Бляха - это еще пустяк.
А вот альбомчик... Щас-то, щеглы современные, годичники, поди, и не знают,
какое это трудоемкое искусство...
В "Кирзе" все описано неплохо:
"Альбом - дело кропотливое. Времени на него уходит немало. Но это скорее плюс, чем минус.
Листы из альбома аккуратно вынимаются и "тушуются". Нужно достать через художников или штабных несколько пузырьков черной туши. Специальной кисточкой, или просто куском ваты, тушь равномерно наносится на обе стороны листа. Особое умение требуется при просушке листов - чтобы они не покоробились, и тушь с них не посыпалась.
Обложку же упрочняют и утолщают при помощи плотного картона. Затем обтягивают тканью - красным плюшем. Его обычно или покупают, или отрезают от клубных штор. Мечта каждого - заделать обложку из знамени части. Так как штор на всех не хватает, а знамя под охраной, то имеется другой вариант - шинельное сукно. Смотрится аскетичнее, но имеет свой брутальный шик. Не везет лишь тем, от полы чьей шинели ночью отхватывают необходимое количество.
Когда листы высохли, начинается их художественное оформление. Нанесение текстов, рисунков и просто "забрызга". Последнее, кстати, открыло мне тайну постоянных пропаж зубных щеток из тумбочек. Мыло, зубная паста, даже бритва - это я понять мог, но кто и зачем упорно пиздит зубную щетку - оставалось загадкой, пока не увидел процесс "забрызги".
В баночку с гуашью - синей, желтой, красной, - опускается зубная щетка. Затем ее извлекают и аккуратно стряхивают лишнее. Держа инструмент под особым углом к листу, художник проводит пальцем по щетине бывшего предмета гигиены. Сотни мелких брызг слетают на затушеванный лист, образуя млечные пути, разрывы салюта, и просто красивые узоры. Места, где будут наносится тексты и рисунки, прикрываются бумагой.
Из этой же бумаги можно вырезать какой-нибудь силуэт - от голой бабы до стоящего на посту солдата, наложить на лист и забрызгать все остальное. После бумага убирается, и ты видишь черную фигуру на фоне звездного неба или северного сияния.
Красиво. Только щетку надо новую теперь где-то достать.
Следующий этап - рисунки и тексты. Чаще всего художник не ломает себе голову, а переводит рисунок с имеющегося у него образца. Такие образцы хранятся на кальке. Обычно это всевозможные ордена, георгиевские ленты, розы, "калашниковы", геральдические щиты и все в таком роде. Выдавленный на черный ватманский лист рисунок раскрашивается затем гуашью.
Некоторые хотят, чтобы альбом был настоящим произведением искусства, то есть отличался от всех остальных. Происходит настоящий интеллектуальный поиск. В сезоны массового оформления дембельских альбомов особенно страдает полковая библиотека. Все журналы и книги перелопачиваются пытливыми умами.
Заинтересовавшие читателя картинки выдираются и относятся на консультацию к художнику.
Когда с рисунками покончено, приходит черед каллиграфии. Пишутся тексты.
На странице, куда потом будет вклеена повестка о призыве - если ее не сохранил, то пойдет и вырезанный из газеты приказ - пишется старославянским, реже - готическим шрифтом, что "Воевода Всея Руси Димитрий Язов указом своим призывает добра-молодца такого-то на службу ратную, для свершения подвигов доблестных и защиты Отечества от врагов окаянных:" Особенно смешно, когда это видишь в альбоме писаря, кочегара или хлебореза.
Примерно такой же текст, где воевода Язов благодарит богатыря за службу и сулит ему кучу благ, помещается в конце альбома, рядом с приказом об увольнении в запас.
На некоторых листах названия: "Друзья-однополчане", "Адреса друзей" "Казарма - дом родной".
Желтыми затейливыми буковками выводятся четверостишия о трудной, но доблестной службе и радостях дембеля. "И будут нам светить издалека / Не звезды на погонах у комбата, / А звезды на бутылках коньяка!"
Наступает самый ответственный момент. Все, что предполагалось изобразить, изображено. Теперь листы альбома нужно "залачить" - покрыть лаком.
Здесь главное - уверенная рука и чувство меры. Переборщишь - запорешь работу художника. Залачишь неравномерно - рисунки изменят свой цвет, будут бледные, или наоборот, ненужно яркие.
Часто сами проделывать эту сложную и нудную работу не решаются. Поручают ее своего рода специалистам. В каждой роте есть такие - лакировщики листов.
Листы затем вновь приходится сушить, и сохнут они гораздо дольше, чем когда их затушевывали. Сушат листы обычно в каптерке, время от времени заботливо переворачивая, как хорошая наседка свои яйца.
Когда листы, наконец, высохли, желательно по их краям сделать из плотной фольги "кантик". Над цветом кантика подолгу размышляют, консультируясь с художниками. Золотой или серебряный? Иногда достают зеленую фольгу. Она почему-то ценится особо.
Теперь можно вклеивать фотографии, в заранее запланированные места.
"Самоделки" и студийные - когда в часть заезжал фотограф. Портретные и групповые.
Особая вещь - так называемые "кальки". Листы полупрозрачной бумаги, которыми проложены страницы альбома. Некоторые их оставляют чистыми. Но большинство предпочитает разрисовать. По традиции, на кальки наносятся карикатуры на армейскую жизнь. Пузатые генералы, лопоухие первогодки, мордатые и чубатые дембеля, голые бабы, военврачи, прапора-ворюги и многие другие в разных забавных ситуациях.
Листы собираются снова вместе, прокладываются калькой, склеиваются и соединяются с обложкой. Обложка украшается кокардой с фуражки, иногда, скромно - генеральскими "листьями" по краям. Некоторые, на манер старинной книги, делают массивные застежки - из армейских ремней, кожаных, конечно. Бляхи для такой цели шлифуются сначала шкуркой, затем иголкой, после войлоком, потом бархоткой: У каждого свой метод.
Наконец, сзади, в левом верхнем углу, там, где на книгах указывается цена, можно проставить свою. Небольшими буковками, вырезанными из фольги, указать: "Цена - 2 года." Альбом готов." ©