Тормоза у трамвая достаточно специфические. Отличие их от автомобильных тормозов в том, что они состоят из 3-х видов: 1)Электродинамический (останавливает вагон до скорости 4км/ч) 2)колодочный или дисковый (от 4 км/ч до 0 км/ч) 3)рельсовый (экстренный).
То есть, если водитель машины может усилить торможение машины более сильным или резким нажатием на педаль тормоза, то водитель трамвая вынужден дожидаться остановки вагона, время которого зависит от срабатывания электродинамического тормоза.
Для примера: тормозной путь трамвая со скорости 30 км/час до полной остановки составит от 19 до 30 метров, со скорости 40 км/час 35-52 метров, со скорости 60 км/час 77-112 метров. При условии что состояние рельсового пути обеспечивает хорошее сцепление.
Есть, безусловно, и экстренное торможение — рельсовый тормоз (примагничивает трамвай к рельсам). Правда назвать его экстренным можно весьма условно, потому что его срабатывание с момента включения происходит лишь через 1-3 секунды. Не сложно представить, что может быть на скорости в 50 км/час за 3 секунды до начала срабатывания. Да и тормозной путь весьма длинный: при скорости 40 км/час составит порядка 16 метров(пустой) — 28 метров(с пассажирами), при скорости 60 км/час порядка 35м. (пустой) — 61м. (с пассажирами).
Слегка мокрые рельсы, а также рельсы, обработанные противогололедными реагентами, либо грязные(чёрные) или покрытые упавшей листвой, — обеспечивают трамваю юз, и он становится практически неуправляемым. Особенно сильный юз бывает при отрицательной температуре.
не редко остановить трамвай в юз даже на низкой скорости проблематично, так как трамвай без пассажиров имеет большую массу порядка 17 тон (Т3 — чешский) и 19 тон (спектр) + вес пассажиров (полная вместимость спектра 172 чел) заполненный на 3/5 вагон будет весить примерно + 6.5 тон 19+6.5 = 25.5 тон.
на уклоне ситуация усугубляется ещё больше, так ткак погасить инерцию становится сложней.