Первый законопроект назывался "О прозрачности иностранного влияния". Никакого второго варианта сначала не планировалось, однако после бурной реакции со стороны грузинского общества и западных политиков та же "Сила народа" решила для наглядности разработать еще один законопроект, практически полностью "списав" его с американского Закона о регистрации иноагентов, он же FARA.
Предполагалось, что на его фоне станет очевидна мягкость "грузинского" варианта.Оба закона, по словам премьера Ираклия Гарибашвили, направлены на обеспечение прозрачности и подотчетности финансируемых из-за рубежа организаций.
Чем отличаются законопроектыГрузинский вариант в целом менее жесток, чем американский.
Кто может стать иноагентомОсновное отличие - в грузинском варианте иноагентом не может быть физическое лицо, то есть человек. Статус могут получить только некоммерческие юрлица и СМИ. В американском варианте иностранным агентом могут признать любые физические и юридические лица, а также СМИ.
Сумма зарубежного дохода для признания иноагентомВ версии, взятой у США, статус иноагента присваивается независимо от суммы, полученной из-за рубежа, она может быть любой. В грузинском варианте иностранный доход должен превышать 20% от общего.
Наказания для иноагентов
За нарушения положений закона в грузинском законопроекте не предусматривается уголовное наказание. В американском же уголовное преследование входит в число возможных мер против его нарушителей.
Наименование агентаПоказательная деталь: в грузинском варианте, в отличие от американского, не используется слово "иностранный агент". Вместо него применяется словосочетание "агент иностранного влияния". Таким образом авторы стремились избежать стигматизации.