КВ-1: гигант в броне

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) 1 2 [3] 4   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
klebstoff1
6.08.2014 - 13:34
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
О том, что новые советские танки, в том числе и КВ-2, оказались сюрпризом для немецкого командования, свидетельствует, например, запись в дневнике генерал-полковника Франца Гальдера, который 24 июня 1941 года записал:

"На фронте Группы Армий "Север" появились новые русские тяжелые танки, которые вооружены, скорее всего, пушкой калибра 80 мм, или даже калибра 150 мм, что впрочем, маловероятно".

Но уже на следующий день, когда поступили новые уточненные донесения, Гальдер был вынужден согласиться с действительностью. Он записал:

"Поступает разрозненная информация о новых русских танках: масса 52 тонны, бронирование лоб 37 см (?), борта 8 см, вооружение пушка калибра 152 мм и три пулемета, экипаж 5 человек, скорость 30 км/ч, запас хода 100 км. Возможности для борьбы: 50-мм пушки пробивают броню под башней, 88-мм пушки, вероятно, также пробивают бортовую броню (точно не известно)".




КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
6.08.2014 - 13:38
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
Но к 15 июля 1941 года только около 1500 танков оставались боеспособными.

Немецкое верховное командование быстро осознало опасность создавшейся ситуации. Борьба против новых танков Т-34 и KB требовала огромных усилий и вела к тяжелым потерям. Поэтому спустя всего месяц после начала боевых действий был выпущен, армейский информационный листок "D 343 Merkblatt fur die Bekampfung der russischen Panzerkampfwagen", для инструктажа немецких солдат о методах борьбы с советскими танками. Можно сказать, что это был символ шока от столкновения с Т-34 и КВ. Кстати, интересно, что столкнувшись с танками КВ-2, немцы поначалу считали, что танк КВ-2 образца 1939 года является более поздним вариантом машины, и соответственно присвоили ему индекс KW-IIB, т.е. улучшенный вариант по сравнению с КВ-2 образца 1940 года, который получил индекс KW-IIA.

Несмотря на тот факт, что большинство танков КВ-2 были потеряны не в бою, а из-за механических поломок, в результате которых их пришлось бросить из-за невозможности ремонта и восстановления, немецкое наступление было существенно замедлено. Иногда только один единственный КВ-2, занявший ключевую позицию на линии фронта и поддержанный пехотой - был способен остановить вражеское наступление. Мощная броня этого танка и слабость немецких противотанковых средств того времени позволяли задержать даже крупные части в течение многих часов или даже дней. Некоторые КВ-2 выдерживали до 20 прямых попаданий прежде, чем их удавалось уничтожить огнем 88 мм зенитных орудий выступающих в роли противотанковых или вызывая для атаки пикирующие бомбардировщики Ju-87 "Stuka".

Другим способом вести бой с "Russischer Koloss" была атака пехоты и ведение ближнего боя, что обычно было сопряжено с большими потерями. Тяжелая полевая артиллерия также могла сыграть определенную роль в решении "Проблемы КВ-2". Однако, только 10 cm Kanone 18, lFH 10,5cm и sFH 15cm имели в своем боекомплекте ограниченное количество противотанковых снарядов для ведения огня прямой наводкой. Другие полевые орудия должны были полагаться в основном на удачу в попытках добиться прямого попадания при обстреле КВ-2 по баллистическим траекториям.

Основные немецкие танки того периода, находившиеся на острие наступления, редко использовались для борьбы с КВ-2. Они были слишком плохо вооружены, чтобы эффективно бороться с советским тяжелым танком:

PzKpfW III имел орудие 3,7 см KWK;
PzKpfW III - 5 см KWK L/42;
PzKpfW IV -7,5 см KWK L/24;
PzKpfW 38 (t) - 3,7 см;
PzKpfW 35 (t) - 3,7 см.

Несмотря на тот факт, что количество танков КВ-2 в первые месяцы боевых действий оставалось сравнительно небольшим и многие из них были потеряны без усилий со стороны противника, в техническом аспекте его влияние трудно переоценить. Следствием "Т-34, KW Shock" для Вермахта стало принятие на вооружение значительно лучше вооруженных и бронированных танков PzKpfW VI "Тигр" в 1942 году и PzKpfW V "Пантера" в 1943 году.

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
6.08.2014 - 13:39
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
Тренировочные макеты КВ-2 для обучения солдат Вермахта

После того как уже в первые дни реализации плана "Барбаросса" вермахт столкнулся со средними и тяжелыми советскими танками, немецкое командование предприняло неотложные меры для эффективной подготовки своих войск к борьбе с эти новым неожиданным противником. В немецких пехотных и панцергренадерских подразделениях была быстро принята новая программа обучения, адекватная сложившейся ситуации. Используя с начала 1930-х годов для тренировки солдат большое количество различных макетов, немецкие подразделения и в данном случае строили свои собственные деревянные макеты советских танков в масштабе 1:1.

Часто они были чрезвычайно подробно и точно выполнены. Высокий уровень и хорошее качество макетных работ, позволяли создавать модели боевой машины соответствующие реальному танку не только по своим размерам, по также воспроизводить на ней различные углы наклона листов броневой защиты, для тренировок по применению магнитных противотанковых мин, поручни и ступеньки для влезания на танк, расположение люков и смотровых приборов, углов обстрела, не только основного вооружения, но также и пулеметов. Учебные макеты танков часто устанавливались на четырехколесные шасси так, чтобы можно было бы имитировать их передвижение с реальной скоростью танков. Хотя большинство этих учебных макетов было построено, чтобы имитировать средний советский танк Т-34, воспроизводились и некоторые другие гораздо менее распространенные типы бронетехники. В настоящее время наличие только одного деревянного KB- 2 может быть подтверждено документально.

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
6.08.2014 - 13:45
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
22 июня 1941 года, с началом операции "Барбаросса", для немецких солдат ситуация на линии фронта существенно изменилась. Во-первых количество советских танков, которые приняли участие в боевых действиях, оказалось существенно больше, чем это ожидалось, а во-вторых, новые танки типа Т-34 и KB были хорошо бронированы. Чтобы эффективно бороться против этих неожиданных врагов, расчетам противотанковых 37мм и 50 мм орудий, из-за их слабой бронепробиваемости, приходилось подпускать советские танки на близкие дистанции - до 30 метров. Такая тактика была возможна, но чрезвычайно опасна и вела к большим потерям.

Еще более трудным противником был КВ-2, с его броней, толщина которой достигала 75мм в передней части корпуса и 110 мм в передней части башни. 37 мм и 50 мм немецкие бронебойные снаряды отскакивали от нее без видимого эффекта даже при стрельбе с очень близких расстояний. Их применение было совершенно не эффективно, за исключением тех случаев, когда артиллеристам удавалось повредить гусеницы, или заклинить башню КВ-2. Советская концепция "мобильного огневого бункера" оказалась вполне эффективной, хотя и несколько в другом аспекте, чем это первоначально планировалось. Единственным немецким орудием, способным бороться с KB-2 на больших расстояниях оказалась 88 мм зенитная пушка, которую в этом случае применяли для стрельбы по наземным целям. Прекрасные характеристики этого оружия часто спасали ситуацию, в том случае, когда оно применялось в качестве экстренной меры в критических боевых ситуациях возникавших на линии фронта.

Схемы для ведения эффективного огня по КВ-2 из 88 мм танковой пушки L/56. Лист инструкции 1942 года для немецких танковых экипажей "Тигров" относящийся к 1942 году.

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
БорисИЧ
6.08.2014 - 14:03
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.01.14
Сообщений: 1211
Все эти преимущества кв, калибры, толщина брони, диз.двигатель, дешевизна конечно впечатляют, НО сводятся на нет отсутствием в наших танках на начало войны радиосвязи. Управлять подразделением в постоянно меняющейся боевой обстановке не представлялось возможным. Из собственного опыта, в триплекс, когда едешь по боевому, в пыли и дыму хер че видно, так и своих подавить можно и залзть в какую нить жопу.
Без связи можно было танк напрвить в направлении туды. Да и оптика на наших оставляла желать лучшего.
 
[^]
klebstoff1
6.08.2014 - 14:35
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
Цитата (БорисИЧ @ 6.08.2014 - 15:03)
Да и оптика на наших оставляла желать лучшего.

если честно, и оптикой сложно было назвать(
 
[^]
aslay
7.08.2014 - 08:51
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 27.01.14
Сообщений: 446
Цитата (IIIArchiIII @ 5.08.2014 - 19:11)
Спасибо, подрочил.

долбаеб
 
[^]
klebstoff1
7.08.2014 - 22:34
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
КВ-85 – советский тяжелый танк периода второй половины Великой Отечественной войны, разработанный на базе тяжелых танков КВ-1 и КВ-1с. Аббревиатура «КВ» обозначает серию советских тяжелых танков, 85 – калибр пушки указанного танка. На стадии разработки технической документации и производства прототипа танк условно называли «Объект 239», именно под таким названием он и встречается в ряде советских источников.

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
7.08.2014 - 22:39
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
История и предпосылки создания.
Так получилось, что советский тяжелый танк КВ-1, которому не было равных на начальных этапах Великой Отечественной войны, к концу 1942 года начал устаревать, так как на фронтах в то время начали появляться немецкие тяжелые танки, с которыми он не мог бороться вследсвии своей недостаточной огневой мощи и малой подвижности. Попытки создать тяжелый танк более подвижный, нежели КВ-1, что вылилось в создание танка КВ-1с, не решили проблему слабой огневой мощи. Поэтому конструкторского бюро опытного завода № 100 получило задание на разработку тяжелого танка на базе КВ-1 и КВ-1с, вооруженного более мощной пушкой, который бы смог бороться с появившимися на фронтах немецкими танками «Тигр». Новый танк, получивший название КВ-85, был разработан в период мая — июля 1943 года, а уже 8 августа 1943 года, после недолговременных испытаний прототипа, принят на вооружение РККА. Серийное производство танка КВ-85 было организовано на Челябинском тракторном заводе (ЧКЗ) и продолжалось до октября 1943 года. Причиной приостановки выпуска танка стала загрузка производственных мощностей завода выпуском новых тяжелых танков ИС-1 и ИС-2. Всего за незначительных период серийного выпуска КВ-85 их было произведено, по разным оценкам, от 132 до 148 экземпляров.

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
7.08.2014 - 22:42
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
Компоновка.
Советский тяжелый танк КВ-85, аналогично базовой модели КВ-1 и последующей его модернизации КВ-1с, имел классическую компоновку. От носа до кормы он четко разделялся на три отделения: отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионое отделение. Экипаж танка КВ-85 состоял из 4 человек (от стрелка-радиста пришлось отказаться). В отделении управления устанавливались системы ручного управления танком, а так же находилось место механика-водителя (на продольной оси корпуса). В боевом отделении находились места командира, наводчика и заряжающего, размещались боекомплект и часть топливных баков. В моторно-трансмиссинном отделении устанавливались двигатель, вторая часть топливных баков и жидкостные радиаторы охлаждения.

Бронезащита корпуса и башни.
Броневая защита советского тяжелого танка КВ-85 разрабатывалась конструкторами по дифференцированному противоснарядному принципу и защищала танк и его экипаж от поражения снарядами средних калибров на основных противоснарядных направлениях, а так же от средних и крупных осколков.

Броневой корпус тяжелого танка КВ-85 собирался из катаных плит гомогенной брони, которые сопрягались между собой сваркой под различными рациональными углами наклона к вертикали. Бронеплиты, из которых формировался корпус, как и у танков КВ-1 и КВ-1с, имели различную толщину, которая зависела от направления и просвета. На основных противоснарядных направлениях (низ и верх лобовой частей корпуса) толщина броневого листа составляла 75 миллиметров. Броневые листы бортов имели толщину 60, а бронелисты, из которых формировалась кормовая часть корпуса, – 40 миллиметров. Крыша и днище корпуса собирались из бронелистов с толщиной до 30 миллиметров.

Башня танка КВ-85 была позаимствована своей формой у танка КВ-1с и, как у него, имела сложную геометрическую обтекаемую форму, состоящую из четырех полусфер, сходящихся к лобовой части. В передней части башни исполнялось прямоугольное отверстие для установки маски цилиндрической формы, которая защищала орудие, оптические приборы и спаренный пулемет. Основа башни производилась путем литья, в дальнейшем к ней монтировались сваркой остальные детали, в результате чего окончательно формировалась форма. Толщина брони лобовой части башни с броневой маской, а так же бортов составляла 100 миллиметров. Крыша башни формировалась из плоского броневого листа толщиной в 40 миллиметров. Установленная на основную башню со смещением влево командирская башенка имела основную броню в вертикальной части до 85 миллиметров. Конструкционно, главным отличием башни КВ-85 от башни КВ-1с был размеры погона (диаметр 1800 миллиметров), на который производился их монтаж. Его увеличение было вызвано установкой более мощного, по сравнению с КВ-1с, орудия.

Посадка в танк и высадка из него экипажа производились через два люка: один двухстворчатый в крыше командирской башни и круглый люк над местом расположения заряжающего. От люка в корпусе для механика-водителя отказались, что негативно сказывалось на возможности быстро покинуть танк при его подбитии последним. В днище корпуса так же имелся днищевый люк, предназначенный для аварийной эвакуации экипажа.

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
7.08.2014 - 22:44
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
Вооружение.
В качестве основного вооружения советского тяжелого танка КВ-85 использовалась специально разработанная нарезная пушка Д-5Е калибра 85 миллиметров. Пушка устанавливалась на цапфы в лобовую часть башни и защищалась броневой маской. Боекомплект для орудия состоял из 75 выстрелов унитарного заряжания, которые укладывались по бортам башни и частично справа от продольной оси в кормовую нишу.

Так же тяжелый танк КВ-85 вооружался и тремя пулеметами ДТ калибра 7,62 миллиметров. Один пулемет был спаренным с орудием и устанавливался справа от него в броневой маске, второй устанавливался, как неподвижный курсовой в правой стороне возвышения корпуса и третий монтировался в кормовой нише в шаровую установку слева от продольной оси. В более поздний период выпуска танков этой модели, в следствии низкой эффективности огня и уменьшения бронестойкости конструкции броневого корпуса, от курсового пулемета отказались. Боекомплект ко всем пулеметам ДТ состоял из 3276 патронов, которые снаряжались в дисковые магазины.


Снаряды и выстрелы к 85-миллиметровой танковой пушке Д-5Т советского тяжелого танка КВ-85.
1. Выстрел УБР-365П со снарядом БР-365П (бронебойный подкалиберный трассирующий снаряд «катушечного» типа).
2. Выстрел УБР-365 со снарядом БР-365 (трассирующий тупоголовый с локализаторами с баллистическим наконечником).
3. Выстрел УБР-365К со снарядом БР-365К (трассирующий остроголовый с локализаторами).
4. Выстрел УО-365К со снарядом О-365К (осколочная стальная цельнокорпусная граната со взрывателем КТМ).


КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
7.08.2014 - 22:48
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.
В качестве силовой установки тяжелого танка КВ-85 был использован V-образный двенадцатицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-2К с жидкостным охлаждением, который, как и в случае с КВ-1с, был форсирован до мощности в 600 лошадиных сил, что позволяло танку развивать по шоссе скорость до 42 километра в час. Двигатель, радиаторы охлаждения и вторая часть топливных баков размещались в кормовой части корпуса в моторно-трансмиссионном отделении. Так же, кроме баков в боевом и моторно-трансмиссионном отделении, танк на марше, как правило, оснащался и четырьмя подвесными баками с общей емкостью до 360 литров.

Тяжелый танк КВ-85, аналогично танкам КВ-1 и КВ-1с, имел механическую трансмиссию, которая состояла из:

главного (основного) многодискогового фрикциона, работающего по принципу сухого трения «стали по феродо»;

четырехступенчатой коробки передач, которая была оснащена демультипликатором (при 8 передачах вперед и 2 передачах назад);

двух многодисковых бортовых фрикционов, которые работали по принципу сухого трения «сталь по стали»;

двух бортовых планетарных редукторов.

Подвеска советского тяжелого танка КВ-85 была разработана, как и танков КВ-1 и КВ-1с, по индивидуальному торсинному принципу при внутренней амортизации на каждый опорный каток. Шесть опорных катков с малым диаметром (600 миллиметров) производились путем литья. По каждому борту относительно каждого опорного катка к нижней части броневого приваривались ограничители хода для балансиров подвески. Ведущие колеса заднего расположения имели съемные зубчатые венцы с цевочным видом зацеплением. Ленивцы располагались впереди на оси выше осей опорных катков. Верхние ветви гусениц опиралась на три малых поддерживающих обрезиненных либо литых, либо штампованных катка по каждому борту.

Правая и левая гусеницы собиралась из 86—90 траков (как правило, из 90 траков) одногребневого типа, имевших ширину 608 миллиметров при шаге в 160 миллиметров.


Тяжелый танк КВ-85:
1 — опорный каток (12 шт.),
2 — направляющее колесо (2 шт.),
3 — поддерживающий ролик (6 шт.),
4 — колпак вентилятора башни,
5 — колпак перископа, 6 — ввод антенны,
7, 8 — поручни корпуса (5 шт.),
9 — ведущее колесо (2 шт.),
10 — кронштейн надгусеничной полки (10 шт.),
11 — запасные траки (4 шт.),
12 — поручни башни (2 шт.),
13 — выхлопные патрубки,

14 — топливные баки.

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
7.08.2014 - 22:49
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
Боевое применение.
Танковые подразделения РККА начали комплектоваться тяжелыми танками КВ-85, начиная со средины сентября 1943 года, примерно в средине октября этого же года они вступили в бой. Использовались танки КВ-85 в основном на южных участках советско-германского фронта. Стоит отметить, что в умелых руках хорошо подготовленных экипажей этот тип танков зарекомендовал себя достаточно хорошо, несмотря на то, что в общем КВ-85 уступал технически немецким тяжелым танкам. В качестве примера, можно привести действие трех танков КВ-85 в составе 7-го Отдельного гвардейского тяжелого танкового полка, которые 31 января 1944 года в районе совхоза Тельмана, попав в оперативное окружение, смогли не только организовать слаженную оборону подразделения, но в последствии, нанеся ощутимый урон противнику, и вырваться из окружения.

Стоит отметить, что ни один танк КВ-85 не был захвачен немцами и их союзниками в исправном состоянии, что не дало возможности противнику изучить машину в достаточной степени.

В Советской армии отдельные экземпляры КВ-85, закончив войну, находились на вооружении вплоть до 1947 года, когда были сняты с вооружения окончательно.

После окончания боевых действий Второй мировой войны пять машин КВ-85 были переданы Польше и долгое время использовались армией этой страны в качестве учебных машин при подготовке экипажей для тяжелых танков.

Это сообщение отредактировал klebstoff1 - 7.08.2014 - 22:50

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
denwill
13.08.2014 - 23:20
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 11.08.14
Сообщений: 51
Красивый танк-этот КВ-85!
 
[^]
bullet4you
13.08.2014 - 23:32
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 11.02.14
Сообщений: 11
Пытаюсь пристраститься...Но всё как-то...
Тут новости смотрел по зомбоящику на работе: броню показывали..
Сколько я услышал восторженных комм..улюлюканий..
Я знал о БМ-21 практически всё, но не знал о применении комплекса в ВОВ...
И, о..Да!! Я узнал об этом!!!
Чат всё ишо рулед!!
 
[^]
klebstoff1
14.08.2014 - 13:33
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
Танк КВ-13 (объект 233)

Шла осень 1941 г. немецкие войска вплотную приблизились к Москве, осадили Ленинград. В первые месяцы войны Красная армия понесла огромные потери в танках. Компенсировать их в кратчайший срок было невозможно - военная промышленность эвакуировалась в Сибирь и на Урал. Здесь ударными темпами шло строительство новых промышленных гигантов.

Однако новые предприятия не могли быть готовы в короткий срок - на их оснащение и достройку уходило от полутора месяцев до полугода. А фронт требовал танки, запас которых быстро таял в боях. Особенно сложным было положение с тяжелыми танками КВ, хорошо зарекомендовавшими себя в первых боях. Для исправления положения с тяжелыми танками постановлением Государственного Комитета Обороны № 734 от 4 октября 1941 г. в составе Наркомата танковой промышленности (НКТП) был образован Уральский Комбинат по производству тяжелых танков КВ в составе Челябинского тракторного завода (ЧТЗ), Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ), Уральского турбинного завода и двигательного завода № 75. Этим же постановлением ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод.

