Служил я тогда на 115 площадке где на Буран ставили Полюс (упавший спутник), а потом и птичку (Самолет, русский шатл).
Лично наблюдал старт, да и сама Энергия полетела с моим именем на борту. Нацарапал, извините.
Для пессимистов: Энергия реально летала. Лично видел щупал участвовал в обслуживании не только энергии но и самолетов, работал на нескольких площадках (номера уже забыл, ну это командный пункт для запуска - подземное сооружение, там где у самолетов двигатели испытывали и 115 - МЗК)
Касаемо того что типа она (Энергия) не мощная. Это трындеж.
Изначально отличия от Мериканского шатла было в том, маршевые двигатели у них были на самолете, у нас на Энергии, поэтому энергия могла вывести Полюс или любую другую конструкцию более 100 тонн, а Мерикосы только Шатл с 15 тоннами (кажеца) груза.
Что было в Полюсе мы тогда не знали, потом вроде где то промелькнуло что то про военное назначение.
Весь проект очень впечатлял изнутри.
Тут про болты, что кувалдой на вазе забивают, так вот там, ка космодроме все спроектировано было так что забитый болт кувалдой - это нормально. Не было тогда нанотехнологий.
Оборудование конца 60х - начало 70х готов спроектировано было. Кое где даже ламповая техника пользовалась.
Самый ходовой транзистор МП10 (если кто помнит такое).
Т.е. все что на земле собиралось - из кубиков - проверенных временем составляющих.
Нас эвакуировали из военного городка и мы видели старт с большого расстояния, может 3 км или больше.
Со стороны казалось что Энергия взлетала тяжело. Не равномерное горения, взрывы из сопел, казалось что вот вот взорвется. Гром был ужасный, неравномерный как само горение. После запуска погода на 3-4 дня конкретно испортилась.
Но гражданские, те что были причастны к проектированию высказывали мнение что все отлично сработалось и никаких напрягов не вызывало.
Проект был очень большой, но явно не было в нем необходимости.