Приключения в скафандре

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:21
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
30
18 марта 1965 года советский пилот Алексей Леонов вышел в открытый космос с борта корабля «Восход-2». С этого момента началась увлекательная история внекорабельной деятельности, заметно расширившей возможности пилотируемой космонавтики. Однако по сей день выход из корабля или орбитальной станции наружу считается особой операцией, требующей специальной подготовки и продуманности, ведь любая оплошность может привести к гибели космонавта.

Текст + 30 фото via

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:22
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Шаг в пустоту

В начале ХХ века, когда закладывались основы теоретической космонавтики, учёным было хорошо известно, что условия в межпланетном пространстве и на небесных телах довольно значительно отличаются от земных. Следовательно, для будущих полётов нужно было придумать костюм, который защитит человека от убийственной внешней среды, — фактически небольшой космический корабль, спроектированный по форме тела.

К тому времени значительное развитие получило водолазное дело. Термин «скафандр» (scaphandre), представляющий собой сочетание греческих слов «skaphe» (лодка) и «andros» (человек), был введён в оборот аббатом-математиком Жаном-Батистом де Ла Шапелем ещё в 1774 году. Хотя костюм, придуманный им, не предназначался для ныряния, а помогал держаться на поверхности наподобие современного спасательного жилета, словечко закрепилось, и в 1905 году Россия закупала серийные костюмы, которые производило «Ганзейское общество постройки аппаратов» (Hanseatische Apparatebau Gesellschaft) и описывалось в документах как «водолазное снаряженiе улучшенной системы Скафандеръ».

Понятно, что основоположники космонавтики ориентировались в своих проектах на водолазные технологии. Например, калужский учитель Константин Эдуардович Циолковский в фантастической повести «Вне Земли», сокращённая версия которой была впервые опубликована в 1918 году, описывал космические костюмы вполне адекватно:

«У нас <…> имеются приспособления, заготовленные ещё на Земле: особые одежды, вроде скафандра, с приборами для дыхания и поглощения продуктов, выделяющихся из тела. <…>

Со временем <…> придётся ещё спускаться на планеты, погружаться в негодные для дыхания атмосферы. Чтобы жить в пустоте, в разряжённом или негодном газе, нужна специальная одежда. Вы её видите: она облекает всё тело с головой, непроницаема для газов и паров, гибка, не массивна, не затрудняет движений тела, крепка, чтобы выдержать внутреннее давление газов, окружающих тело, и снабжена особыми плоскими, прозрачными для света пластинками для глаз, чтобы видеть. Она соединяется с особой коробкой, которая выделяет под одежду непрерывно кислород в достаточном количестве. Углекислый газ, пары и другие продукты выделения тела поглощаются в других коробках. Все запасы на 8 часов и вместе с одеждой имеют массу не более 10 килограммов; всё это тут [на орбите], конечно, ничего не весит».


Далее Циолковский рассказывал, как двое космонавтов отправятся испытывать скафандры в открытом пространстве: они отойдут от пилотируемой «ракеты», используя «привязь» длиной с километр, а для подстраховки возьмут с собой небольшое реактивное «орудие», которое поможет им быстро вернуться обратно в случае опасности.

Рекламный плакат советского кинофильма «Космический рейс» (1936); одним из его консультантов выступал К.Э. Циолковский

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:23
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Земляне на Луне. Кадр из кинофильма «Космический рейс» (1936)

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:23
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Калужский учитель описал всё достаточно верно, однако не учёл небольшую деталь: скафандр из мягкого облегающего материала с внутренним давлением, приемлемым для человека, в условиях вакуума неизбежно раздуется до такого состояния, что в нём будет затруднительно двигаться и тем более совершать точные манипуляции. Проблему учёл в своих работах немецкий учёный Герман Оберт; в книге «Пути осуществления космических полётов» (Wege zur Raumschiffahrt, 1929) он сообщал:

«На летящей ракете при выключенном двигателе опорное ускорение отсутствует, и пассажиры могут в специальных костюмах выходить из пассажирской кабины и «парить» рядом с ракетой. Костюмы должны выдерживать внутреннее давление в 1 атм. Мы предложили бы изготовлять их из тонкого отражающего листового металла по принципу современных глубоководных водолазных костюмов. Вместо рук мы сделали бы крюки, на ногах также полезно было бы иметь крюки, которыми можно было бы зацепляться за выступ ракеты, за её канаты и за кольца, специально для этой цели вделанные в стенки ракеты.