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
14.08.2014 - 13:35
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
Следует отметить, что название «Уральский Комбинат по производству тяжелых танков КВ» не прижилось. Этот мощный танковый комбинат вскоре получил неофициальное наименование «Танкоград». Под этим именем он и вошел в историю. К середине октября 1941 г. здесь уже началось серийное изготовление танков КВ. Но фронту их не хватало. Положение усугублялось тем, что КВ были сложными в производстве и ненадежными в эксплуатации. А
в боевом отношении КВ, за исключением толщины брони, мало чем превосходили более дешевые Т-34.

Танк KB-13 (на гусеницах от KB) во дворе завода № 100. Челябинск, весна 1943 года.

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
14.08.2014 - 13:36
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
В условиях, когда Ленинградский Кировский завод прекратил свою работу, от «Танкограда» потребовалось увеличить выпуск танков в три-четыре раза. Для решения этой проблемы руководство НКТП наметило два пути: уменьшение трудоемкости изготовления серийной машины без изменения конструкции и капитальная модернизация, направленная на снижение расхода времени на производство танка при сохранении его основных боевых и технических характеристик.

За движение по второму пути особенно активно выступал начальник отдела главного конструктора НКТП С. Гинзбург. Он мотивировал свою позицию тем, что существующий танк КВ «недостаточно технологичен и в существующем виде непригоден для массового выпуска в условиях военного времени». По его мнению, в условиях войны танки КВ и Т-34 должны быть заменены неким единым танком, обладающим массой не свыше 32 т, с броней не ниже 60-75-мм в лобовых проекциях и имеющим вооружение из 76-мм пушки и двух пулеметов. При этом скорость машины на местности должна была составлять около 20-25 км/ч, а максимальная - не ниже 45 км/ч. По мнению Гинсбурга, наличие такого единого танка позволило бы не только снизить трудоемкость его изготовления, но и значительно упростить вопросы ремонта, а также снабжения и комплектования танковых частей. Нарком танковой промышленности В. Малышев разделял подобную точку зрения, но только в случае, если новый танк должен был быть дешевле и проще в изготовлении не только КВ, но и Т-34, а освоение его производства не снизило бы общего выпуска танков.

Сегодня можно только предполагать, когда тактико-технические характеристики на новый «средний танк усиленного бронирования» поступили в конструкторские бюро ЧКЗ. Однако уже 6-11 декабря 1941 г. эскизный проект новой машины, получившей обозначение КВ-13, был рассмотрен представителями Автобронетанкового управления (АБТУ) Красной армии.

Работами по проектированию КВ-13 сначала руководил главный конструктор ЧКЗ С. Махонин, а затем главный конструктор НКТП Ж.Котин. Основные теоретические работы по машине возглавлял ведущий инженер, один из старейших и опытных конструкторов Кировского завода Н. Цейц. Оригинальный по форме корпус разрабатывала группа конструкторов под руководством инженеров К. Кузьмина и С. Мицкевича, а общей компоновкой машины занимался Г. Москвин. Кроме того, в проектировании различных узлов и агрегатов КВ-13 участвовали А. Ермолаев, К. Ильин, М. Креславский, Е. Дедов, Б. Красников, Г. Рыбин, В. Торотько, Н. Синев и другие.

Первоначально проект именовался как «скоростной танк усиленного бронирования». При его разработки планировалось решить следующие задачи:
«Дать проект боевой машины среднего веса, соединяющей способности широкого и быстрого маневра с силой лобового удара, а также упростить производство наиболее трудоемких деталей — корпуса, башни, трансмиссии».
В соответствии с поставленными задачами масса KB-13 была определена в пределах до 30 т, скорость до 65 км/ч, а броневая защита лобовой части должна была выдерживать огонь 88-мм зенитных орудий Flak 36/37.

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
14.08.2014 - 13:37
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
Проект КВ-13 («объект 233») произвел на военных двойственное впечатление. Группа конструкторов под руководством С. Махонина предлагала, казалось бы, невероятное: вместо 48-тонного КВ-1 выпускать 30-тонный КВ-13, но защищенный броней толщиной не менее 75 мм и при этом обойтись без броневого проката большой толщины. Расчетная величина максимальной скорости нового танка составляла 60-65 км/ч - то есть, налицо была попытка угодить этой машиной всем требованиям военных и производственников. Согласно пояснительной записке к проекту, военные, приняв на вооружение КВ-13, получали средний танк с бронированием тяжелого, подвижностью легкого и стоимостью почти на треть меньшей, чем серийный Т-34. Это было похоже на чудо.
«Это казалось невероятным для всех. Помню, как во время одного собрания Цейц раз пять подходил к телефону и отвечал каким-то начальникам из Москвы, что все заявленные характеристики «тринадцатого» проверены расчетами... Танк нравился, смущал только его номер. Но тут Котин сказал, что коммунисты - люди не суеверные и что, напротив, новый танк будет успешным», - вспоминал Л. Горлицкий.

Трудно сказать, какие выводы сделал начальник Автобронетанкового управления в декабре 1941-го, но уже в январе 1942 г., заместитель начальника БТУ АБТУ Красной армии военный инженер 1-го ранга Алымов, в справке на имя заместителя наркома танковой промышленности Ж. Котина писал:
«При составлении плана опытных работ на 1942 г. прошу Вас включить следующие ориентировочные работы БТУ ГАБТУ КА: Танк КВ-13 - переходящий с 1941 г. - окончание, изготовление опытного образца на Кировском заводе к 1 мая 1942 г.».

В марте 1942 г. на основании приказа по Наркомату танковой промышленности № 55 от 23 марта 1942 г. на базе бывшего Опытного завода ЧТЗ был создан Опытный танкомоторный завод № 100, которому были переданы все работы по «объекту 233». Разработка технического проекта танка и его изготовление теперь лично курировал главный конструктор НКТП Ж. Котин.

Конструкция КВ-13 была оригинальна тем, что впервые для отечественного танкостроения лобовая часть его корпуса проектировалась литой, так как это позволяло значительно снизить массу при сходной защищенности и упростить техпроцесс сборки наиболее трудоемкого узла.


КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
14.08.2014 - 13:39
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
В канун 8 марта (этот день тогда считался рабочим) 1942 г. А. Ермолаев докладывал наркому танковой промышленности, что «разработана компоновочная схема нового танка, в котором за счет применения жидкой брони, уплотнения компоновки, сокращения габаритов корпуса и башни, удалось значительно уменьшить вес тяжелого танка до уровня среднего».

Проектируемый танк КВ-13 имел классическую схему общей компоновки и конструктивно был разделен на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное.

Отделение управления располагалось в передней части корпуса танка. В нем находились: рабочее место механика-водителя, расположенное в центре отделения: приводы управления, контрольные приборы; два воздушных баллона; два топливных бака; запасные части, инструмент и принадлежности ЗИП. Под сиденьем механика-водителя в днище машины имелся аварийный люк, закрывавшийся броневой крышкой. Механик-водитель вел наблюдение через смотровой лючок, расположенный в лобовом листе, который в боевых условиях закрывался броневой крышкой со смотровой щелью с защитным стеклом триплекс. Кроме того, в крыше отделения управления было установлено два боковых зеркальных смотровых перископических прибора.

Боевое отделение располагалось в средней части танка. В нем находились рабочие места командира танка (он же наводчик) - слева от пушки и заряжающего - справа; основная часть боекомплекта (на полу боевого отделения и в бортовых нишах) и четыре аккумуляторные батареи. Верхнюю часть боевого отделения составляла вращающаяся башня, с установленными в ней пушкой и спаренным пулеметом, механизмами наводки, прицельными приспособлениями и приборами наблюдения. Кроме того, на правом борту башни размещалась радиостанция, а в ее кормовой нише укладывалась часть боекомплекта. Для посадки и выхода всех членов экипажа в крыше башни имелся один люк, закрывавшийся откидной крышкой на петлях. Для наблюдения за полем боя в крыше башни у бортов и в кормовой нише устанавливались четыре зеркальных смотровых перископических прибора, кроме того, для наблюдения наводчик (командир танка) мог использовать перископический прицел ПТ-4-7, а заряжающий - командирский панорамный прибор ПТК.

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
14.08.2014 - 13:40
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
Моторное отделение располагалось за боевым и было отделено от последнего моторной перегородкой. В нем вдоль продольной оси машины па специальной раме устанавливался двигатель с главным фрикционом. По бокам от двигателя, вдоль бортов корпуса размещались два воздушных фильтра (у моторной перегородки), два масляных радиатора и два масляных бака. Над вентилятором системы охлаждения, установленным на корпусе главного фрикциона, был смонтирован подковообразный пластинчатый водяной радиатор. Для доступа к двигателю изнутри машины в моторной перегородке были сделаны специальные люки, а для доступа к фильтрам, масляным радиаторам и заливным горловинам масляных баков в крыше моторного отделения имелись два люка, закрывавшихся откидными броневыми крышками на петлях и крепившихся к корпусу машины болтами. Кроме того, на моторной перегородке устанавливался ручной привод инерционного стартера.

Трансмиссионное отделение было расположено в кормовой части корпуса за моторным отделением. В нем размещались коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые редукторы. В наклонной крыше трансмиссионного отделения для доступа к агрегатам трансмиссии имелись два люка, закрывавшихся откидными крышками на петлях.

Основное оружие танка состояло из 76,2-мм пушки ЗИС-5 обр. 1941 г. с клиновым затвором и полуавтоматикой механического (копирного) типа. Длина ствола пушки составляла 41,5 калибра. Противооткатные устройства включали гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Для улавливания гильз, выбрасываемых из казенника после выстрела, на специальном кронштейне в задней части корыта люльки пушки устанавливался гильзоулавливатель (брезентовый мешок), в который помещалось до восьми гильз. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ДТ, устанавливавшийся с ней в единой маске. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -5 до +25°. Наводка по горизонтали обеспечивалась с помощью МПБ, имевшего ручной и электромоторный приводы. Для производства выстрела использовались ручной и ножной спусковые механизмы.

Для наводки в цель спаренной установки применялись танковый телескопический прицел ДТ-7 (9Т-7) и танковый перископический прицел ПТ4-7. Для стрельбы в ночных условиях прицельные шкалы и перекрестье прицела ДТ-7 имели электрическую подсветку.

Боекомплект
состоял из 57 - 65 унитарных выстрелов к пушке и 945 патронов (15 дисков) к пулемету ДТ. Для стрельбы использовались выстрелы с бронебойно-трассирующими снарядами и осколочно-фугасными гранатами от 76,2-мм дивизионной пушки обр. 1939 г., которые укладывались в кассетах серийного типа, устанавливавшихся на днище боевого отделения. Диски к пулемету ДТ укладывались в боевом отделении в боковых нишах подбашенной коробки. Там же укладывались 6 магазинов к двум 7,62-мм пистолетам-пулеметам ППШ. Кроме того, в боевом отделении укладывалась ракетница с комплектом сигнальных ракет и 15 гранат Ф-1.

Усиление броневой защиты в пределах заданной массы было достигнуто за счет увеличения толщины брони при одновременном уменьшении размеров машины по ширине и высоте. После того как отказались от стрелка-радиста, т.е от четвёртого члена экипажа, появилась возможность переднюю часть корпуса выполнить выступающей вперед и придать ей обтекаемую форму для увеличения снарядостойкости. Кроме того была приминена литая броня высокой твёрости. Передняя и задняя части корпуса, а также подбашенная коробка были изготовлены из литых броневых деталей. Верхняя лобовая деталь корпуса имела максимальную толщину брони 120 мм, средняя, располагавшаяся под углом 60° от вертикали, - 60 мм и нижняя - 100 мм. Толщина бортов корпуса, изготовленных из катаной брони, достигала 75 мм. Соединение отдельных деталей корпуса производилось путем сварки деталей, подогнанных в четверть по местам стыков.

КВ-13 в период испытаний. Осень 1942 года

Это сообщение отредактировал klebstoff1 - 14.08.2014 - 13:45

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
14.08.2014 - 13:44
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
Интересно отметить, что конструкция броневого корпуса имела значительно меньшее, чем у КВ-1 число деталей, на порядок было сокращено число болтовых соединений, сварные швы упрощены. Расточка соединительных отверстий осуществлялась теперь не в собранном корпусе, как у КВ-1, а непосредственно в деталях до их подачи на сборку.

За счет плотной компоновки удалось снизить высоту танка на 205-212 мм и сделать его короче на 700 мм. Согласно первоначальному проекту, численность экипажа КВ-13 предполагалась в три человека, что позволяло значительно уменьшить габариты башни и диаметр погона в свету.

В лобовой части подбашенной коробки был сделан смотровой лючок механика-водителя, который в боевых условиях закрывался броневой крышкой со смотровой щелью с триплексом. Конструкция смотрового лючка была заимствована у тяжелого танка КВ-1 (КВ-1С).

В передней части крыши подбашенной коробки над отделением управления имелись две прорези - шахты под установку смотровых перископических приборов и два отверстия для доступа к заправочным горловинам топливных баков, закрывавшихся броневыми пробками на резьбе. В средней части подбашенной коробки было сделано отверстие под установку башни. Нижний погон опоры башни входил в конструкцию литой подбашенной коробки. Верхний кормовой лист в литой конструкции кормы корпуса был выполнен съемным, крепившимся к бортам корпуса и нижнему кормовому листу с помощью четырнадцати болтов. В нем для доступа к агрегатам трансмиссии имелись два круглых люка, закрывавшихся откидными крышками на петлях.

Крыша над моторным отделением состояла из двух съемных частей: крыши над двигателем и броневой коробки с жалюзи над водяным радиатором. Крыша над двигателем состояла из среднего броневого листа и двух боковых откидных броневых листов на петлях, крепившихся к бортовым угольникам, крыше литой подбашенной коробки и броневой коробке с жалюзи с помощью тридцати болтов. Откидные боковые листы обеспечивали доступ к двигателю, воздухоочистителям и масляным бакам. Для доступа к заправочной горловине правого масляного бака в правом боковом листе крыши было сделано отверстие, закрывавшееся броневой пробкой на резьбе. Броневая коробка жалюзи крепилась к бортовым угольникам с помощью десяти болтов. В ней устанавливались нерегулируемые броневые жалюзи, а в ее средней части имелось отверстие, закрывавшееся броневой пробкой на резьбе, предназначенное для доступа к заправочной горловине радиатора. В бортах броневой коробки жалюзи было сделано по три отверстия для выброса отработавших газов двигателя.

В верхней части бортов моторного отделения имелись специальные щели, предназначавшиеся для прохода охлаждающего воздуха. Со стороны бортов щели были прикрыты выносной броней, установленной на кронштейнах. В верхней части боковые щели закрывались защитной сеткой.

Башня танка отливалась практически одной деталью в одной изложнице с рамкой пушки. Бронирование литой башни было равнопрочным (толщина стенок 85 мм). Башня имела съемную крышу для монтажа пушки. В бортах башни и в ее комовой нише имелись четыре амбразуры для стрельбы из личного оружия экипажа, которые закрывались броневыми пробками. В крыше башни в передней части были сделаны три отверстия, два крайних - под установку перископических приборов ПТ-4-7 и ПТК, а среднее - под установку мотора вентилятора боевого отделения, закрывавшееся сверху броневым колпаком. В средней части крыши имелся прямоугольный люк для посадки и выхода экипажа, закрывавшийся откидной крышкой на петлях, а у бортов и в кормовой части - четыре выреза под установку четырех смотровых перископических приборов.

