Тем, кто не читал. Мой небольшой рассказик на заданную тему...
http://www.yaplakal.com/forum3/topic408753.html?hl=Жизнь...Солнце медленно закатывалось за горизонт, окрашивая небо в красный цвет. На противоположном краю горизонта показалась, пока ещё бледная полная луна. На полянку у ручья опустилась вечерняя прохлада, которую так ждали в этот душный летний день. Археологическая экспедиция, состоящая из студентов-археологов и преподавателей, окончив дневные работы, собралась у костра. Время ужина - пожалуй самое благодатное время в таких походах: наевшись, расслабив уставшее за день тело и позволив вечерней прохладе остужать усталые тела, можно завести разговор практически на любую тему.
- Профессор, - обратился один из студентов, - вот мы ищем тут следы древней цивилизации, так?
- Так, - улыбнулся профессор.
- А возможно такое, что все эти сооружения строили не наши предки, а представители других миров? Вдруг мы найдём что-то такое, что будет служить этому доказательством?
- В принципе такое не исключено.
Разговор обещал быть интересным, и студенты подтянулись поближе.
- Вообще современная наука не отрицает возможности существования разумной жизни на других планетах других солнечных систем, - профессор поудобнее устроился на брёвнышке возле костра. - Возможно когда-то нас уже посещали представители тех миров. Может и мы когда-нибудь в будующем их посетим.
- А какая она может быть - жизнь в других мирах?
- Жизнь вообще или разумная жизнь? - улыбнулся профессор. - Если говорить вообще про жизнь, то даже на нашей планете она многообразна. Может быть в другом обитаемом мире она вообще кардинально отличается от нашей? Вы не задумывались, что мы можем просто пройти мимо инопланетян и не понять, что они живые?
- Почему "не понять"? - удивился один из студентов.
- Хорошо. Давайте порассуждаем философски. Вот, скажем, песок под нашими ногами - он живой?
- Конечно нет! - рассмеялись студенты.
- Почему? - профессор сделал нарочито изумлённое лицо.
- Но он же не двигается?
- Ну, во-первых, он может двигаться с использованием внешних сил, а во-вторых есть растения и животные, которые тоже на протяжении своего существования никуда не двигаются - деревья, например. Поэтому аргумент в пользу движения, как признака жизни, можно отмести сразу.
- Ещё он состоит из неорганических веществ, - высказали предположение студенты.
- А вы считаете, что жизнь может существовать только в виде соединений на основе углерода? - рассмеялся профессор. - У меня сразу появляются два возражения. Первое в том, что возможно на других планетах совсем иные условия: гравитация, температура, магнитные поля... Может там вместо углерода в молекулах природа использует кремний, а вместо водорода например литий или натрий?
- А окислителем является фтор, а не кислород, - подхватил один из студентов.
- Совершенно верно, - поддержал профессор.
- А второе возражение? - напомнили студенты.
- Второе? А вы посмотрите на свои палатки... Видите, вы их укрыли на случай дождя полиэтиленом. Вот вам органическое вещество. Как вы думаете - оно живое?
Студенты заулыбались.
- Конечно же оно не живое, профессор. Живые существа должны размножаться.
- Опять у вас ошибка в рассуждениях. Вы слишком примитивно рассуждаете. Возьмём для примера Вас, молодой человек. Вы считаете себя живым существом?
- Конечно.
- А вы бы смогли размножаться в вакууме космического пространства?
- Нет...
- Вот и я о том же. Для того, чтобы размножаться, нужно иметь вокруг себя какие-то ресурсы. Мы знаем несколько способов размножения, начиная от простого деления и заканчивая размножением половым путём. Но кто вам сказал, что не существует иных способов размножения? Может быть полиэтилен размножается как раз таким способом? Используя нас с вами для этого?
- Ну это уж слишком фантастично. Живое существо, имея ресурсы, должно иметь возможность размножаться независимо от окружающих его процессов.
- Вы так считаете? - усмехнулся профессор. - Я тогда напомню вам о таком явлении природы, которое вы изучали в школе, как симбиоз - когда разные живые существа могут существовать при поддержке друг от друга. Теперь представьте, что Человек и Полиэтилен - это симбиоз. Человеку нужен Полиэтилен, а Полиэтилену нужен Человек для размножения. Полиэтилен предоставляет Человеку набор полезных функций, которыми он обладает, а Человек помогает Полиэтилену размножаться. Чем не новый способ размножения? И что вы сможете на это возразить?
Студенты задумались.
- Ну хорошо, профессор. Давайте дадим такое определение: жизнь - это то, что при наличии ресурсов вокруг способно поддерживать своё существование, использовать энергию и ресурсы вокруг, размножаться и не использовать для этого производственную деятельность других существ.
- Посмотрите на костёр, - возразил профессор. - Огонь горит - значит поддерживает своё существование. Для поддержания своего существования потребляет ресурсы - дрова. Из этих дров он потребляет и энергию, которая оказалась там в процессе жизнедеятельности дерева. Огонь размножается, так как постепенно переходит на другие дрова. Следовательно, по вашей терминологии огонь - живое существо.
- Профессор, вы пытаетесь ввести нас в заблуждение. Костёр появился здесь в результате нашей деятельности, так что он не может быть живым. Без нас бы его не было...
- Я ждал такого возражения. А если бы огонь появился не в результате нашей деятельности, а от вспышки молнии, попавшей в дерево? То он сразу стал бы живым? Или живой оказалась бы та молния, которая зажгла этот огонь?
- Но тогда это было бы просто случайностью.
- И что? Вся наша жизнь - это следствие случайностей, которые происходили на протяжении миллионов лет. И если исходить из вашей логики, то тогда можно сказать, что мы с вами не живые существа, а всего лишь следствие случайностей.
- Но ведь огонь рано или поздно погаснет, когда для него не будет ресурсов.
- Я могу привести тысячи примеров, как погибали различные формы жизни на нашей планете, когда им не хватало ресурсов. И в то же время вы склонны считать их живыми, а огонь, почему-то, нет.
- Профессор, а если мы в наше определение добавим фразу о том, что живое существо должно обладать какой-либо постоянной формой. Ведь и бактерии, и насекомые, и животные обладают некоей формой, которая хоть и может меняться со временем, но всё же более менее постоянна.
- Хороший критерий. Пусть будет так. Давайте тогда заглянем немного в будущее. Представьте, что скоро создадут роботов, которые смогут производить и модифицировать себе подобных. Они будут обладать всеми характеристиками, которые вы дали в своём определении жизни: поддерживать своё существование, использовать энергию и ресурсы вокруг, размножаться и не использовать для этого производственную деятельность других существ и обладать постоянной формой. Следовательно, мы будем вынуждены признать их живыми?
- Но ведь это будут роботы, то есть создания человека...
- А если завтра генетики создадут новых бактерий, растения или животных - вы тоже будете считать, что они не живые? Всего лишь по тому признаку, что их создали люди?
Студенты молчали.
- Вот мы с вами и подошли к краеугольному камню в философии. До сих пор никто не смог дать определения, что же такое жизнь. Даже величайшие философы, чьими трудами все восхищаются, не смогли сделать этого. Подумайте, может быть вам это удастся. И тогда мы сможем с вами поговорить и о разумной жизни и как её отличить. А теперь, господа студенты, прошу меня извинить, но я пойду спать. Спокойной ночи.
Профессор ушёл в палатку. Погасли последние лучи солнца. Над горизонтом медленно взошла вторая луна. Начал накрапывать дождь из сконденсировавшегося бутана. Последними языками пламени в метановой атмосфере догорал костёр, еле-еле добывая себе из угольков последние крохи кислорода, накопленные когда-то стволами местных растений.
Это сообщение отредактировал Уфимский - 8.10.2014 - 10:59