Сам не допёр. Скопипастил отсюда:
http://sportlib.info/Mirrors/www.64.ru/1998/08/50-1.htmlРЕШЕНИЯ
1. Вначале необходимо правильно представить положение доски и догадаться, что она повернута на 180 градусов. Следовательно, черные фигуры находятся не на седьмой и восьмой горизонталях, а на первой и второй. Белый король на h8, конь на а7, пешка на f4. Белые могут объявить спертый мат с поля f3 или d3. Как же реализовать эту возможность? 1.Na7-c6 с угрозой 2.Ne5, и цель будет достигнута. Единственная защита - 1...Nf3. Но тогда 2.Nb4 Ne5 (а что еще?) 3.fe!, и на любой ход соперника белые объявляют мат: 4.Nd3Х. Позиция теста почти идентична задаче, составленной известным проблемистом Карпентером в 1915 году.
2. Он кажется простым, однако это не так. Мой опыт свидетельствует, что многие шахматисты высокой квалификации испытывают затруднения при решении, тратят на него 20-30 минут и более.
Безопасные поля для черного короля существуют: невозможно королем, ферзем и белопольным слоном сконструировать, дать мат при положении черного короля на полях b7 и g2, а если слон чернопольный, то соответственно на b2 и g7.
3. Доску следует повернуть на 90 градусов по часовой стрелке и дать мат ходом 1.d7-d8NХ. Поворот доски против часовой стрелки с последующим 1.с7-с8RХ или 1. с7-с8QХ - ложный след. Доказательство: на доске 8 белых пешек. Это указывает на то, что на ней нет превращенных фигур. Положение пешек на полях g2 и е2 исключает выход слона f1 на поле d7. Таким образом, в случае поворота доски против часовой стрелки эта позиция возникнуть не могла.
Решение этого теста оказалось непосильным для многих высококвалифицированных шахматистов. Быстрее всех его нашел Анатолий Мачульский, в те годы мастер, а ныне гроссмейстер - после 40-минутного обдумывания.
4. Задача элементарно проста. Белые начали делать рокировку, успели переместить короля на g1 (Kg1), сделали Ѕ хода, а завершить ее, сделав оставшиеся Ѕ хода - Rf1Х, - не успели.
5. Задача требует концентрации внимания. 1.Rc6! Тест придумал проблемист, по специальности врач-психиатр Карл Фабель в 1952 году.