КВ-13 со снятым кормовым броневым листом в цехе завода №100. Челябинск. Весна 1943 года.

Это сообщение отредактировал klebstoff1 - 14.08.2014 - 13:44

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
14.08.2014 - 13:47
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
Основу силовой установки составлял дизель В-2К, мощностью 600 л.с. (441 кВт) с удельным расходом топлива 185 г/л.с. ч. Пуск двигателя производился сжатым воздухом (два баллона по 5 л) или инерционным стартером ИС-9 с электромоторным и ручным приводами. Инерционный стартер устанавливался на конце вала двигателя со стороны распределительного устройства. Емкость двух топливных баков (180 и 245 л), установленных в носовой части корпуса танка по бортам, обеспечивала танку запас хода по шоссе до 320 км. Система смазки - циркуляционная под давлением. Емкость двух масляных баков, располагавшихся под масляными трубчатыми радиаторами, составляла 160 л. Для очистки воздуха поступавшего в двигатель, в моторном отделении танка устанавливались два воздухоочистителя типа "Вортокс".

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
klebstoff1
14.08.2014 - 13:50
0
Статус: Offline


...

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 1430
В состав механической трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион со стальными и чугунными дисками трения; трехходовая трехступенчатая коробка передач с тройным демультипликатором; два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения (сталь по стали); два однорядных планетарных бортовых редуктора, смонтированных внутри ведущих колес. Коробка передач обеспечивала девять передач при движении вперед и одну передачу заднего хода. Применение трехступенчатой коробки передачи с тройным демультипликатором позволило произвести более рациональную разбивку передач. Тормоза - ленточные, плавающие, с двухсторонним серводействием и с накладками из серого чугуна СЧ-15-32. Конструкция коробки передач предусматривала ее крепление на цапфах, соосных грузовому валу, опиравшихся на опорные подшипники. Однорядные планетарные бортовые редукторы были смонтированы внутри ведущих колес для уменьшения ширины танка. Система управления движением танка - механическая. Трансмиссию проектировала группа конструкторов под руководством А.Ф. Маришкина. В целях дальнейшего совершенствования механизма поворота танка были спроектированы одноступенчатые ПМП для замены бортовых фрикционов. Демонтаж любого агрегата трансмиссии был возможен без демонтажа остальных агрегатов. Однако при испытаниях танка трансмиссия показала низкую надежность.

Второй вариант трансмиссии был разработан группой конструкторов под руководством Н.Ф. Шашмурина. Коробка передач обеспечивала восемь передач при движении вперед и две передачи заднего хода. Впервые она была установлена в тяжелом танке КВ-1С.

В ходовой части танка применялась индивидуальная торсионная подвеска с максимальным углом закрутки торсионов 28° при движении танка. Со стороны каждого борта устанавливалось по пять литых опорных катков со стальным ободом и по три литых поддерживающих катка с резиновыми бандажами. Литые направляющие колеса со стальным ободом имели винтовой механизм натяжения гусениц. На танке можно было использовать гусеницы и ведущие колеса гребневого зацепления, заимствованные у среднего танка Т-34 или гусеницы и ведущие колеса цевочного зацепления, заимствованные у тяжелого танка КВ-1С.

В ходе проведения испытаний была выявлена недостаточная надежность конструкции узлов гусеничного движителя, особенно при движении танка с относительно высокими скоростями.

КВ-1: гигант в броне
 
[^]
vmarkelov
14.08.2014 - 13:50
0
Статус: Offline


НЛО

Регистрация: 4.09.13
Сообщений: 2704
Александр Яковлевич Яшин. Баллада о танке.

Советский танк попал в болота —
Еловая прогнулась гать.
Его бомбили с самолета,
Его фашистская пехота
Под вечер стала окружать.
Крича, строча из автоматов,
Солдаты, как из-под земли,
Осматриваясь воровато,
К нему со всех сторон ползли.
Немецкий танк подкрался с тыла,
Чтоб наш разить его не мог.
Широкозадый, тупорылый,
Он заревел, что было силы;
Налег на цель и поволок.
Вода и грязь текли с металла.
Осенний день совсем погас…
Но кто видал,
Когда бывало,
Чтоб на цепи водили нас?
Едва из топкого болота
Наш танк втянули на увал,
Как вдруг шарахнулась пехота:
Мотор включенный заработал,
Зарокотал,
Забушевал.
Взгремев утробою железной,
Рванулся танк. Сама земля
К нему под гусеницы лезла:
Вперед, к своим — он в ров безлесный
Пошел по травам, гром стеля.
Пошел лугами к дальним хатам,
Подмяв пенек, подрезав ствол, —
Он сам уже врага повел! —
На третьей скорости, На пятой,
На двадцать пятой он пошел.
Казалось, ветер в поле стих.
Казалось, сосны молодели:
На танк во все глаза глядели,
И камни серые хотели,
Чтоб он оставил след на них.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 44670
0 Пользователей:
Страницы: (4) 1 2 [3] 4  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх