§ 2. Некрофилия
В начале 2007 года Россию облетела сенсация: на интер¬нет торги был выставлен необычный лот — череп апостола Филиппа по весьма скромной цене в одну тысячу долларов. Выставляло череп на продажу частное лицо, и церковные иерархи возмутились: «Продажа мощей — это чудовищное кощунство. Тому, кто ее осуществляет, должно быть стыд¬но». Это сказал некто Чаплин, протоиерей.
Церковь была настолько разозлена, что со стороны крот¬ких христиан, проповедующих, как известно, всепрощение, раздавались даже призывы посадить хозяина мощей в тюрь¬му. К счастью, по российским законам продавать черепа не запрещено... Позже выяснилось, что к апостолу Филиппу «мощь» отношения не имеет, это череп женщины, умершей всего триста лет назад. Но самое занятное — это возмущение церковников: ведь христианская церковь и сама в свое время не гнушалась торгануть мощой - всем известны бесчислен¬ные слезы, волосы, ногти, кровь, пот и даже куски пуповины Христа и многочисленных святых, которые люди в рясах столетиями продавали простакам.
Мощи — это очень смешно, если разобраться...
Поначалу производить святыни христианам помогали римляне — своими репрессиями против христиан. Убитых мучеников христиане засушивали и разбирали на запчасти. Но потом, когда христианство само пришло к власти, поток мощей резко иссяк, а количество церквей росло, как на дрож¬жах. Приходилось сначала делить части завяленных трупов, чтобы каждой церкви досталось по кусочку, а потом мощи и прочие святыни стали просто производить из «подручного материала» и продавать — как церквям, так и частникам. «Торговля мощами достигла извращенных форм и чудовищ¬ных размеров», — отмечают историки.
В Киеве, например, существовала целая фабричка по из¬готовлению мощей. Обитатели лавры закупали человеческие трупы и методом сублимации и бальзамирования выделы¬вали из них святые мощи. Затем произведенный товар про¬давался монастырям и церквям разных городов империи. При этом монахи даже освоили выпуск сложной технологи¬ческой продукции: они делали мумифицированные мироточащие головы, которые умели плакать маслом.
Но, видимо, спрос сильно превышал предложение, по¬скольку, когда после революции большевики устроили пу¬бличное вскрытие рак со святыми мощами, из 63 вскрытых гробниц только в 16 оказались мумифицированные трупы. Две раки оказались пустыми, а в 45 лежали непонятно чьи обгорелые кости, битый кирпич, картонные куклы, мусор... Сведения об этом были опубликованы 8-м отделом Народ¬ного комиссариата юстиции, который и занимался операци¬ей по разоблачению векового мошенничества.
Совсем недавно, в то самое время, когда я писал эту кни¬гу, газеты писали об удачных гастролях мощей Александра Невского по городам России, Белоруссии и Прибалтики. «Сто семьдесят тысяч человек приложились к этой святыне!» — сообщали газеты и новостные сайты. Уж не знаю, к чему они там приложились, но когда в 1919 году большевики вскрыли раку с мощами Невского, там оказалось 12 косточек от раз¬ных людей. Причем две из них были от двух правых ног!
При вскрытии «нетленных мощей» Саввы Звенигород¬ского и Александра Свирского нашли восковые куклы, а вме¬сто мощей Ефросиний Суздальской — куклу тряпичную. Мощи Артемия Веркольского оказались кусками древесного угля вперемешку с ржавыми гвоздями.
Не отставали от русских мошенников и европейские хри¬стиане. Еще в XIX веке было подсчитано, что в разных церк¬вях и монастырях Европы в качестве священных реликвий хранятся:
— 3 целеньких мумифицированных пророка Илии;
— 18 черепов и 12 рук апостола Филиппа;
— 9 черепов апостола Луки;
— 2 головы, 17 рук и ног и 5 туловищ Андрея Первозванного;
— 20 фрагментов тела и 26 голов святого Юлиана;
— 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и ног святого Андрея;
— 13 рук святого Себастьяна;
— 15 рук Иоанна Златоуста;
— 8 голов, 6 ног и рук и 2 туловища святой Анны;
— 30 туловищ святого Григория;
— 30 туловищ святого Панкратия;
— 11 указательных пальцев, 7 челюстей, 9 рук и 7 голов Иоанна Крестителя (причем в честь обретения каждой го¬ловы Крестителя в православной и католической церкви были установлены особые праздники!).
У нас тоже творится подобная чехарда. Одна голова Иоан¬на Златоуста находится в Богоявленском соборе Москвы, а вторая — в монастыре на Афоне. Эта ситуация стала след¬ствием курьеза. Дело в том, что в XVII веке русский царь Алексей Михайлович заплатил афонским монахам за прокат головы Иоанна Златоуста большие по тем временам деньги — 2 тысячи рублёв. Голову должны были привезти в столицу и некоторое время экспонировать в Москве. Царь даже от¬писал в Афон гарантийное письмо с обязательством вернуть ценный экспонат монахам. Деньги немалые, и монахи риск¬нули, хотя голова им и самим очень нравилась. Однако голо¬ва Златоуста понравилась и царю. В результате кончилось тем, что голову он монахам не вернул.
Разъяренные монахи написали в Москву письмо, в ко¬тором заявили, что это вовсе не голова Иоанна Златоуста: монахи перепутали и по ошибке послали в Москву отрезан¬ную голову Андрея Кесарийского, гораздо менее ценную.
Царь не поверил, решив, что это тупая и мстительная хи¬трость со стороны провинциалов, которые просто хотят до¬садить государю. С тех пор имеются две «настоящие» голо¬вы Иоанна Златоуста. И обе очень ценятся верующими.
Вообще, некрофилия христиан порой потрясает. На про¬тяжении двух веков московские цари скупали мощи. В ре¬зультате были приобретены 14 кусков от Марии Магдалины, 5 кусков Андрея Первозванного, 3 куска апостола Филиппа, 23 куска святого Пантелеймона, 14 кусков Иоанна Златоуста (видать, последнего хотели, как пазл, целиком собрать).
Профессор Московской духовной академии И. Попов так объясняет эту любовь христиан к мертвечине: по его мне¬нию, завяленные части расчлененных трупов «имеют не¬отразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека».
Разумеется, богословы предпочитают не упоминать о том, что поклонение мощам - древний обряд, позаимствованный христианами у язычников...
Александр Никонов
Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект