Были. И радары и приборы ночного видения.
Для орудийной наводки немцы в 1939 г. в массовом порядке стали выпускать радиолокационные станции «Малый Вюрцбург», работающие в дециметровом диапазоне.
С 1940 по 1943 г. эти станции несколько раз реконструировались, снабжались приставками для защиты от радиопомех, повышалась их точность и упрощалась конструкция.
На вооружении армии к 1943 г. имелось 8 типов станции «Малый Вюрцбург».
«Малый Вюрцбург» - передвижная станция – обслуживала батарею от 4 до 8 зенитных орудий. Антенная система её представляла собой металлический параболоид диаметром 3 м, в центре которого находился передающий вибратор. Дальность действия её составляла 30 км. «Малый Вюрцбург» давал возможность определять азимут с точностью до 0,250, дальность – с точностью ± 30 м и угол места с точностью до 3/80. Мощность в импульсе была равна 8 квт. Длительность импульса -1,8 мксек. Рабочая волна 50-60 см для различных типов станций.
«Малый Вюрцбург» устанавливался на лафете зенитного орудия. Различные его модификации имели вес от 500 до 2000 кг.
Получаемые текущие координаты цели передавались на ПУАЗО.
Немцы изготовили свыше 6000 станций «Малый Вюрцбург» и широко снабжали ими батареи зенитной артиллерии. Так, например, до 1945 г. одна фирма «Телефункен» изготовила 4500 локаторов «Малый Вюрцбург».
После появления у немцев большого количества станций дальнего обнаружения англичане стали применять новую тактику налётов на Германию. Станции дальнего обнаружения не могли следить одновременно за несколькими группами самолётов и наводить на них свои истребители.
Поэтому немцы, несколько изменив конструкцию, увеличили диаметр рефлектора антенны с 3 до 8 м, создали стационарную станцию орудийной наводки «Большой Вюрцбург». Эта станция работала на волне 53-63 см с длительностью импульса в 2 мксек, имела дальность действия до 80 км. Её точность по дальности составляла ± 35 м, по высоте и азимуту равнялась ± 1/60.
Станция весила 12100 кг и устанавливалась на бетонном основании. Было изготовлено более 2000 станций «Большой Вюрцбург». Станция обслуживалась 6 операторами. Для удобства наведения немцы комбинировали работу 1 станции дальнего обнаружения «Фрейя» и 2-х станций наведения «Большой Вюрцбург», причём из последних одна применялась для наблюдения за самолётами противника, а другая – для наблюдения за своими истребителями. Но и такая комбинация не всегда была, особенно ночью и при большой облачности, достаточно эффективна. Поэтому очередной насущной задачей для немцев было создание самолётных станций ближнего наведения. К концу 1943 г. около 30 % истребителей, действующих против англичан и американцев, были снабжены приборами ближнего наведения. Так, к 1945 г. одна фирма «Телефункен» выпустила 8500 самолётных радиолокационных приборов.
В 1942 г. немцы на сбитом английском самолёте обнаружили и затем восстановили и исследовали самолётную станцию ASV, предназначенной для поиска с самолёта кораблей и подлодок. Немцы и ранее начали уже работы по созданию самолётных станций. Этот случай ещё более интенсифицировал их работу.
Были начаты крупные работы по созданию локаторов для грубого и точного поиска целей в воздухе для истребителей – охотников (ASV- Aircraft to surface vessel – самолёт против корабля), для возвращения самолётов на базу по маяку, для поддержания места в строю самолётов, для бомбовых прицелов, для обнаружения кораблей в море и выхода на цель, для предупреждения лётчиков об облучении их самолёта другой станцией, для радиоприцела при ведении стрельбы с самолёта и пр.
Были сконструированы и пущены в производство приборы типа «Лихтенштейн»: a, b, c, d, e, g, h, I, k, l.
Антенные устройства этих приборов были громоздки, снижали скорость самолёта и ухудшали обзор.
К 1945 г. фирма «Телефункен» выпустила 8000 приборов «Лихтенштейн». В основном, все локаторы типа «Лихтенштейн» работали на дециметровом и метровом диапазонах радиоволн.
Для опознования своих кораблей и самолётов немцы спроектировали в 1940 г. радиолокационный прибор Fug-25 «чужой – свой».
Передатчик Fug-25, после приёма кодированного запросного сигнала своей земной станции с длиной волны 53-63 см, который усиливался приёмником и приводил реле, подающее сигнал о запросе в кабину лётчика на соответствующую лампу щитка управления и подающее высокое напряжение на аноды ламп передатчика, на волне 1,91 м посылал ответный сигнал.
В дальнейшем немцы спроектировали несколько станций «чужой – свой», например, типа Fug-25А, которые немцы частично применили и для радионавигации. До 1945 г. одна фирма «Телефункен» изготовила свыше 100000 приборов опознавания «чужой – свой».
Кроме радиолокационных станций для самолётов и зенитных орудий, немцы изготовили ряд локаторов для своих надводных и подводных кораблей, танков, береговой обороны, ракет и пр. Например, для береговой обороны они применили видоизменённую станцию дальнего обнаружения типа «Фрейя». Эта станция работала на волне длиной 80 см с длительностью импульса около 3-х мксек. Точность её работы была:
по дальности - ± 100 м и
по азимуту ± 0,20.
Эта станция применялась для обслуживания береговых батарей.
На кораблях немцы до 1943 г., ставили, главным образом, станции, работающие на волне длиной 80 см. со средней мощностью 60 вт.
Дальность обнаружения такой станции:
берега – 40 км., крейсера – 17 км, торпедного катера - 5 км., перископа подводной лодки – 3 км.
Эти станции немцы устанавливали как на больших кораблях, так и на эсминцах и подложках.
Для обнаружения самолётов, на эсминцах немцы устанавливали станции, работающие на волне 50 см.с дальностью обнаружения самолёта до 70 км с точностью по дальности 3-4 км. и по пеленгу 6-80.
На подлодках немцы устанавливали станции FuMo-61 с дальностью обнаружения кораблей до 3 тыс. тонн – 7 км. Эти станции работали на волне 42-50 см. с мощностью в импульсе 25 квт. Они обнаруживали самолёты в 10-40 км.
Немецкие подлодки снабжались приёмниками для обнаружения работы радиолокационных станций. Торпедные катера снабжались локаторами самолётными типа «Лихтенштейн».
Таким образом, в начале войны радиолокация в Германии стояла на высоком уровне. В официальном отчете союзников об этом периоде войны: «Немцы имели хорошую надводную и самолётную сеть радиолокаторов, способную обеспечить ранее предупреждение о приближении, составе и расположении наших атакующих сил.
Германские радиолокационные станции орудийной наводки представляли собой реальную угрозу в начальных стадиях любой операции, в особенности же в условиях темноты и плохой видимости».