - вонючка умная. gigi.gif
 
[^]
Resident114
26.07.2015 - 23:11
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.07.09
Сообщений: 2368
Все тут не шанелью пахнем.Но если авиаспециалист-должен быть умным.Другие не пройдут.
 
[^]
Unisys
26.07.2015 - 23:16
3
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 12.08.11
Сообщений: 588
Цитата (Pioltone @ 26.07.2015 - 22:39)
Мало того, когда прилетаешь в Лондон, англичане забывают свой акцент и четко выговаривают каждое слово, следуя фразеологии радиообмена.
Но достаточно встать на стоянку и без радио пообщаться с рамп-агентом, заправщиком... это пиздец, короче. Некоторые пиндосы отдыхают.

Яй хэв реусивд уинформшн эбаут рефулнг . Че, бля?

Самые козырные англичане - это немецкие диспетчера. Пилоты меня поймут.

Немцы вообще говорят на английском очень понятно, наш и их акцент очень схожий.
Ну и педантичность в произношении.

Интресно, а сколько длится смена у а/д в МАУ?
 
[^]
Бокин
26.07.2015 - 23:18
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5284
AVIZO
Цитата
Нальчикаэронавигация - 1995 - 1999, служба движения

Соседу привет от Моздока (1983-2002)
 
[^]
shakal
26.07.2015 - 23:21
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.08.12
Сообщений: 1023
немного не в тему, но добавлю иллюстрации к пункту№1...
не в тему потому, что здесь армия и виноваты оба...

6 вещей, которые знают только авиадиспетчеры
 
[^]
SILANTII
26.07.2015 - 23:21
21
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 2.05.15
Сообщений: 631
star.gif

6 вещей, которые знают только авиадиспетчеры
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 50793
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх