Про легизм, древнекитайских философов и первого китайского Императора

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
hime
8.11.2023 - 16:46
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
24
Равенство всех перед законом, положение в обществе не по происхождению, а по способностям и заслугам, единая система мер и весов, жизнь не по понятиям и традициям «как заведено», а по требованиям здесь и сейчас, и прочее такое же хорошее. Кому это не понравится? А посмотрим, какие струнки в душе будут задеваться, когда всё правильно, но…

Ниже экспериментальная подача материала про такую философскую школу, называемую «легизм» (IV—III вв. до н. э.). Это часть записи стрима, который можно найти на ютубе по «Цинь Первая китайская империя». Авторскую начитку я транскрибировал и причесал немного. Кому-то нравится слушать, кому-то нравится читать. Кому длинно, лучше сразу закрыть. Поехали.

Это сообщение отредактировал hime - 8.11.2023 - 16:53
 
[^]
hime
8.11.2023 - 16:46
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
…В первую очередь мы говорим о влиянии конфуцианской школы на ядро особенно Северного Китая, в долине Хуанхэ, на вот эти вот центральные государства. В них действительно влияние этого конфуцианства было довольно сильным. Ну тут ещё и есть помимо вот этого великолепного конфуцианского доброденствия, которое развивается за 150 лет, у них появляются целые школы. При дворах появляться свои всякие учёные, которые дополняют, а может быть и ещё. Они тут структурируют конфуцианские тексты, прилизывают их, удаляют там несоответствия и всяко дорабатывают.

Но! На границах у нас есть и другие государства. Разные пограничные государства, которые, не только обращены на китайские вопросы и на китайскую письменность. Для нас интереснее всего такое государство как Цинь, которое, во-первых, было создано очень давно. На тот момент это были завоёванные варвары, на территорию которых переселили всяких местных китайцев и сказали: а вот будет у нас буферное государство, незначительное, которое будет сдерживать варваров. И в принципе, роль царства Цинь такой и было – сдерживать варваров. То есть думать-то особо, казалось бы, не о чем. Ну какое влияние это царство имеет где-то там на окраине, состоящее наполовину вообще из варваров? Потому что они с ними не только сражаются, они на них ещё и женятся, ещё и с варварским элитами вместе, значит, делают всякие династии и всё остальное.

Но там немножко другой тип государства, понимаете. С ресурсами – нет вот этого обилия Хуанхэ, с ресурсами всё несколько пожёстче, с материальной базой всё несколько скромнее, приходится часто прибегать к скотоводству. Армия устроена немножко по-другому, немножко ближе к кочевникам. Используют кавалерию! Не колесницы, а именно кавалерию- кавалерию. Цинь начинают использовать луки в большом числе и арбалеты в большом количестве. То есть это очень милитаризованное общество. Они быстро переходят от того, что войну ведёт аристократия или наёмники, на то, что войну ведут все. Там сложно прожить, они постоянно находятся на грани уничтожения.
 
[^]
hime
8.11.2023 - 16:47
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
Поэтому Цинь придумывает (на секундочку, мы говорим о там 500-ых годах до нашей эры) – там происходит призыв, призывная армия, повинность. То есть земледельцы призываются в армию на год, в сложные времена они могут призываться на 2 года или там до 5 лет. Приходится их отрывать от земли, от их деятельности там. Натурально, у них есть даже военные сборы на месяц раз в год! Земледельцы проходят что-то типа военных сборов, как мы бы сейчас сказали. Это там, где их просто учат стоять в строю, например, или маршировать. Даже необязательно это пригодится, но зато в следующий раз, если война и всех мобилизуют, их не надо заново прогонять через учебки, а их сразу можно отправлять на мясо.

Это государство, которое постоянно живёт на грани, и в таких государствах, в первую очередь Цинь, возникает идеология совсем другая по смыслу. Даже, наверное, в каком-то смысле противоположная по смыслу идеология. Когда тебе нужно постоянно выживать и мобилизовать все ресурсы на выживание государства, это очень сильно способствует такому деспотическому типу управления, в котором рассказывать про сыновью любовь и прочие вещи не очень содержательно. Особенно когда эти все мантры о сыновней почтительности и насчёт отношение к людям, как к своим детям в государстве, приходят откуда-то с востока. От этих государств, которые, с точки зрения Цинь, пороху настоящего не нюхали. Что вы там друг с другом машетесь? Вы с кочевниками посражайтесь, который приезжают, выпускают тучу стрел и уезжают. Вот это да, вот это хит энд ран, это я понимаю. Как ты с таким будешь сражаться? А вот мы тут серьёзные ребята, вот мы тут выживаем!
 
[^]
hime
8.11.2023 - 16:47
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
И ряд деятелей там Гуань Чжунь, Дзы Чань… Можно говорить их было несколько. Нас интересует вполне конкретный товарищ, зовут его Шан Ян. Он из той же касты. Это свой книжник, но это книжник цинский. И у цинского книжника была возможность как раз свои идеи реализовать на практике. То есть он не просто, как Конфуций, написал, как должно быть устроено государство. Он стал первым советником при одном из цинских правителей и предложил программу реформ, которые в Цинь были реализованы. То есть это та школа, которая, появилась чуть позже, чем конфуцианство (речь идёт там 390 - 360 годы до нашей эры) когда получилось эти идеи ещё и реализовать.

Но что это были за идеи? Оооо…. Значит так, эту школу мы сейчас знаем как школа легизма. Она же школа Фа Дзя. Она же школа законников. Уже на тот момент, когда все знали, что такое конфуцианство и все рассказывали: «вооот дед Конфуций учил что надо так, надо так…» Что говорил Шан, и его министры, и его последователи, и вообще легисты того времени?

Они говорили прямо противоположное. Вот это вот ваша хрень про благородных мужей, про людей, которые должны там чего-то… благородные люди управляют государством – это всё чушь собачья! Нет никаких благородных людей. А даже если и есть, то они во вред государству, а не в пользу. Государство должно управляться законами! Должна быть чёткая кодификация, что можно, что нельзя. Весь спектр дозволеных действий должен быть учтён. Причём большинство людей – это мрази, слабые, трусливые животные, которые сами ничего в этой жизни сделать не могут. А в лучшем случае сделать что-то для себя. Никакого пути для самосовершенствования нет. Вот это вот «я возьму и стану суперменом, я возьму и как образуюсь и стану таким прекрасным… я был дурачок, но вот скачок, и я философ и качок» - такого не бывает. Человек не может встать на этот путь самосовершенствования, это всё ерунда. Человека может совершенствовать только нечто большее, чем он сам. А знаете, что это? Государство! Государство, которое гораздо больше, чем отдельная личность, может с помощью законов из вот этой вот твари дрожащей вылепить мужчину, вылепить юнит государственный, который действительно будет готов на свершения. Оно их закопает в землю, оно из них выложит плотину, из этих людей. Пофигу что сделает. Это должны быть заготовки для государства, которое будет с помощью этих людей-заготовок делать великие вещи: сопротивляться варварам, сдерживать реки, прорубать тоннели в горах, строить мосты, ирригацию, делать гробницы… Это же их идея, кстати, - строить Великую Китайскую стену. Вот эти строят стены от варваров, это же Великий проект! Придурки в своих городах… вы свои города обносите этими стенами. Вы чем вообще занимаетесь? Каждый город имеет свою крепостную стену. Давайте Китай обнесём крепостной стеной вообще! Всё защитим стеной от всего остального мира, и тогда внутри вам эти самые стены не будут нужны! От кого защищаться? Внутри будете спокойно жить, возделывать земельку, общаться, а мы банально страну всю, княжество всё обнесём стеной, и тогда никто как бы нападать не будет. Но как же это сделать? Какие же ненормальные усилия надо потратить на то, чтобы это сделать? Только с помощью людей-заготовок, людей-чушек. Только из них это можно сделать.

Про легизм, древнекитайских философов и первого китайского Императора
 
[^]
hime
8.11.2023 - 16:47
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
И в этой ситуации Шан Ян просто в своих трактатах поразительно откровенен. У него нет этих вот идей про благо, про хренаго. Он прямо говорит: «Высшее благо – это государство! Потому что именно государство вам, тварям, обеспечивает жизнь. Государство борется с природой, государство борется вообще с этим миром. Государство сохраняет культуру, идентичность, царскую семью и всё остальное. И воюет в том числе. Это всё делает государство. Поэтому ни о каком благе для старейшин, благе для отца… Что за чушь? Какое ещё благо для отца? Есть только одно благо – благо для государства, и всё остальное должно быть этому подчинено.

В итоге что мы видим? Дело в том, что если народ силён, если у народа есть вот эти вот школы, то он обучается в этих школах, они умные все такие ходят. Ты издаёшь закон, и вместо того, чтобы сказать «Есть!», эти сволочи начинают закон обсуждать. Каждый обсуждает на свой лад. Один говорит: «я моист, с точки зрения наших моистов мы считаем, что этот закон нарушает там что-нибудь…» Ещё второй говорит: «а я конфуцианец, я ходил в школу Инь-Янь имени такого-то. У нас бы за такое это самое у вас, козлов, уши бы всем понадирали!» Как это? Что это за ересь? Вместо того, чтобы исполнять царский указ, они начинают судачить, они начинают говорить, что там не нравится, что-то неправильно в нём…

Да это не ваше собачье дело, как вообще этот указ устроен! Ваше дело его выполнять! Поэтому массовое образование, которое предложил Конфуций, которое начинает к этому периоду расцветать – оно должно быть просто запрещено. Эти «благородные», так сказать, мужи, вот эти умники – это один из самых больших вредов государству, потому что из них вылепить юнит не реально. Они судачат, им что-то нравится вечно, они там со своими идеями какими-то лезут… Это вред. Люди должны быть тупыми, необразованными, и знать две вещи: как возделывать землю и как вести войну. Торговля не нужна. Торговцев надо пускать в расход или депортировать, потому что торговцы тоже занимаются какой-то ерундой. Они берут покупают товар там за десять монет (кстати монетизация прошла), но он купил за 10 монет, а продал за 20. Внимание. Почему это он человеку продал за 20 монет? Это вообще-то несправедливая цена. То есть если он купил за 10, значит этот товар стоит 10. А то, что он продал за 20 – значит он обманул, значит он продал за несправедливую цену. Значит, все купцы по определению – обманщики, потому что они живут на маржу, на разницу между тем, за что они купили, и тем, за что они продали. Они покупают за справедливую цену, а продают за несправедливую. Вот и всё. Поэтому это мрази, которых просто нужно пускать в расход.

Кроме, конечно, государственных. То есть, когда они торгуют железом там… ну чем-то полезным – эти виды торговли должны остаться. Но они должны быть монополизированы государством. Государство должно (и Цинь быстро это делает во время реформ) установить контроль над всеми железными рудниками, они все становятся государственными. Медь и олово – всё то же самое. Все дороги для переправки товаров тоже становятся государственными для там перемещения. То есть всех купцов периодически пускают в расход. Вот так вот должно быть устроено наше государство.

Это сообщение отредактировал hime - 8.11.2023 - 16:55
 
[^]
hime
8.11.2023 - 16:48
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
И всем должны управлять законы, и закон для всех един. Знатный ты или не знатный. Вообще вот эта вот знатность… вы знаете, мы вообще их уберём. Никакой знатности быть не может. Не может человек только из-за того, что у него дед был какой-то крутой, считаться более крутым. Нет никакой знатности. Чиновником может стать кто угодно. Советником может стать кто угодно. Мы упраздняем вообще всю аристократию, которая есть, и вводим просто государственную систему рангов. По-моему, 21 ранг они вводят. И просто всем в государстве присваивается свой level, свой ранг. Он определяется только твоими заслугами при жизни. По рождению он не передаётся. Ты как бы рождаешься с нулевым рангом, приобретаешь по достижению совершеннолетия, по переезду в город там, когда ты поступаешь на определённые должности, тебя может повышать император, и так далее.

Парочку цитат. Ну например вот цитата: «умных людей нелегко принудить к труду. А это подрывает две основы государства: земледелие и войну». То есть умные люди не хотят идти воевать и умные люди не хотят идти пахать. Это ужасно. «Красноречие и острый ум ведут к беспорядкам. Этика и музыка ведёт к распущенности, а доброта, о которой вы тут рассказываете, поощряет проступки. Если ты добр, то ты прощаешь что-то сделанное не так, и в следующий раз человек вероятнее допустит ещё один проступок. И поэтому…» - заключительная цитата на данный момент – «…народ должен бояться власти, как болезни. Управление с помощью наказаний заставляет народ бояться и не совершать мерзостей».

При этом, кстати говоря, когда думаем, что управлять нужно с помощью наказаний и народ должен бояться власти как болезни, как чумы, тут ещё такое дело. Дело в том, что все наказания, которые вводятся, практически все сводятся к смертной казни или к отрубанию обеих рук, что тоже смертная казнь, только отложенная. По сути за всё смертная казнь: за кражу, за неявку на повинность, на призыв на ирригационные работы, инженерные работы, на войну. То есть идею, которая была уже до этого, похоже, что за малые проступки нужно делать малое наказание, а за серьёзные проступки нужно делать серьёзное наказание – Шан Ян считал полнейшей ересью, и так вообще не должно быть. Дело в том что это нелогично. Если ты за малый проступок наказываешь малым, то начинаются пересуды. Человек думает: «а может, я украду лепёшку, и мне всего лишь годик впаяют. Так я тогда пойду на кражу лепёшки, а вот, например, обносить там целый магазин лепёшек я не буду, потому что за это будет сильное наказание. Но одну лепёшку я украду». То есть, разница наказаний по сути поощряет более лёгкие наказания. Все думают: «ну по крайней мере меня не казнят». И поэтому он с большей вероятностью пойдёт на лёгкое преступление. Поэтому лёгкое преступление там, или тяжёлое преступление – это всё ересь. Про то, что за малое преступление малое наказание – не должно существовать. Надо за самые маленькие преступления наказывать максимально, смертная казнь должна быть. Ну в принципе не за всё, вот ещё отрубание носов, ушей, если мы хотим рабочую силу сохранить… Потому что, особенно чуть позже, когда уж слишком быстро начнётся переводиться рабочая сила…
 
[^]
hime
8.11.2023 - 16:48
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
Нет-нет-нет, все прикреплены к закону. То есть Цинь одни из первых, кто догадывается разбить государство на территориальные единицы. Конечно, это тебе не конфуцианство, где если государство неправильно управляется, ты можешь просто свалить. Ни в коем случае! Тут все прикреплены к своим, никаких этих перемещений! Ещё чего. Надо будет, тебя депортирует само государство, она тебе расскажет, где тебе жить. Вообще регулируются всё. Вводится государственная регуляция цен почти на всё, на что можно ввести в то время. Вводится контроль за перемещением по дорогам, комендантский час в городах – нельзя в такое-то время выходить на улицы. Должны быть наполнены амбары для перемещения армии и всё такое. Я же говорю, в отличие от конфуцианства, в государстве Цинь реформы Шан Яна получают прямое воплощение. Он эти реформы проводит, они становятся основой.

Смертная казнь, которая вводится, носит нравоучительный характер. Это не просто наказание за проступок, оно должно быть назидательным. Поэтому всегда, когда открываете что-нибудь типа «список страшных китайских казней» или ещё чего-то, это имеется в виду легистская китайская традиция. Не какая-то там, а именно то, которое мы говорим сейчас, о государстве Цинь и конкретно о легистских наказаниях. Они страшные и жуткие, например, просверливание головы, медленное. Как бы ручным сверлом тебе просто начинают сверлить голову, и её просверливают. Или кладут тебя на площади и проезжают колесницей по твоим ногам, а потом ещё раз, и так и выше, выше, пока тебя просто не передавят. Или вырывание кишков и подвешивания на этих же кишках. Ну и всякие растягивание, раздавливания и всё остальное – это вот туда. Что ещё есть такого интересного... Знаменитое наказание про крыс. Вы слышали, что крыску в закрытом помещении с одним выходом прикладывают к твоему животу и с одной из сторон начинать клетку с крысой жечь огнём. Крыска в безумии начинает прогрызать себе вход через твой живот, потому что ей жарко, ей печёт и куда-то и выбраться надо. Поэтому единственное куда она может выбраться – это живот, ну и в общем всё.

Вот эти красочные китайские казни – это в общем-то легистская школа. И это всё сделано ровным счётом для того, чтобы люди боялись. Опять же, народ должен бояться государства, как болезни. У них страх должна вызывать сама мысль совершить проступок. Чтобы даже не возникало даже каких-то намёков на то, чтобы что-то нарушить. Да, казнь бамбуком, совершенно верно.
 
[^]
hime
8.11.2023 - 16:48
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
Вводится тотальная круговая порука. Всё общество разбивается на такие пятёрки, и армия и всё остальное. Круговая порука, в смысле что жена отвечает за мужа. Если муж преступил закон, казнится жена и казнятся три поколения по его линии. То есть если мужчина, то, например, дед, он и батя. Или батя, он и сын. Или он, сын и внук по мужской линии. Если женщина нарушает, то по женской три поколения казнятся точно также.

Ну что интересно сам Шан Ян закончил точно так же, это классика. То есть, Шан Ян в итоге - его там то ли оговорили, то ли что-то такое случилось… В общем, что-то Шан Ян там не уследил и в итоге сам он закончил тем, что был казнён по своему собственному закону. Его привязали к четырём повозкам и потянули в разные стороны, то есть его на четыре части шваркнуло. Но в любом случае, это было уже в конце жизни, а так-то он в принципе успел провести все те реформы.

Но государства Цинь на тот момент… там масса реформ, которые были проведены в Цинь, были очень прогрессивные. Потому что, если мы отойдём от каких-то жестоких методов, вот эта стандартизация во многом же полезна. Единая система дорог, мер и весов. Единая система в армии и всё прочее. Вот в армии пяточки тоже - это если один человек бежит, казнят пятерых, ну и всё в таком духе. То есть круговая порука. Впоследствии чуть-чуть это всё будет смещено в сторону скорее принудительных работ, каторги. Но опять же, просто потому что с точки зрения легистов чуть более поздних, чем Шан Ян, неразумно пускать в расход. То есть в расход надо пускать для назидания, но не всех, достаточно 10 человек просверлить голову, чтобы остальные 90 все боялись. Их можно и на работы остальных послать там без ушей, без носов. Чтобы они бежать не могли. Опять же - зачем отрубали носы и уши? Чтобы ты не мог бежать, сразу тебя будет видно. Татуировочку какую-то можно спрятать, а без ушей и носа сразу видно по человеку что это каторжник, значит его нужно остановить, это нарушитель.
 
[^]
hime
8.11.2023 - 16:48
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
И в итоге государство Цинь после проведения этих реформ делает так полкорпуса вперёд. То есть это довольно сильная мобилизационная экономика, и в 3 веке мы увидим что цинские государи с помощью натурально железной руки начинают подчинять все вот эти вот крайние государства, варваров, которые там были и с которыми Цинь воевали. И среди этих варваров они набирают новые войска, они набирают постоянно новые территории, они облагают всё это налогом. Они распространяют свои законы на новые территории всё время.

Причём у них же интересная получается фишка, что когда в Цинь появляется правитель Ин Чжэн, легизм является явно основной идеей. Собственно, Ин Чжэн, более известный, наверное, многим как Цинь Ши Хуан-Ди. Но Цинь Ши Хуан-Ди он станет, когда станет императором. Пока он еще не верховный правитель. Но тут в чём дело. Почему Цинь хорошо принимали на других территориях, завоёванных? Потому что это же идеальная система для уничтожения наследственной аристократии.

Как только Цинь приходили, они объявляли, что теперь все равны перед законом. А это очень жёсткая идея для простых крестьян, для всяких рабов. То есть для угнетаемых людей, которых достало, что над ними тут ходят какие-то всякие мажорчики и всякие ребята. Когда Цинь приходят, они же предлагают общество равенство всех перед законом. Ну единственное, что император, конечно, выше всех. Но потому что правитель Ван, он является одновременно воплощением закона. То есть он есть то же самое, что и закон. Поэтому, конечно же, он выше всех остальных. Но под ним все едины, и действительно все едины. То есть это не слова. Люди видят, что это не слова: первых министров разрывают на площадях только в путь, полководец ты там какой-то очень крутой – ты не застрахован от того, чтобы о тебя просто не вычистили сапоги, вытерли просто как грязь и всё. Неважно, кто ты там, какого ты родства, какие у тебя там привилегии… Мог ли обычный смертный апнуть свой статус по социалке? Конечно, личный советник этого правителя, императора Цин Ши Хуан-Ди – бывший дровосек Ли Сы.
 
[^]
hime
8.11.2023 - 16:48
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
Это очень заразительная штука. С точки зрения желания какой-то социальной справедливости и того, что, блин, мы все равны, только выполняй то, что нужно по закону и всё. Сама идея очень жёсткая. Другое дело, что со временем (забегая наперёд) окажется, что с точки зрения народа вдруг потом окажется, что как-то немножко непропорциональна по суровости эта вещь.

