Напрашивается сюда отрывок:
"В июне 1942 г. академик С.С. Наметкин направил служебную записку начальнику Управления снабжения горючим Красной Армии бригадному инженеру М.И. Кормилицыну. В ней ход битвы под Москвой рассматривается 'со специальной точки зрения' - под углом снабжения немецкой армии горючим и смазочными материалами. Академик следил за событиями на Западном фронте и изучал состав и свойства моторного топлива и смазочных масел, применяемых немецкой армией. Следует отметить, запасы нефти в самой Германии были ничтожны. Еще задолго до войны она наладила производство горючего из угля и угольных смол, торфа и отходов деревообработки, водяного газа и т.п. В основном выпускался так называемый синтетический бензин. Его непременные компоненты - ароматические углеводороды, прежде всего бензол, застывающий при температуре плюс 5,4ºC.
Для справки.
Обычный, из нефти, бензин полноценно работает, как правило, до минус 45-55 градусов. Именно таким снабжалась Красная Армия. Основное количество немецкого горючего теряло дееспособность уже при минус 10-15. Зачастую составлялись смеси зимних и летних сортов. Например, одна из проб применявшегося немцами бензина, отработанная весной на Западном фронте, застывала при минус 36-ти. При минус 28-ми градусах начиналось выпадение отвердевших компонентов. Понятно: в разгар холодов такой или более 'зябкий' бензин, теряя подвижность, переставал поступать в двигатель. Техника оказывалась 'грудой металла'.
Но зимними марками бензина вермахт все же располагал. Вспомним о румынской нефти в руках фашистов, а также довоенные поставки из Советского Союза, трофеи... Немецкие 'морозоустойчивые' бензины: с низкой температурой замерзания, малым содержанием бензола и высоким октановым числом - не уступали советским. Правда, шли они в основном для авиации. На наземной технике использовались лишь в самую холодную зимнюю пору: предписывалась строжайшая экономия.
'В условиях рано наступивших зимних холодов, - пишет С.С. Наметкин, - вся техника германской армии встала, так как в бензиновых баках машин в одно морозное утро вместо жидкого топлива оказалась каша - смесь мельчайших кристаллов выпавшего бензола с жидкой трудно застывающей частью моторного топлива'. 'Просчеты германского генштаба с горючим' для него были бесспорны. То же - со смазочными материалами. Вот свидетельство генерала Гюнтера Блюментрита: 'Суровый климат оказывал воздействие и на оружие. Смазка на оружии загустевала так, что часто невозможно было открыть затвор, а глицерина или специальных масел, которые можно было бы использовать в условиях низких температур, у нас не было. Под танками ночью приходилось поддерживать слабый огонь, чтобы двигатели не замерзали и не выходили из строя'.
Свою записку академик С.С. Наметкин завершает выводом: 'Анализ данных по составу и свойствам горючего и смазочных масел, принятых на снабжение в германской армии, показывает, что ранняя зима 1941-1942 гг. застала ее с 'летними' сортами горючего и масел; смена 'летних' на 'зимние', в том числе из-за ставки на молниеносную войну, была подготовлена недостаточно'... Могут спросить: 'А как же мужество, самопожертвование, героизм, полководческий талант - неужели они не в счет?..' Вывод академика С.С.Наметкина отнюдь не ставит все это под сомнение.
На поле брани наш народ сделал свое дело. А русская природа - свое. Просто температурная аномалия применительно к горючему, 'противоборствовавшему' под Москвой, способствовала славе именно нашего оружия. " ©
Вот кто им злой буратина, двоечникам?