Нам кажется непрактичным подавать человеку, находящемуся вне ракеты, воздух через шланг из пассажирской кабины, целесообразнее подавать ему сжатый или жидкий воздух из специального баллона. Выдыхаемый воздух должен поступать во второй сосуд, который может растягиваться. Спиральные пружины поддерживают его при атмосферном давлении. Время от времени этот сосуд можно опорожнять, открывая краны, а возникающая при этом небольшая сила отдачи может дать возможность человеку при свободном полёте до некоторой степени управлять своими движениями.

Человек, вылезающий из камеры, должен быть обязательно привязан к ракете канатом. В этот канат могут быть вплетены также телефонные провода, так как безвоздушное пространство, как известно, не передаёт звук, а весьма желательно, чтобы человек, находящийся вне кабины, мог разговаривать с людьми в ракете».


Скафандр, предложенный Обертом, был слишком громоздким и опять же затруднял тонкие манипуляции. Поэтому конструкторам реальных костюмов для работы в разрежённой атмосфере приходилось искать оптимальное соотношение между жёсткостью скафандра и подвижностью человека в нём.

Скафандр для выхода на поверхность Луны. Кадр из немецкого кинофильма «Женщина на Луне» (Frau im Mond, 1929); одним из его консультантов выступал Герман Оберт

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:24
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Пионером в этой области стал шотландский физиолог Джон Холдейн, создавший в 1933 году прототип герметичного костюма полного давления для американского воздухоплавателя Марка Риджа, который собирался установить новый мировой рекорд подъёма в стратосферу. Тот даже испытал костюм в барокамере при давлении, соответствующем высоте 50 000 футов (15,24 км). Однако стратостаты всегда стоили дорого, и Риджу не удалось собрать средства на продолжение работы.

Впрочем, задел не пропал даром — исследованиями Холдейна воспользовались другие конструкторы. К примеру, в 1934 году американский авиатор-рекордсмен Уайли Пост совместно с инженером Расселом Колли создал трёхслойный костюм. Всего было изготовлено три варианта: первый не выдержал испытания давлением, второй оказался слишком тесным для авиатора, зато третий оправдал ожидания — Уайли Пост совершил в нём несколько подъёмов на своём одномоторном самолёте «Winnie Mae» (Lockheed Vega, model 5C) в сентябре того же года, добравшись до высоты 50 000 футов. Рекорд не был зафиксирован официально из-за того, что его плохо задокументировали, но вполне можно говорить о том, что американский лётчик стал первым человеком, испытавшим прообраз скафандра в реальных условиях высотного полёта.

Лётчик-рекордсмен Уайли Пост в третьем варианте высотного костюма

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:24
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
В Советском Союзе костюмами для воздухоплавателей занималась группа инженеров под руководством Евгения Ефимовича Чертовского. В период с 1931 по 1940 годы он разработал семь моделей скафандров «Ч». Все они были далеки от совершенства, но зато Чертовский практически решил проблему, связанную с подвижностью. После наддува скафандра пилоту требовалось большое усилие, чтобы просто согнуть конечности, поэтому в модели Ч-2 инженер применил шарниры. Вариант Ч-3, созданный по заказу Института военной медицины в 1936 году, содержал в себе практически все элементы, которые есть в современном космическом скафандре, включая впитывающее бельё. В период с марта по май 1937 года Ч-3 прошёл проверку в барокамере, после чего начались его испытания в эскадрилье боевого применения на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3 и разведчике P-Z — максимальная высота полётов при этом составила 9000 м. За создание скафандра Чертовского наградили первой премией Центрального совета Осоавиахима.

В 1936 году на экраны вышел фантастический фильм «Космический рейс», в создании которого участвовал Константин Циолковский. Кино о грядущем покорении Луны захватило воображение инженеров Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), в результате чего они приступили к проектированию герметичных скафандров. Первый рабочий прототип под индексом СК-4 был сконструирован и изготовлен к середине 1937 года. Его испытали в полётах до высот 6500 м. В следующем году сотрудники 6-го «высотного» отдела ЦАГИ создали ещё четыре варианта: от СК-5 до СК-8. Первый из них был испытан как в кабинах самолётов, так и в ходе парашютных прыжков с высоты до 9540 м. Однако летом 1940 года Научно-испытательный институт ВВС РККА выдал заключение о непригодности скафандров для широкого практического использования, поэтому их дальнейшее совершенствование остановили.

Лётчик-испытатель С.М. Коробов в скафандре Ч-3 на самолёте-разведчике P-Z; 1937 год. Архивное фото из книги Михаила Маслова «Утерянные победы советской авиации» (2009)

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:25
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Скафандр Ч-6 конструкции Е.Е. Чертовского; 1940 год. Архивное фото из книги Михаила Маслова «Утерянные победы советской авиации» (2009)

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:25
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Инженер-испытатель Я.М. Солодовник в скафандре СК-5 перед проведением парашютных прыжков с самолёта СБ; 1939 год. Архивное фото из книги Михаила Маслова «Утерянные победы советской авиации» (2009)

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:25
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Скафандр СК-6 конструкции Центрального аэрогидродинамического института; 1940 год. Архивное фото из книги Михаила Маслова «Утерянные победы советской авиации» (2009)

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:26
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Смертельный прыжок

После войны инициатива перешла к Лётно-исследовательскому институту (ЛИИ). Его специалистам было поручено создать костюмы для авиации, которая осваивала новые высоты и скорости. Серийное производство в стенах института организовать было нереально, и 2 октября 1952 года приказом министра авиационной промышленности №1150 организовали опытный завод №918 в подмосковном Томилино, который позднее вырос в солидную «фирму», известную сегодня как Научно-производственное предприятие (НПП) «Звезда». Первым директором и главным конструктором завода стал Семён Михайлович Алексеев.

Когда в конце 50-х советские инженеры приступили к проектированию космического корабля «Восток», они изначально планировали, что его пилот полетит на орбиту без скафандра. В одном из вариантов проекта космонавта собирались поместить в герметичный контейнер, который выстреливался бы из спускаемого аппарата перед приземлением. Однако выбранная схема оказалась громоздкой и требовала проведения длительных испытаний, поэтому Особое конструкторское бюро №1 (ОКБ-1) Сергея Павловича Королёва переработало внутреннюю компоновку «Востока», заменив контейнер катапультируемым креслом. Соответственно, для защиты будущего космонавта в случае разгерметизации требовалось быстро создать подходящий костюм — в сентябре 1960 года специалисты ОКБ-1 выдали заводу №918 окончательное техническое задание на разработку и изготовление скафандра с аварийной системой кондиционирования воздуха.

Скафандр, получивший обозначение СК-1, создавался на основе высотного костюма «Воркута», предназначенного для пилотов истребителя-перехватчика Су-9; полностью переделывать пришлось только шлем — например, в нём был установлен специальный механизм, который мгновенно захлопывал прозрачное забрало, если давление в кабине корабля падало. СК-1 использовались в пяти пилотируемых полётах кораблей «Восток» (3КА); только для «Востока-6», на котором совершила свой исторический рейс Валентина Владимировна Терешкова, был создан скафандр СК-2, учитывающий особенности женской анатомии. Хотя во время этих полётов возникали различные нештатные ситуации, к скафандрам они отношения не имели.

Высотный авиационный скафандр «Воркута» в музее НПП «Звезда»

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:26
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Скафандр СК-1 лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина в музее НПП «Звезда»

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:27
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Автор статьи А. Первушин рядом со скафандром СК-2 в Музее космонавта Георгия Берегового (город Енакиево, Донецкая область)

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:27
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Участники американской программы «Меркурий» (Mercury) пошли по аналогичному пути. Скафандр Navy Mark IV был создан Расселом Колли для пилотов военно-морской авиации, причём он выгодно отличался от других моделей гибкостью и сравнительно небольшим весом. Чтобы адаптировать скафандр к космическому кораблю, пришлось внести несколько изменений — прежде всего, в устройство шлема. За всю историю кораблей «Меркурий» скафандры ни разу не подвели пилотов. Только однажды, когда капсула «Меркурия-4» (Mercury-Redstone 4) начала тонуть после приводнения, скафандр стал внезапной помехой для Вирджила Гриссома — всё же астронавт успел отсоединить его от корабельной системы жизнеобеспечения и выбраться наружу.

Космические скафандры Navy Mark IV и СК-1 в Национальном музее воздухоплавания и астронавтики (Вашингтон)

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:28
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Начало космической эры, к счастью, обошлось без жертв среди отважных пилотов, отправившихся на орбиту в кораблях, которые были далеки от совершенства. Однако работа с новой техникой всё же подбрасывала неприятные сюрпризы, а один уникальный эксперимент даже закончился трагедией.

В 1959 году для тестирования высотных костюмов, скафандров и прочих систем жизнеобеспечения специалистами Опытно-конструкторского бюро №424 (ОКБ-424) был изготовлен стратостат «Волга». Его герметичная гондола, по своим параметрам соответствующая спускаемому аппарату корабля «Восток», была рассчитана на двух человек, снабжена устройством стравливания воздуха и катапультой. Стратостат исправно прослужил много лет. Осенью 1962 года на нём началась серия испытаний по спасению пилотов с высоты до 30 км. В сентябре Иван Камышев и будущий космонавт Василий Лазарев совершили подъём на максимальную высоту с целью проверки возможностей «Волги».

Самый важный эксперимент состоялся 1 ноября, когда опытные испытатели майор Евгений Николаевич Андреев и полковник Пётр Иванович Долгов выпрыгнули из стратостата во время его полёта. Первый из них, облачённый в серийное снаряжение ККО-3, покинул гондолу на высоте 24,5 км и благополучно приземлился под парашютом, установив мировой рекорд затяжного прыжка. Второй, использовавший скафандр СИ-3М, прыгнул с высоты 28,6 км. Конструкторы этой модификации костюма отказались от маски — кислород подавался непосредственно в съёмный шаровидный шлем с плоским иллюминатором. Решение оказалось роковым: при выходе из гондолы Долгов ударился о выступающий предмет в зоне люка (возможно, о крепёжный болт), в плексигласе шлема образовалось отверстие, произошла разгерметизация скафандра, и полковник погиб. Позднее оба испытателя были удостоены звания Героя Советского Союза, а злополучный шлем инженеры доработали: в следующей модификации авиационного скафандра безмасочного типа СИ-5 остекление было выполнено двойным.

Гондола стратостата «Волга» в кузове грузовика ЗиЛ-157 на полигоне Воздухоплавательного научно-испытательного исследовательского центра ВВС (город Вольск, Саратовская область)

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:28
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Старший инструктор-испытатель парашютов П.И. Долгов на наземном тренажёре катапульты

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:29
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Проблемы «Беркута»

Первые космические скафандры были аварийно-спасательными: их подключали к системе жизнеобеспечения кораблей, что не позволяло выйти в открытое пространство. Но специалисты понимали, что если внеземная экспансия продолжится, то одним из обязательных этапов станет создание автономного герметичного костюма, позволяющего работать вне корабля, как и предсказывали основоположники.

В Советском Союзе на смену кораблям «Восток» должен был прийти ракетно-космический комплекс второго поколения, получивший название «Союз». На фоне американской активной деятельности по созданию двухместных маневрирующих кораблей «Джемини» (Gemini) возникла идея с целью экономии времени и средств испытать отдельные системы и операции на «Востоках», заказанных правительством ранее, одновременно установив новые космические рекорды. Глава государства Никита Сергеевич Хрущёв поддержал инициативу, и 13 апреля 1964 года появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров №294-117 о переоборудовании четырёх кораблей в трёхместные варианты и дополнительном изготовлении ещё пяти в варианте «обеспечения выхода человека из корабля в космическое пространство».

12 октября начался суточный полёт корабля «Восход-1» (3КВ). Космонавты Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов и Борис Борисович Егоров находились на его борту без скафандров, поскольку разместить в тесном спускаемом аппарате «Востока» трёх человек в полном снаряжении не представлялось возможным. Рискованный полёт завершился успешно, ещё раз подтвердив высокую надёжность кораблей типа «Восток».

Для обеспечения выхода в открытый космос на заводе №918 разработали шлюзовую камеру «Волга» с мягкой надувной оболочкой и скафандр «Беркут». Новый костюм имел вторую герметичную оболочку, шлем со светофильтром и заплечный ранец с кислородными баллонами, запаса которых хватало на 45 минут. Кроме того, космонавт соединялся с кораблём семиметровым фалом, в состав которого входили амортизирующее устройство, стальной трос, шланг аварийной подачи кислорода и электрические провода. Примечательно, что изначально «Беркут» проектировался под внутреннее давление 0,27 бар, однако, чтобы устранить опасность декомпрессионных расстройств, было решено установить рабочим давление 0,4 бар с возможностью временного снижения для улучшения подвижности.

Сборка космического корабля «Восход-2» (3КД); 1965 год

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:29
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Космонавт А.А. Леонов в скафандре «Беркут» в самолёте-лаборатории Ту-104 во время тренировки на невесомость при подготовке к полёту на космическом корабле «Восход-2»; 1965 год

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:30
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Корабль «Восход-2» (3КД) стартовал 18 марта 1965 года, и в начале второго витка космонавт Алексей Архипович Леонов покинул борт. Тут же командир экипажа Павел Иванович Беляев торжественно объявил на весь мир: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!» Изображение космонавта в скафандре, парящего на фоне планеты, транслировалось по телеканалам в прямом эфире. Через много лет Леонов рассказывал в интервью журналу «Новости космонавтики»:

«На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км. Я лежал в кресле и только имитировал работу. Испытание проходило около часа, и никакой деформации я не ощутил. Этого времени было достаточно, чтобы проверить скафандр и чтобы я убедился, что скафандр меня защищает. А величина 60 км казалась достаточной, ведь летальный исход при разгерметизации в обоих случаях: что на орбите, что на 60 км.

В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре — около 500 мм [0,67 бар], а снаружи — 760×10-9 мм [1,01×10-9 бар]; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жёсткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что так сильно. Находясь в шлюзе перед выходом, я затянул все ремни до предела, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток и заламывались, когда я брался за поручни, а ноги — из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация — и советоваться с Землей было некогда. Пока бы я им доложил, пока бы они совещались, и кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перешёл на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Однако если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот — и всё… гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. Так оно и получилось.

После того, как я перешёл на второй режим, всё «село» на свои места. На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошёл в шлюз не ногами, а головой вперёд. Я, взявшись за леера, протиснул себя вперёд. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль всё равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30%. Во время этого разворота была самая большая нагрузка, я в это время находился на грани теплового удара. Пульс дошёл до 190. Мне всё же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено. Затем я, нарушая инструкции и не проверив герметичность и не закрыв за собой внутренний люк, открыл шлем. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то воду льёт».


Из воспоминаний Леонова следует, что во время выхода в открытый космос сложились минимум две нештатные ситуации: значительное раздутие скафандра и возвращение в шлюз «головой вперёд». Впоследствии эти два момента вместе с другими драматическими эпизодами были растиражированы в статьях, книгах и фильмах как факты в пользу того, что суточный полёт «Восхода-2» представлял собой сплошную аварию.

Однако, вопреки распространяемой версии, разработчики из НПП «Звезда» всегда утверждали, что ничего чрезвычайного в упомянутых ситуациях не было, а космонавт действовал по инструкции. Рассекреченные недавно документы подтверждают их слова — хотя в бортовом журнале есть короткие записи о переходе на пониженное давление и манипуляциях в шлюзе, Леонов в своём докладе на заседании Государственной комиссии по итогам полёта, состоявшемся 22 марта, был сдержан:

«Я начал входить. Чувствую, что не войду. Я доложил, что перехожу на второй режим. Я ухватился правой рукой за шлюз, а левой рукой начал отворачивать клапан КСД. Сброс давления произошёл плавно, я регулировал, командир за мной следил».

По итогам обсуждения деталей полёта был выпущен протокол заседания Технического руководства проекта «Восход-2», которое состоялось 8 июля. Там вполне определённо сказано: «Все системы завода 918 («Волга», «Беркут» и вентиляция скафандра) работали нормально».

Космонавт А.А. Леонов во время выхода в открытый космос; 18 марта 1965 года

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:30
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Космонавт А.А. Леонов во время выхода в открытый космос; 18 марта 1965 года

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:31
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Страницы из бортового журнала космического корабля «Восход-2»

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:31
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Страницы из бортового журнала космического корабля «Восход-2»

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:32
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Внекорабельные происшествия

Полёт «Восхода-2» стал значимым шагом на очередном этапе освоения космического пространства. С того исторически значимого дня внекорабельная деятельность (ВКД) активно развивалась. Согласно официальным данным, Леонов пробыл в открытом космосе почти 24 минуты, однако через два с половиной месяца его рекорд был побит — 3 июня 1965 года астронавт Эдвард Уайт покинул свой корабль «Джемини-4» (Gemini IV) в скафандре G4C, используя ручное реактивное устройство HHMU (Hand-Held Maneuvering Unit). Общая продолжительность пребывания в вакууме Уайта и его командира Джеймса Макдивитта составила 36 минут.

Хотя американцы уступили первенство, они быстро и заметно обогнали советских конкурентов по количеству выходов в открытый космос. Операции вне корабля осуществлялись во время полётов «Джемини-9, −10, −11, 12». Следующий советский выход состоялся только в январе 1969 года, когда Евгений Васильевич Хрунов и Алексей Станиславович Елисеев в скафандрах «Ястреб» перешли через космос с борта корабля «Союз-5» на «Союз-4», — процедура заняла у них 53 минуты.

С каждым полётом скафандры совершенствовались, но оставались фактически «одноразовыми»: после осуществления выхода и возвращения на Землю их отправляли на склад или в музей. Поэтому каких-то особых проблем с ними космонавты не испытывали: наоборот, скафандр A7L помог астронавтам спасти свои жизни во время аварийного полёта «Аполлона-13». Ситуация стала меняться с появлением долговременных орбитальных станций (ДОС), которые позволяли осуществлять многократные выходы и увеличивать продолжительность работ в открытом космосе.

В апреле 1970 года сотрудники НПП «Звезда» приступили к разработке автономного полужёсткого скафандра «Орлан-Д». Его главным преимуществом стала универсальность: оболочка состоит из корпуса, изготавливаемого из алюминиевого сплава и объединённого со шлемом, а также мягких рукавов и штанин, которые можно подгонять под рост космонавта (от 164 до 180 см). Для входа в скафандр служит люк, расположенный на «спине» корпуса; при этом на крышке находится ранец с агрегатами системы жизнеобеспечения.

«Орлан-Д» впервые был опробован в условиях открытого космоса на орбитальной станции «Салют-6» — при полуторачасовом выходе наружу Георгия Михайловича Гречко и Юрия Викторовича Романенко в декабре 1977 года. С тех пор эти скафандры в разных модификациях использовались на «Салютах», комплексе «Мир» и Международной космической станции (МКС).

Лётчик-космонавт Г.М. Гречко в скафандре «Орлан-Д» перед первым выходом в открытый космос; 19 декабря 1977 года

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:32
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
В Соединённых Штатах скафандр нового поколения, получивший обозначение EMU (Extravehicular Mobility Unit), создавался для кораблей системы «Спейс Шаттл» (Space Shuttle). Он тоже состоит из двух основных частей: жёсткого корпуса из стекловолокна (Hard Upper Torso Assembly, HUT), мягких рукавов и штанин. Но в отличие от «Орлана-Д» американский скафандр надо надевать, как обычную одежду, — часть за частью, заканчивая перчатками и шлемом.

Впервые EMU пытались испытать на шаттле «Колумбия» (Columbia) во время выполнения миссии STS-5, проходившей в ноябре 1982 года, однако ещё в шлюзовой камере астронавты заметили неисправности: в одном скафандре остановился вентилятор системы воздушного охлаждения, в другом — забарахлил регулятор давления. Выход отменили, а на фирму «Hamilton Standard», изготовившую костюмы стоимостью по два миллиона, наложили штраф 131 250 долларов. В результате дебют состоялся вечером 7 апреля 1983 года — на шаттле «Челленджер» (Challenger), осуществлявшем миссию STS-6. Специалисты полёта Стори Масгрейв и Дональд Петерсон, облачившись в EMU, вышли на прогулку в открытый грузовой отсек корабля, где провели 4 часа 19 минут.

Астронавты Стори Масгрейв (слева) и Дональд Петерсон испытывают скафандры EMU в грузовом отсеке шаттла «Челленджер»; 7 апреля 1983 года

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:32
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Первый инцидент во время внекорабельной деятельности, который мог иметь весьма неприятные последствия, тоже произошёл с американским скафандром. В апреле 1991 года шаттл «Атлантис» (Atlantis) выполнял миссию STS-37 по выведению на орбиту большой гамма-обсерватории CGRO (Compton Gamma Ray Observatory). Перед отделением от корабля она раскрыла солнечные батареи, но при этом осталась сложенной штанга с полутораметровой остронаправленной антенной. Шесть попыток развернуть её оказались безуспешными, и тогда 7 апреля специалисты полёта Джерри Росс и Джером (Джей) Эпт отправились в грузовой отсек. Через семнадцать минут Росс освободил штангу антенны, но астронавты возвращаться не стали, а, пользуясь случаем, занялись плановыми задачами — работали с ручным инструментом, чтобы специальная аппаратура замеряла их усилия в интересах науки. На следующий день, после того как обсерватория CGRO была отправлена в самостоятельный полёт, они вышли вторично для испытаний средств перемещения по ферме будущей орбитальной станции. Во время этих работ Росс незаметно для себя проколол перчатку на правой руке, но утечка была столь незначительной, что он даже не заметил её: отверстие обнаружили при осмотре костюмов на Земле.

Астронавты Джерри Росс (слева) и Джером Эпт во время второго выхода в грузовой отсек шаттла «Атлантис»; 8 апреля 1991 года

Приключения в скафандре
 
[^]
УрусШайтанъ
28.05.2021 - 13:33
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 5869
Потенциально опасный случай произошёл в ночь с 26 на 27 февраля 2004 года — на борту МКС. Наружу вышли Майкл Фоул и Александр Юрьевич Калери — оба в скафандрах «Орлан-М». Предстоящая работа была тщательно распланирована, ведь на станции больше никого не оставалось, и в случае критической ошибки члены экипажа могли рассчитывать только друг на друга. Им предстояло поменять кассеты c экспонируемыми материалами и разместить снаружи «Матрёшку-Е» — манекен, начинённый дозиметрическими датчиками с целью изучения воздействия радиации в длительном полёте. Когда космонавты завершили бóльшую часть работы, руководитель полёта Владимир Алексеевич Соловьёв, наблюдавший за их состоянием по телеметрическим каналам в Центре управления полётами в подмосковном Королёве (ЦУП-М), заметил, что Калери «перегревается». Сам космонавт в ответ на обеспокоенные вопросы сообщил, что ему «тепло», а в шлеме идёт «дождик». Соловьёв пришёл к выводу, что в скафандре отказал сублиматор системы водяного охлаждения, и распорядился прервать внекорабельную деятельность на полтора часа раньше запланированного времени. Космонавты выполнили приказ, а, вернувшись на борт, осмотрели скафандр: оказалось, что одна из трубок подачи воды была пережата. Скафандр «Орлан-М» №23, в котором работал Калери, был изготовлен четырьмя годами ранее, девять раз использовался для выходов в открытый космос, поэтому его решили списать в утиль.

Лётчик-космонавт А.Ю. Калери проверяет скафандр «Орлан-М» на борту Международной космической станции; ноябрь 2003 года

Приключения в скафандре
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 2058
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх