Отыскал за Сибирь
" Наш поселок Эгвекинот создавался специально как порт для Иультинского вольфрамового месторождения. Сейчас «Иультин» закрыт за нерентабельностью, выходит дело, и поселок Эгвекинот нужно закрывать. Но я с этим не согласен. Во-первых, подсчитанных запасов на «Иультине» -- олова и вольфрама, которые еще остались на верхних горизонтах, -- примерно столько же, сколько там уже добыто, то есть месторождение выработано только наполовину. Во-вторых, есть еще неподалеку месторождение «Светлое», открытое в 1944 году, там только в 1986 году была закончена реконструкция. Установлено прекрасное шведское оборудование.
А что касается нерентабельности... Все можно сделать рентабельным, если сократить социальную базу, то есть отрабатывать месторождение вахтовым методом. Ну представьте, мы в 1991 году в составе геологической экспедиции съездили на добычу олова. Вчетвером, вручную, с кайлом и лопатой, добыли за месяц в пересчете на металл около пятисот килограммов олова и около ста килограммов триоксида вольфрама. За это же время Иультинский комбинат добыл 35 тонн олова. Если разделить 35 тонн на всю огромную численность комбината, то, конечно, получится невыгодно.
То же самое с золотом. Вот золотой прииск «Восточный». Когда-то построили целый поселок со школой, яслями и так далее. И из-за огромной социалки на одного работающего получалось менее килограмма добытого золота в год. А месторождение «Западный Тынуокен» обрабатывается старательской системой -- получается по два килограмма золота на одного работающего. Вот что значит отсутствие социалки!
Дальше. В «Иультине» огромные хвостохранилища. Если науке дать денег и задание -- разработать технологию извлечения металла из этих отвалов, она легко с этим справится, и мы получим лежащую прямо на поверхности руду, которую и добывать не надо. Ведь все равно олово и вольфрам потребуются, судя по той политике возрождения, что начинает проводить Путин. А в тридцати шести километрах от «Иультина» расположено Тынкиргинское вольфрамовое месторождение с богатейшими рудами. В сорока километрах -- Экугское оловорудное месторождение...
Рядышком -- золоторудное месторождение «Туманное», и чуть южнее -- серьезные месторождения свинца и серебра.
Наконец, в Эгвекиноте глубоководный морской порт -- не сравнить с анадырским. От порта до месторождений дорога уже есть. Дорога четвертого класса. Построена на костях заключенных, но построена! До Мыса Шмидта -- зимник. Если продолжить строительство нормальной грунтовой дороги на Шмидт и дальше закольцевать ее с Певеком, в Эгвекиноте будет великолепная входная база. Крупный порт. В Шмидте же -- мелководное море, сложная ледовая обстановка. А здесь -- транспортная перевалочная база."
Это сообщение отредактировал Снег59 - 22.03.2012 - 19:51