Помимо попавшего под скорую консервацию завода «Лада Запад Тольятти» в стране законсервированными стоят еще несколько автосборочных производств.
Напомним, что уже решена судьба Таганрогского автозавода – ТагАЗ, первого частного автозавода в России. Наш канал рассказывал о его судьбе и вызвал много откликов как жителей этого региона, так и бывших работников предприятия. Сегодня площадка ТагАЗа перешла к новым собственникам, им чуждо какое-либо автомобильное производство. Таким образом, производственные мощности российского автопрома уменьшились сразу на 180 тысяч автомобилей в год.
Помимо ТагАЗа, который почил в бозе, неопределенной остается судьба законсервированных заводов Ford. Первое предприятие, мощностью 125 тысяч авто в год, расположено во Всеволожске Ленинградской области (там производились Ford Focus и Ford Mondeo). Второе – в Набережных Челнах (100 тысяч автомобилей в год). То есть еще минус 225 тыс. авто в год.
Помимо этого законсервированы завод Ставрополь-Авто (а это еще 100 тысяч производственных мощностей), также черкесский завод «Дервейс» (100 тысяч авто в год), липецкий завод «Ирито». Эти предприятия выпускали различные модели китайских марок – Lifan, Changan, Great Wall и др.
Таким образом, если просуммировать производственные мощности этих автозаводов, то получается, что российский автопром сегодня лишен сборочных мощностей на более чем 700 тысяч автомобилей в год.
А причина достаточно очевидна.
Все автосборочные мощности страны создавались в период 2005-2012 гг. Это были так называемые "тучные" годы. Именно тогда российский авторынок рос высокими темпами. Он обвалился лишь один раз – в 2009 году, когда мир поразил кризис ипотечных "мыльных пузырей". Но этот кризис не был затяжным. Российский авторынок уже в следующем 2010 году фактически восстановился и продолжил рост в 2011-2012 гг. Тогда экспертами и специалистами автопрома и авторынка считалось, что к 2020 году российский авторынок выйдет на первое место в Европе, обогнав даже Германию. В стране будет продаваться 3,5-4 млн автомобилей.
Но все изменилось в 2014 году с введением санкций. Покупательная способность населения перестала расти и это немедленно отразилось на авторынке. Что же касается автопрома, то производственные мощности, созданные в объеме и рассчитанные на выпуск 3,56 млн автомобилей оказались незагруженными. Вот сегодня мы наблюдаем картину, как из строя этих предприятий отрасли выбывают условно самые «слабые звенья».
По сути, Российская Федерация оказалась страной несбывшихся надежд: автокомпании сокращают модельные ряды продающихся автомобилей в салонах, автопроизводители, которые локализовали выпуск автомобилей ищут пути оптимизации модельного ряда. А те, кто ушел в глубокий финансовый минус и обанкротился, вынуждены консервировать и закрывать свои производственные линии.
На этом безрадостном фоне есть одно "светлое пятно". В Санкт-Петербурге объявлено, что законсервированный в 2015 году, завод GM все же нашел своего покупателя.
Им стала южно-корейский автопроизводитель Hyundai, который в конце прошлого года все же приобрел этот актив. Наш канал рассказывал, что вскоре, в июле корейский автопроизводитель объявит о модельном ряде, который встанет на конвейер второго питерского автозавода корейцев.
И еще. Сегодня также стало известно, что обанкротившийся российский автозавод «Дервейс», расположенный в Карачаево-Черкессии, продают за 1,5 млрд рублей. В эту сумму оценили здания с инфраструктурой и оборудование «Дервейса», вплоть до посудомоечной машины из столовой.
Интересно, найдется ли покупатель на этот актив? Ведь недавно мы также рассказывали о том, что китайский автопроизводитель Chery, продажи автомобилей которого растут в РФ, задумался о своей производственной базе в нашей стране. Тут, как говорят экономисты – либо «гринфилд», то есть новый собственный завод чистом поле, как это сделал другой китайский автопроизводитель Haval, создав с нуля свое автосборочное предприятие. Либо «браунфилд», то есть производство на существующей площадке.
Сегодня объем продаж новых автомобилей в РФ находится возле отметки в 1,5 млн штук. Пока специалисты и эксперты авторынка не видят причин, по которым авторынок новых автомобилей России преодолеет планку в 2 млн авто. А значит, мощности автопрома долго окажутся незагруженными, и не исключено, что впереди у нас консервация еще одного «слабого звена».
источник