66
Прошу сильно не пинать. Моя первая тема. Короткий рассказ про легендарный атрибут войны во Вьетнаме - зажигалку Zippo
Ни для кого не секрет, что Zippo - это больше, чем просто зажигалки. Вездесущий Zippo, с тематической гравировкой на сторонах, является неотъемлемым атрибутом войны во Вьетнаме. Эти компактные зажигалки стали маленькими археологическими артефактами, свидетельствующими о личном героизме, гордости, боли и трагедии владельцев. Зажигалки служили амулетами и талисманами, приносящими владельцу неуязвимость, удачу и защиту ото зла.
Зиппо появилась в 1932 году. Джордж Грант Блейздел, нефтяной бизнес которого прогорел во время Великой депрессии, соорудил маленькую серебристую зажигалку с откидным верхом. Он назвал ее Zippo, слегка видоизменив модное на то время слово Zipper (молния) и в 1933 году стал продавать свои зажигалки по 1,95 доллара за штуку. Несколько лет спустя производственная компания Zippo начала гравировать слова и изображения на своих зажигалках, прежде всего в качестве рекламы для других предприятий.
Компания достигла большого успеха во время Второй мировой войны, когда, как и многие другие американские производители, она прекратила производство потребительских товаров и начала производить зажигалки для армии США. С 1943 по 1945 год все выпускаемые Zippo отправлялись напрямую на почтовые станции и корабли ВМФ по всему миру. Миллионы Zippo уходили в бой вместе с американскими войсками. Зажигалки приобрели колоссальную популярность, стали незаменимым инструментом в те дни, когда большой процент американцев, особенно молодых людей, считал курение безвредным и приносящим удовольствие развлечением, которое часто рекламировалось даже как полезное для здоровья. О чем тут можно говорить - сигареты раздавали войскам сотрудники Красного Креста!
«Если бы я сказал вам, как сильно эти Zippo ценятся на фронте, с какой благодарностью и восторгом их получают парни, вы, вероятно, обвиняли бы меня в преувеличении», - писал в августе 1944 года знаменитый военный корреспондент Эрни Пайл: «Искренне верю, что зажигалка Zippo - самая желанная вещь в армии».
К тому времени компания Zippo произвела более полмиллиарда зажигалок.
Гравировка Zippo сыграла уникальную роль во Вьетнамской войне. Помимо того факта, что Джи-Аи сотнями тысяч покупали их в военторгах и на черном рынке, термин «Zippo» вошел в военный лексикон везде, где речь шла об огне и пламени. Например, сожжение хижины или деревни было широко известно как «работа Zippo», «миссия Zippo» или «рейд Zippo». Ворчунов (Grunts - хряки, ворчуны, разговорное прозвище американской пехоты), которые специализировались на выполнении этих огненных миссий, иногда называли «отрядами Zippo».
Армейские огнеметные танки М-67 и бронетранспортеры М-132 во время войны во Вьетнаме обычно назывались «Zippo» или «Гусеничный Zippo». И угадайте, что солдаты использовали для поджигания огнесмеси на БТР, когда электрические воспламенители не работали? Неудивительно также, что используемый во Вьетнаме переносной огнемет M2A1-7 назывался Zippo. «Монитор Zippo» - это прозвище лодки Brown Water Navy (речфлота), оснащенной огнеметом.
Авианосец Форрестол получил прозвище USS Zippo за свою склонность к пожарам, в одном из которых, 29 июля 1967 года, погибло 135 человек.
Иногда, памятуя о сожженых этой зажигалкой деревнях, всю Вьетнамскую кампанию США называют «войной Zippo».
Что касается другой стороны, то история не сохранила сведения о том, сколько военнослужащих армии Северного Вьетнама и бойцов Вьетконга носили гравированные Zippo американского производства, но можно поспорить, что многие из них делали это. И хотя у врага не было огнеметов, они использовали Zippo в качестве оружия - минировали их и закладывали зажигалки в барах и других местах в американском тылу, чтобы ничего не подозревающие Джи-Ай могли поднять их и подорваться.
По данным Центра США по контролю и профилактике заболеваний, более половины американских мужчин 18 лет и старше курили в 1965 году и около 44 процентов курили в 1970 году. Экстраполируя эту статистику на зону боевых действий - и принимая во внимание, что курение всегда было распространено среди солдат на войне - можно предположить, что более миллиона мужчин (и женщин), участвовавших в войне во Вьетнаме, курили.
Несмотря на то, что в то время помимо Zippo существовал целый ряд зажигалок других производителей, именно Zippo получило там широкое распространение. Американские войска купили несколько сотен тысяч - возможно, до полумиллиона - Zippo во Вьетнаме.
Ими, естественно, прикуривались, поджигали пластинки или кусочки пластиковой взрывчатки C4, чтобы разогреть сухпаек. Зажигалку использовали, как крошечное зеркало для бритья. Внутри них, на дне, хранили солевые таблетки для обеззараживания воды. Чаще всего их носили в нагрудных карманах или под резинкой на каске.
Предприимчивые вьетнамцы ставили мастерские вокруг базовых лагерей. В них можно было выгравировать на зажигалке все, что угодно. Некоторые творческие солдаты сами гравировали свои зажигалки, коротая часы в поле или в тылу.
Наиболее распространенными гравюрами были карты Вьетнама, знаки отличия подразделений, места и даты, знаки пацифики, мультипликационные персонажи (очень распространенным был пес Снуппи) и обнаженные женщины - много обнаженных женщин. Самые распространенные фразы включали в себя вездесущий FIGMO ( Fuck It - Got my orders - «К черту. Получите мои заказы», что означает, что ваш срок закончился). "Yea, though I walk through the valley of death ..." («Да, хотя я иду долиной смерти ...») из 23-го псалма. А так же: "Death is our Business and Business is good." («Смерть - это наш бизнес, и бизнес идет хорошо»).
Производители Zippo также создали свои собственные зажигалки с фабричной гравировкой, которая была специально разработана для военнослужащих во Вьетнаме. В том числе были зажигалки с логотипами всех пяти родов войск (армия, флот, ВВС, морская пехота и береговая охрана), и, возможно, потому, что именно моряки тогда были особенно заядлыми курильщиками - большое количество лодок Brown Water Navy (речного флота).
За десятилетия, прошедшие после окончания войны во Вьетнаме, тысячи людей - ветераны, коллекционеры военных реликвий и просто старые поклонники Zippo - собрали личные коллекции зажигалок Zippo. К несчастью для коллекционеров, поддельные Zippo наводнили рынок. Фальсификаторы выпускают их во Вьетнаме в течение многих лет, и вы можете купить там фальшивый Zippo якобы военного времени за несколько долларов. Самая распространенная подделка - это обычная зажигалка и вставка, на которой выгравирован логотип Zippo.
Сам производитель стремится сохранять традиции. В 1998 году компания Zippo выпустила «Набор для коллекционеров Вьетнама» - зажигалки, украшенные миниатюрными изображениями Мемориала ветеранов Вьетнама в черном матовом цвете. На крышке выгравированы слова «Вьетнам, 1965–1972» (хотя имена на стене относятся к периоду 1959–1975 гг.). Несмотря на то, что это была ограниченная партия в 5000 штук, на e-Bay сейчас такие свободно продают 39,99 доллара.
Не обходит вниманием Zippo и реконструкторское сообщество. В нашем отнюдь не тропическом климате эти зажигалки, помимо исторической ценности, обладают невероятной ценностью утилитарной. Элементарно под дождем в окопе согреть руки - стоит очень многого. В нашем клубе 1/5th (Bobcats) принято награждать именными зажигалками всех активных участников.
Узнать больше об этих легендарных зажигалках и посмотреть фотографии зажигалок времен войны во Вьетнаме, можно по
ссылке.
Источник