Так вот, приходит значит товарищ наш Ин Чжэн. В какой-то момент, когда он ведёт войны, становится понятно, что дело идёт к доминации Цинь. Потому что Цинь по одному начинает просто вырубать все эти государства. 244 год у нас завоёвывается Хань. 242 – падает царство Вэй. 228 год – падает царство Чжао. 223 год до нашей эры – падает царство Чу. 222 - царство Янь, и 221 год до нашей эры – Цинь завоёвывает последнее оставшиеся царство Ци. И вся Эпоха сражающихся царств, все вот это (когда-то их было 150, последние лет 100 их было всего лишь 7) но вся эта большая традиция, всё это подминается под железной рукой. Или пятой, тут уж как сказать.

Тут же становится проблема чем легитимизировать своё правление. Ну во-первых, тем, что теперь есть закон, и по сути возвращается старый уже почти забытый тому времени чжоуский титул «Сын неба», мандат неба, а значит сам Китай поднебесная. С другой стороны, всё, что касается конфуцианства, объявлено вне закона и просто запрещено. Даосская традиция нормально, живёт. Но опять же потому, что даос и не особо интересуется государством. Даос сидит и пырит в пустоту, он сидит на краю водопада и смотрит в камень. То есть он не представляет активной угрозы. Когда государству надо будет, оно возьмёт даоса в том числе, и припашет куда-нибудь на строительство. Аристократия в других государствах пыталась объединиться, но у Цинь были хорошие альянсы. То есть они часто воевали с кем-то в союзе, кого-нибудь завоевали, а после этого шли на своих союзников и тут же их убивали. То есть, Цинь всех переиграли не только в военном отношениях (хотя конечно в военном отношении это была машина). Две вещи, которые, наверное, они первые показали – это массовое применение кавалерии и второе, даже более важно – это массовое применение луков-арбалетов. То есть вот эти тучи стрел и прочие вещи, которые описаны в исторических хрониках – это прямо везде. То есть это оружие победы на тот момент.
ВСЁ.

Это сообщение отредактировал hime - 8.11.2023 - 17:25

Про легизм, древнекитайских философов и первого китайского Императора
 
[^]
fit64git
8.11.2023 - 16:49
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 15.05.20
Сообщений: 116


Размещено через приложение ЯПлакалъ

Про легизм, древнекитайских философов и первого китайского Императора
 
[^]
SturgeonRU
8.11.2023 - 16:54
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.12.15
Сообщений: 1726
Цитата (hime @ 8.11.2023 - 16:48)
Ну например вот цитата: «умных людей нелегко принудить к труду. А это подрывает две основы государства: земледелие и войну». То есть умные люди не хотят идти воевать и умные люди не хотят идти пахать.

Актуально по сей день.
 
[^]
Людовед
8.11.2023 - 16:57
1
Статус: Offline


Лепый, уклюжий, ряшный ГОДЯЙ

Регистрация: 9.02.14
Сообщений: 2260
всегда умиляло, что мы знаем что происходило после обеда в день весеннего равноденствия 2300 лет назад, вот кто убил Кеннеди.....
 
[^]
Horizen8
8.11.2023 - 17:08
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.11.18
Сообщений: 12696
Цитата (hime @ 8.11.2023 - 16:48)
Это очень заразительная штука. С точки зрения желания какой-то социальной справедливости и того, что, блин, мы все равны, только выполняй то, что нужно по закону и всё. Сама идея очень жёсткая. Другое дело, что со временем (забегая наперёд) окажется, что с точки зрения народа вдруг потом окажется, что как-то немножко непропорциональна по суровости эта вещь.

Эта заразительная штука регулярно заканчивалась тем, что Китай отхвытывал пиздов не только от кочевников, но и полуоседлых маньчжуров.
А также имел дело с регулярными крестьянскими бунтами.

Не, в конце концов конечно всё снова окитаизировалось, до следующего прихода варваров.
А так-то убийство частной ициативы в свободном русле - привело к тому, что огромный Китай закуклился и не смог противостоять по сути горстке британцев, которые вскрыли его, как вскывают раковину моллюска.

На самом деле Китай и сейчас бы сидел в углу мира - если бы не экспорт производства и технологий из Западного мира.
Как Северная Корея. Сумевшая получить вот к этому ядерные технологии из более развитых стран, а то сейчас о них редко бы вспоминали.

У всей этой сверхцентрализации, сверхорганизованности и сверхзарегулированности и есть тяжеленная вторая сторона - необыкновенная инерция ставшего традиционным, тенденция к капсулированности и невозможность частной инициативы и вообще отторжение инноваций.

Это сообщение отредактировал Horizen8 - 8.11.2023 - 17:15
 
[^]
hime
8.11.2023 - 17:18
2
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
Horizen8
Ну у них больше такого экстремального легизма и не было уже больше. То есть он в целом остался, но и аристократы вернулись, и понятия, и власть евнухов - каждый раз по-новому пиздец приходил. А у Цин Шихуана вообще Хуанхэ просто из берегов вышла сурово, так что как помер, то и всё. Однако вот да, мы и сейчас хотим равенства всех перед законом - ну хорошая же идея (сугубо моё мнение, что закон - это костыль, когда справедливость не сформулируешь, но можно дать некое приближение). Только вот всегда этот поиск баланса, как бы не перегнуть. Иначе опять в понятия скатываешься, "мои предки Рим спасли", бардак всякий gigi.gif

Это сообщение отредактировал hime - 8.11.2023 - 17:20
 
[^]
hime
8.11.2023 - 17:21
2
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
Цитата (Horizen8 @ 8.11.2023 - 17:08)
У всей этой сверхцентрализации, сверхорганизованности и сверхзарегулированности и есть тяжеленная вторая сторона - необыкновенная инерция ставшего традиционным, тенденция к капсулированности и невозможность частной инициативы и вообще отторжение инноваций.

Также что люди не железные, и десятилетиями на пределе возможностей пахать (и дохнуть) не могут и не хотят.
 
[^]
Horizen8
8.11.2023 - 17:26
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.11.18
Сообщений: 12696
Цитата (hime @ 8.11.2023 - 17:18)
Horizen8
Ну у них больше такого экстремального легизма и не было уже больше. То есть он в целом остался, но и аристократы вернулись, и понятия, и власть евнухов - каждый раз по-новому пиздец приходил. А у Цин Шихуана вообще Хуанхэ просто из берегов вышла сурово, так что как помер, то и всё. Однако вот да, мы и сейчас хотим равенства всех перед законом - ну хорошая же идея (сугубо моё мнение, что закон - это костыль, когда справедливость не сформулируешь, но можно дать некое приближение). Только вот всегда этот поиск баланса, как бы не перегнуть. Иначе опять в понятия скатываешься, "мои предки Рим спасли", бардак всякий gigi.gif

Идея хорошая и оригинальная для своего времени.
Но она там шла в таком "суповом наборе", что мама дорогая.
И опять же - предел то у неё был. Император. И вероятно особо дорогие ему приближённые. То есть это всё равно ещё не полная идея.

Как я понимаю, кстати - идея о возможной утере императором "мандата Неба" - это конфуцианская, а не легисткая?
 
[^]
Horizen8
8.11.2023 - 17:28
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.11.18
Сообщений: 12696
Цитата (hime @ 8.11.2023 - 17:21)
Цитата (Horizen8 @ 8.11.2023 - 17:08)
У всей этой сверхцентрализации, сверхорганизованности и сверхзарегулированности и есть тяжеленная вторая сторона - необыкновенная инерция ставшего традиционным, тенденция к капсулированности и невозможность частной инициативы и вообще отторжение инноваций.

Также что люди не железные, и десятилетиями на пределе возможностей пахать (и дохнуть) не могут и не хотят.

Цинь Ши Хуан-Ди этот пустячок в голову не пришел. cool.gif Ну как такие мелочи смеют вообще вмешиваться в грандиозный замысел, в самом деле?

Это сообщение отредактировал Horizen8 - 8.11.2023 - 17:28
 
[^]
hime
8.11.2023 - 17:42
1
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
Цитата (Horizen8 @ 8.11.2023 - 17:26)
Как я понимаю, кстати - идея о возможной утере императором "мандата Неба" - это конфуцианская, а не легисткая?

Это ещё от древних Чжоу. Тоже были воинственные товарищи, которые посмотрели на предыдущих Шан и сказали "да это же алкоголики и развратники, они перестали заботиться о государстве и вообще потеряли доверие Неба".
 
[^]
hime
8.11.2023 - 17:44
4
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 5432
Цитата (Horizen8 @ 8.11.2023 - 17:26)
И опять же - предел то у неё был. Император. И вероятно особо дорогие ему приближённые. То есть это всё равно ещё не полная идея.

Приближенных неприкосновенных не было (ну Ли Сы выжил, он потом ещё учудил, но это ладно). А так Император вырезал потихоньку всю старую гвардию (ну у всех же может найтись косяк), а вот новым он тем более перестал доверять. Начал скрытно перемещаться между дворцами, параноить. Он же и армию заказал себе знаменитую сделать, чтобы на том свете всем навалять.
 
[^]
aonik
8.11.2023 - 17:59
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 28.02.13
Сообщений: 350
У Bushwaker вообще лекции по истории интересные.

Несколько лет назад открыл для себя. И до сих пор слушаю по мере интереса.

По легизм как раз тут слушал несколько лет назад. Помню, тоже прифигел тогда.

Это сообщение отредактировал aonik - 8.11.2023 - 18:01
 
[^]
Horizen8
8.11.2023 - 18:05
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.11.18
Сообщений: 12696
Цитата (hime @ 8.11.2023 - 17:44)
Цитата (Horizen8 @ 8.11.2023 - 17:26)
И опять же - предел то у неё был. Император. И вероятно особо дорогие ему приближённые. То есть это всё равно ещё не полная идея.

Приближенных неприкосновенных не было (ну Ли Сы выжил, он потом ещё учудил, но это ладно). А так Император вырезал потихоньку всю старую гвардию (ну у всех же может найтись косяк), а вот новым он тем более перестал доверять. Начал скрытно перемещаться между дворцами, параноить. Он же и армию заказал себе знаменитую сделать, чтобы на том свете всем навалять.

Если сам параноик не заканчивает плохо, то плохо закачивает созданный им порядок, призванный упорядочить его паранойю.
 
[^]
и7ветер
8.11.2023 - 18:21
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.11.13
Сообщений: 7655
Жаль, что этот пиздеж придумали уже в этом веке. Читать не советую, это чьи то дурацкие мечталки и только.

Китай, это страна без какой бы то ни было истории. Совсем. Вообще.
Вместо истории у Китая сборник дурацких сказок, по большей части придуманных при воцарении императрицы Ци-Си, и немножко не менее идиотских бредней, придуманных при предъидущем императоре. Это все.
Дело в том, что при этих последних императорах (что было раньше мы вообще не знаем, и никогда не узнаем) была осуществлена занятная операция - были переписаны ВСЕ хроники, и вообще ВСЕ книги, где упоминался любой император или какие то исторические события. Старые тексты полностью уничтожены. Это огромная работа была, но китайцев не пугает большая работа)
В результате не уцелело ничего о прошлом страны (или стран. или черт его знает, чего там было). Вообще ничего! Любые "исторические" сведения были придуманы или при Ци-Си, или чуть раньше, и чудом уцелели. Но верить ничему нельзя, потому что старые книги не редактировали, их полностью переписали так, как было решено евнухами Запретного Города.
Чем бы китайцы ни хвастали из "своей истории", все это полная брехня, а правды никто никогда не доищется. Все эти "изобретения пороха", "флотилии открывателей Америки" , это вот "древнее философское учение" и т.д. и т.п. - полнейшая херня.

Это сообщение отредактировал и7ветер - 8.11.2023 - 18:22
 
[^]
Август27
8.11.2023 - 18:58
0
Статус: Online


Приколист

Регистрация: 13.10.19
Сообщений: 332
мне уже приходила такая мысль, что Сталин знаком был с трудами по легизму.
и на определенном этапе построения государства, особенно в кольце врагов, он себя оправдывает- мама не горюй. противостоять государству-машине может только точно такое государство-машина.( ВМВ это хорошо показала).
но вот потом да, всегда происходит закукливание и выделение элит из равных, но которые считают себя чуть равнее. и с этого момента такое государство обречено.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
хуясенах
8.11.2023 - 19:04
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.02.19
Сообщений: 5388
Бред и хуета.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 2214
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх