Цифровая революция: как в СССР автомобили получали индексы

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
linkman
7.04.2020 - 23:12
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 751
27
Непосвященному кажется, что создатели всех этих ВАЗ-2101, АЗЛК-2141 и прочих ГАЗ-24 с МАЗ-200 при выборе наименования будто запускали руку в барабан с бочонками лото и громко выкрикивали цифру, которая впоследствии фиксировалась за новоиспеченной моделью. На самом же деле, все цифры в названиях советских машин строго подчинялись понятной системе обозначения. Это был своего рода простейший цифровой код, за которым скрывались основные параметры автомобиля.



Цифровая революция: как в СССР автомобили получали индексы
 
[^]
linkman
7.04.2020 - 23:13
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 751
Когда советский автопром только начинал активно развиваться, никто и не думал о введении строгих правил нумерации. Просто были легковой ГАЗ-М1 и грузовик ЯС-1. Ну и еще несколько «единичек». Каждое автопредприятие присваивало индекс на свой вкус. Но очень быстро стало понятно, что хаос в нумерации долго продолжаться не может, и пришло время навести порядок.

В 1945 году, аккурат после окончания Великой Отечественной войны, вновь созданному Межзаводскому бюро технической документации поручили создание руководства индексации советских автомобилей, а ответственным назначили инженера ГАЗа, замначальника бюро Самуила Абрамовича Челова. Именно с его легкой руки автопром получил первую единую систему классификации — простая трехзначная система, в которой каждому советскому автозаводу отводился вполне конкретный числовой диапазон для индексов. Для Горьковского автомобильного завода это были цифры от 1 до 99, ЗиЛу досталась следующая сотня от 100 до 199, за остальными предприятиями зарезервировали диапазоны от 5 до 50 цифр в зависимости от того, насколько было крупным производство.

Цифровая революция: как в СССР автомобили получали индексы
 
[^]
linkman
7.04.2020 - 23:13
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 751
Модели ГАЗа нумеровались не по порядку, а согласно внутренним стандартам — крупнейшее автопредприятие могло себе позволить быть исключением из правил. Все остальные должны были выпускать модели в строгом порядке, причем, учитывались как опытные образцы, так и серийные модели. При передаче модели с одного завода на другой его цифровое обозначение нередко сохранялось, менялась только буквенная часть — например, грузовые автомобили ЯАЗ-200 и ЯАЗ-205 после передачи производства в Минск стали называться соответственно МАЗ-200 и МАЗ-205, хотя у МАЗа был диапазон от 500 до 549.

Порядок эта система навела, но информативностью нумерация не отличалась. Изменить это решили в 1966 году, для чего опять обратились к Челову, который к тому времени перебрался из Горького в Ленинград и работал уже в Центральном научно-исследовательском институте топливной аппаратуры. Разработанный им отраслевой норматив под номером 025 270−66 стал тем самым знаменитым ГОСТом, который до сих пор официально используется в России, хотя не все производители придерживаются его в полном объеме.

Цифровая революция: как в СССР автомобили получали индексы
 
[^]
linkman
7.04.2020 - 23:14
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 751
Первая цифра четырех-пятизначного индекса указывала на класс транспортного средства в зависимости от объема двигателя и массы автомобиля: 1- особо малый класс, 2 — малый, 3 — средний, 4 -большой и 5 — высший. У грузовиков первая цифра указывала на полную массу: 1 — менее 1,2 тонн, 2 — 1,2−2 тонны, 3 — 2−8 тонн и так далее.

У автобусов первая цифра говорила о длине: 2 — короче 5,5 метров, 3 — 6−7,5 метров и далее. Вторая цифра в индексе указывала на тип транспортного средства: легковушка (1), автобус (2), грузовик (3), тягач (4), самосвал (5), автоцистерна (6) и фургон (7). Третья и четвертая цифры обозначали фабричное число модели. Пятая цифра не обязательна и указывала на модификацию основной модели, а шестая — первоначально использовалась для обозначения экспортных вариантов.

Соответственно, если взять наименование автомобиля ВАЗ-21063, то из него становится понятно, что перед нами автомобиль производства Волжского автомобильного завода, малый класс (с двигателем объемом от 1200 см³ до 1800 см³ (2)), пассажирское транспортное средство (1), автомобиль шестой модели (06) и третьей модификации (3). Также вполне очевидно отличие КаМАЗа модели 5511 и 5320: первый самосвал, второй — грузовик. Челов разработал уникальную по своей простоте и крайне информативную в масштабах автомобильной индустрии всего мира систему, которая до этого нигде не использовалась.

источник

Цифровая революция: как в СССР автомобили получали индексы
 
[^]
StalkerVlad
7.04.2020 - 23:19
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 23.03.20
Сообщений: 14
Пасиба. Очень познавательно.
 
[^]
snike912
7.04.2020 - 23:21
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.05.18
Сообщений: 3908
Самуил Абрамович - голова!

Это сообщение отредактировал snike912 - 7.04.2020 - 23:21
 
[^]
kinkomatik
7.04.2020 - 23:25
1
Статус: Offline


Злой смайлик

Регистрация: 30.09.13
Сообщений: 3003
"стал тем самым знаменитым ГОСТом, который до сих пор официально используется в России, хотя не все производители придерживаются его в полном объеме"

ТС, спасибо, интересно
но эта фраза убила
что же это за ГОСТ, которого можно не придерживаться?

Это сообщение отредактировал kinkomatik - 7.04.2020 - 23:25
 
[^]
mbc
7.04.2020 - 23:28
3
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 9.02.16
Сообщений: 2
412 - как расшифровать?
 
[^]
Domrych
7.04.2020 - 23:29
3
Статус: Offline


доктор Силберман

Регистрация: 10.09.12
Сообщений: 5129
У нас до этого проблемы возникли с 408 москвичом. Когда решили его показать миру, выяснилось, что Пежо запатентовали цифры 408, и все в этом роде. Короче ноль посередине. Ну, а наши нашли решение! В ход пошла система обозначения моделей которую мы все теперь знаем.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ЗлойПрапор
7.04.2020 - 23:33
2
Статус: Online


Весельчак

Регистрация: 11.02.12
Сообщений: 197
Цитата (kinkomatik @ 7.04.2020 - 23:25)
"стал тем самым знаменитым ГОСТом, который до сих пор официально используется в России, хотя не все производители придерживаются его в полном объеме"

ТС, спасибо, интересно
но эта фраза убила
что же это за ГОСТ, которого можно не придерживаться?

Сейчас каждый подвал по закону может придеживаться своих ТУ - Технических Условий!
 
[^]
АлХав
7.04.2020 - 23:35
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.05.08
Сообщений: 2516
В техникуме проходили.
И здесь писали уже.
 
[^]
praval
7.04.2020 - 23:38
0
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 20.08.16
Сообщений: 834
ТС, тема интересная cool.gif но...
Цитата
Челов разработал уникальную по своей простоте и крайне информативную в масштабах автомобильной индустрии всего мира систему, которая до этого нигде не использовалась.

А разве сейчас используется?
 
[^]
Nikolay143
7.04.2020 - 23:39
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 17.01.16
Сообщений: 96
Когда-то, очень давно, ещё в СССР, на первой лекции по предмету "Устройство автомобилей" нам это всё под запись объяснили. :)

В автопредприятиях, где много разного автотранспорта удобно для планирования и контроля.
Довольно удобная система.

Это сообщение отредактировал Nikolay143 - 7.04.2020 - 23:43
 
[^]
Шустов
7.04.2020 - 23:49
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 18.10.16
Сообщений: 852
Что это за правило, у которого есть куча исключений?
 
[^]
Дрон2020
7.04.2020 - 23:58
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 4.11.19
Сообщений: 692
Красная 24ка офигенна

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Voodoopeople
8.04.2020 - 00:12
-1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 7.06.12
Сообщений: 58
Газ 24-10 и 31-10? Т.е. 24-10 малый класс, а 3110 средний?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
vgelich
8.04.2020 - 00:15
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 19.09.12
Сообщений: 579
Индекс присвоить умели. Жаль, что легковой автомобиль так и не сумели сделать.

Это сообщение отредактировал vgelich - 8.04.2020 - 00:21
 
[^]
NapilNick
8.04.2020 - 00:52
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.03.12
Сообщений: 1190
Ну тогда ГАЗ 2410, это тягач, малого класса с номером модели 10
 
[^]
СанькаMED
8.04.2020 - 00:53
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 19.04.12
Сообщений: 14
Цитата (mbc @ 07.04.2020 - 23:28)
412 - как расшифровать?

Самосвал 1-й модели 2-й модификации)))

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
DanZL
8.04.2020 - 01:02
1
Статус: Online


Очкарик-мотоциклист. Панк-ботаник.

Регистрация: 17.11.12
Сообщений: 1264
Цитата (Voodoopeople @ 08.04.2020 - 00:12)
Газ 24-10 и 31-10? Т.е. 24-10 малый класс, а 3110 средний?

ГАЗы 12, 14, 21, 24, Москвич 401, 412 - это "старая" классификация. По "новой" ГАЗ стали 3102, 3105, 3110, Москвичи - АЗЛК 2140, 2141. Жигули сразу стали классифицироваться по четырёхзначному коду.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
kekseg
8.04.2020 - 01:02
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 7.08.14
Сообщений: 43
Про 2410 читаем, что газ имел свою внутреннюю систему классификации, не? А раз новая система пришла в 1966 году, то газ 3110 тогда ещё не существовал. Непонятно...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ЯПfan
8.04.2020 - 01:18
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.01.13
Сообщений: 2396
Цитата (snike912 @ 7.04.2020 - 23:21)
Самуил Абрамович - голова!

хоть и без капюшона...
 
[^]
gamenid
8.04.2020 - 13:17
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 2.10.15
Сообщений: 27
Всё ясно. Средний грузовик десятой модели..... А я-то думаю, откуда такая надёжность. blink.gif

Это сообщение отредактировал gamenid - 8.04.2020 - 13:18

Цифровая революция: как в СССР автомобили получали индексы
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 1551
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх