Авария субмарины. На борту Б-4 "...вот и встренули праздничек"

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
amv32
24.03.2024 - 15:24
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
91
Происшествия с подводными лодками и в послевоенное время были не редкостью, иногда их причинами были действия экипажа, а иногда - техническая неисправность, которую и предугадать было сложно, а иногда и то и другое. Случай на "Б-4" - яркий тому пример.

© Navygaming Channel via

Авария субмарины. На борту Б-4 "...вот и встренули праздничек"
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
amv32
24.03.2024 - 15:24
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Подводная лодка Северного флота «Б-4» (проект 641) под командованием капитана 1 ранта И.Н. Мохова поставила своего рода рекорд для дизель-электрических подводных лодок по действию в отрыве от своего места базирования.

Покинув Полярный в начале 1974 года, она отправилась на Средиземное море и вернулась на Север только осенью 1976 года. В перерывах занятых ремонтом «Б-4» успела провести три про­должительных плавания, проведя в море 25 (!) месяцев.

И вот, 8 марта 1975 года (сомневаюсь, что кто то думал тогда про Международный Женский день) подводная лодка «Б-4» находилась в Мессинском проливе. На глубине 40 метров лодка обнаружила американскую атомную субмарину выходившую из мальтийской Валетты (расстояние около 200 км - неплохой результат обнаружения). Правда контакт с ней был вскоре потерян, и, чтобы вновь обнаружить АПЛ "вероятного противника", «Б-4» погрузилась на глубину 150 метров.
 
[^]
amv32
24.03.2024 - 15:24
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Подводная лодка Б-4 "Челябинский комсомолец" в Лиепае. Возвращение с боевой службы в Средиземном море, март 1989 года

Авария субмарины. На борту Б-4 "...вот и встренули праздничек"
 
[^]
amv32
24.03.2024 - 15:24
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Лодка начала маневр по восстановлению утраченного контакта - заложила две пологих циркуляции. На карте это выглядит как большая восьмерка. Не даром же - восьмое марта, вот и получился подарок женщинам!

Если серьезно, то цель была очень заманчивой, и командир, оставив центральный пост, убыл во второй отсек в рубку гидроакустика, откуда поступали данные о пеленгах на американца. Но попытка восстановить контакт длилась недолго.
 
[^]
amv32
24.03.2024 - 15:24
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Командир Б-4 капитан 1 ранга Игорь Николаевич Мохов

Авария субмарины. На борту Б-4 "...вот и встренули праздничек"
 
[^]
amv32
24.03.2024 - 15:24
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Едва Мохов покинул третий отсек, как из второго (куда он и пошел) по громкоговорящей связи в центральный пост поступил доклад вахтенного о пробоине и поступлении в отсек забортной воды. Под давлением ста пятидесяти метров средиземноморской воды, а это 15 килограмм на каждый квадратный сантиметр, рёв врывающегося в отсек потока был слышен даже в центральном посту.

Как только поступил доклад о пробоине, старший помощник командира Пучнин отдал приказ перевести дифферент на корму, дать всем трём гребным электродвигателям «полный вперёд» и немедленно всплывать. И здесь же не забыли задраить люк во второй отсек, где был командир лодки между прочим! И только после этого стали разбираться "что и как".
 
[^]
amv32
24.03.2024 - 15:25
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Подводная лодка Б-4 в доке СРЗ-82, п.Росляково, 1981 год

Авария субмарины. На борту Б-4 "...вот и встренули праздничек"
 
[^]
amv32
24.03.2024 - 15:25
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Как оказалось, во втором отсеке прорвало клинкет системы охлаждения кондиционера, за несколько секунд вода быстро залила палубу второго отсека. Под ней находилась носовая группа аккумуляторной батареи, но герметичный настил не позволил воде проникнуть в ямы аккумуляторной батареи.

Поступление воды было прекращено путём перекрытия бортового клапана, полностью отсекающего доступ забортной воде. Отсек осушен. На этом инцидент мог бы и закончиться, но...

Штурман подводной лодки «Б-4» лейтенант Владимир Баринов (в будущем - капитан 1 ранга) вспоминал: «В этот момент из четвёртого отсека влетает в централь­ный пост Слава Исаев, инженер-механик - в одних трусах, с койки вскочил. Кричит трюмному: Пузырь в нос!

Пузырь в нос дали, и тут же стал быстро расти дифферент на корму. У меня в штурманской рубке посыпались книги с полок. После 45-градусного дифферента лодка становится неуправляемой, срывается... Гибель! А нос задирается все круче и круче... Надо кормовой балласт продувать, но закусило манипуляторы.

Смотрю - палуба уже дыбом, кричу боцману: Кормовые рули - на погружение! А тот вцепился в манипуляторы мёртвой хваткой, аж костяшки посинели, и слово «погружение» на дух не воспри­нимает В глазах только одно - всплытие!".

Штурман Баринов бросился к рулевому, отпихнул его и сам вывел лодку из запредельного дифферента. Пошли на всплытие, стало легче. Тут и люк отдраили, и из второго отсека выбрался командир, мокрый до нитки, который сразу "отправил" старпома "на перископ".

Баринов вспоминает: "...Я смотрю, Пучнин держится за вертикальный трап, а взобраться не может, ноги как у велосипедиста на одном месте прокручиваются, от стресса они отключились. Но затем всё-таки справился, поднялся в боевую рубку, осмотрел горизонт: всё чисто. Командир командует: Боцман, всплывай! Продуть среднюю...

Всплыли. Выбрались на мостик. Небо голубое, на море штиль, ни облачка, ни ряби. И по великому счастью - никого, ни судов, ни самолётов. Слева - Мальта, справа - Сицилия".

Вид конечно после всплытия был красивый, но главное лодку не заметили - это хорошо, но как оказалось после всех "принятых мер" запас воздуха высокого давления составлял всего 20%. Это значит погружаться нельзя. Командир лодки И.Мохов - мрачнее тучи, но делать нечего, пустили компрессоры на подбивку баллонов.
 
[^]
amv32
24.03.2024 - 15:25
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Мохов Игорь Николаевич

Авария субмарины. На борту Б-4 "...вот и встренули праздничек"
 
[^]
amv32
24.03.2024 - 15:26
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
В целом советским подводникам в этот женский день повезло: и живы остались, и никто их не обнаружил. Правда мичман-трюмный слегка свихнулся, как вспоминали сослуживцы, он зациклился на одной фразе: "Вот и встренули праздничек! Вот и встренули праздничек! Вот и встренули..."

Стали разбираться, что собственно произошло. Во втором отсеке система охлаждения кондиционера питается забортной водой. На глубине 150 метров прорвало клинкет, и вода под страшным давлением ворвалась в отсек, мгновенно затопила газонепроницаемый настил.

Матрос нырнул и перекрыл клапан-дублер, отсек осушили. Но механик же решил, что прорвало прокладку съемного листа, и дал пузырь в нос. Ему этот прорыв уже просто мерещился, нервы подвели, но разобрались....

Интересно, что на карте осталась та самая злополучная «восьмерка». Но главное, что советские подводники справились и сделали своим женам подарок лучше которого не могло быть - "не дали повода отравить "похоронки" (как сформулировал В.Баринов), и это уже хорошо. За этот беспримерный поход И.Н. Мохов был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-й степени.

Дополнение 1: Между прочим, это та самая подводная лодка «Б-4», которая под командованием капитана 2 ранга Рюрика Кетова во время Карибского кризиса в октябре 1962 года участвовала в прорыве четырёх советских ПЛ к берегам Кубы (операция "Кама"). Она была единственной субмариной из всех, которую американский флот так и не смог заставить всплыть на поверхность.

Дополнение 2: Капитан 1-го ранга Игорь Николаевич Мохов, не вылезавший из «автономок», умер перед строем бригады от разрыва сердца в День Победы 9 мая 1985 года.

Дополнение 3: В тот праздничный день 8 марта 1975 года, как говорят, на борту Б-4 имелось две спецторпеды.
 
[^]
amv32
24.03.2024 - 15:26
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
amv32
24.03.2024 - 15:27
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
P.S. Может кому будет интересно - недавние темы:

Как это можно бросить? Любопытные находки на закрытом производстве посуды
https://www.yaplakal.com/forum3/topic2756271.html?hl=

Этот день в истории… 22 марта 1990 года на «Севмаше» заложили АПРК К-141 "Курск"
https://www.yaplakal.com/forum3/topic2755714.html?hl=

Старфайтер. История провала
https://www.yaplakal.com/forum3/topic2755799.html?hl=
 
[^]
Сидорок
24.03.2024 - 15:35
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.04.16
Сообщений: 1026
А клапана вентиляции носовой группы открыть и стравить частично этот "пузырь" - проморгали. И там, скорее всего, не "пузырь в нос" дали, а носовую группу продували, вот воздух и потеряли.
 
[^]
CarabineR
24.03.2024 - 15:54
9
Статус: Offline


стрелок -садист, фанат координат

Регистрация: 26.03.12
Сообщений: 9985
Под водв не спускался в своей жизни
Вот в шахте побывал, на Кривбассе, шахта N6 за Байкальской улицей
Одного раза хватило побывать на горизонте 77 метров, что бы больше к шахте меня никаким калачом не заманить.
А тут вода!
Просто героическая профессия - по своей сути самоотверженная! bravo.gif
ЯП не смог... cry.gif
 
[^]
kulebaki1964
24.03.2024 - 19:28
7
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 13.02.15
Сообщений: 205
Цитата
Дополнение 2: Капитан 1-го ранга Игорь Николаевич Мохов, не вылезавший из «автономок», умер перед строем бригады от разрыва сердца в День Победы 9 мая 1985 года.

Загубили Мохова начальники, заездили его по морям, без отпуска, а сердце больное. 9 мая отвезли политработники его, больного, на кладбище венки возлагать (а он шел домой, сердце болело), а обратно не догадались забрать. Он пошел пешком, ну а сердце не выдержало дороги, так и упал...
С.Гарматенко
 
[^]
kulebaki1964
24.03.2024 - 19:32
4
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 13.02.15
Сообщений: 205
Цитата
Подводная лодка Северного флота «Б-4» (проект 641) под командованием капитана 1 ранта И.Н. Мохова

Должность командира дизельной подводной лодки пр.641 - кап.2 ранга. Не мог Мохов командовать лодкой в звании кап. 1 ранга. Это звание командира бригады. Я служил на Б-105 4 бригады 4 эскадры дизельных подводных лодок в Полярном. Командиром экипажа был кап. 2 ранга Пешко.
 
[^]
Nordmen
24.03.2024 - 19:44
3
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 17.11.22
Сообщений: 885
Цитата
Покинув Полярный в начале 1974 года, она отправилась на Средиземное море и вернулась на Север только осенью 1976 года.

В то время на лодках и срочники служили. Как же они на дембель вовремя уходили?
 
[^]
amv32
24.03.2024 - 20:38
2
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Цитата (Nordmen @ 24.03.2024 - 19:44)
В то время на лодках и срочники служили. Как же они на дембель вовремя уходили?

Ну три года же служили

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
gogindra
24.03.2024 - 20:47
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.08.13
Сообщений: 3237
Цитата (kulebaki1964 @ 24.03.2024 - 19:32)
Цитата
Подводная лодка Северного флота «Б-4» (проект 641) под командованием капитана 1 ранта И.Н. Мохова

Должность командира дизельной подводной лодки пр.641 - кап.2 ранга. Не мог Мохов командовать лодкой в звании кап. 1 ранга. Это звание командира бригады. Я служил на Б-105 4 бригады 4 эскадры дизельных подводных лодок в Полярном. Командиром экипажа был кап. 2 ранга Пешко.

Всё же есть толк и от Интернета

Можно поискать

"...Пройдя все ступени карьеры офицера-подводника, уже в звании капитана 2-го ранга Игорь Мохов был назначен командиром новейшей дизельной подводной лодки «Б-4». Именно на ней в середине 1970-х он совершил небывалое – субмарина находилась в автономном плавании в Средиземном море на протяжении 17 месяцев – почти полтора года.
...
Игорь Николаевич Мохов прошел путь от воспитанника Нахимовского училища до командира 211 бригады подводных лодок Северного флота.
 
[^]
Эксгаустер
24.03.2024 - 20:48
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.10.16
Сообщений: 1420
Цитата (amv32 @ 24.03.2024 - 15:24)
Командир Б-4 капитан 1 ранга Игорь Николаевич Мохов

На заднем плане похоже крейсер 68 БИС "Октябрьская революция". В простонародье Октябрина. Балтийск.
 
[^]
Semen40021
25.03.2024 - 08:05
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 24.03.21
Сообщений: 1286
Цитата (Nordmen @ 24.03.2024 - 19:44)
В то время на лодках и срочники служили. Как же они на дембель вовремя уходили?

Не всегда вовремя.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Nordmen
25.03.2024 - 12:59
0
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 17.11.22
Сообщений: 885
Цитата (amv32 @ 24.03.2024 - 20:38)
Цитата (Nordmen @ 24.03.2024 - 19:44)
В то время на лодках и срочники служили. Как же они на дембель вовремя уходили?

Ну три года же служили

Вам ли не знать, что призыв 2 раза в год. И никто на подплав не подбирал с одного призыва.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 9311
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх