Бывает. С лурки
Давно известно, что там, где происходит крупная катастрофа, позже обязательно находится что-нибудь таинственное и загадочное. Не исключение и Титаник. Вот, например, одна из историй.
В 1898 году некий малоизвестный писатель Морган Робертсон за 14 лет до катастрофы парохода издал в Англии свой роман Futility, позже он стал называться Futility Or the Wreck of the Titan, в русском переводе Тщетность, позже — Тщетность или гибель Титана. В нем описывалась гибель некоего огромного лайнера, плывшего из Америки в Англию, по пути столкнувшегося с куском льда и, ясное дело, потонувшего. Несмотря на замысел, сама по себе книжка была дрянная и впечатления на публику не произвела, так что понемногу об авторе и его халтуре стали подзабывать. Справедливости ради стоит заметить, что гибель Титана занимает лишь примерно треть от объема текста, да и в сюжете играет не главенствующую роль. Однако когда в 1912 году внезапно потонул Титаник, люди, когда-то случайно ознакомившиеся с упомянутым произведением, бросились снова его перечитывать. На удивление, совпадений оказалось уйма: собственно названия кораблей, длина (у Титана — 260 м, у Титаника — 268 м), водоизмещение (70 000 т — 66 000 т), мощность машин (50 000 л. с. — 55 000 л. с), максимальная скорость (25 узлов — 25 узлов) и самое удивительное — причина, место и время года катастрофы одни и те же! Как на Титанике, так и на Титане находились миллионеры и представители высшего общества; на обоих судах не хватило шлюпок и спасательных жилетов.
Новость была тут же подхвачена газетами и вскоре стала известной по обе стороны океана. Робертсона прозвали оракулом и провидцем, сразу же прокляли, его произведения перестали печатать, а сам он получил огромное количество писем с проклятиями и угрозами. На все вопросы ошарашенный Робертсон отвечал чем-то вроде «не ведал что творил», «идея пришла, когда болел гриппом». Но мы-то знаем, что было на самом деле! Тут таки стоит отметить, что почему-то после трагедии Титаника в повести про Титан появились заметные изменения — возросло число труб, убавилось число мачт, куда-то срочно пропали паруса, бывшие на сабже в 1896 году.
Кстати, описанное произведение таки спасло от гибели некоторых членов экипажа. Так, например, один из кочегаров Титаника, случайно прочитавший роман, узнал описание того самого судна, на котором плыл, высрал кирпичи и поспешил дезертировать с лайнера. Lucky bastard.
Немного логики. Робертсон был журналистом-маринистом, часто ошивавшимся в портах. С кораблями знаком не понаслышке. Правило Ллойда о количестве шлюпок и водонепроницаемых переборок критиковали сразу после принятия в конце XIX века — ведь размеры кораблей быстро растут. Решил поучаствовать в благом деле и Робертсон, набросавший типичную картину гибели роскошного лайнера. Берем какой-нибудь лайнер, например Кайзер Вильгельм дер Гроссе, первенец суперлайнеров, только что сошедший на воду и породивший тот самый срач, в общем, берем его и соразмерно увеличиваем (длина-водоизмещение-мощность машин-скорость), ведь Робертсон не дурак по части кораблей, называем его, соответственно, с претензией, типа Титан, только неясно какое окончание ставить, ведь именно так кунардовцы отличаются от уайтстарцев, то ли Титанию, то ли Титаник. Берем типичную, но недооцениваемую причину гибели кораблей любого размера в Северной Атлантике — айсберги — для острастки делаем рейс, разумеется в апреле, когда айсбергов больше всего, то айсберг, само собой, бьет в правый борт. А из-за нехватки шлюпок — вуаля — гибнет куча народу. Но всем, как обычно… И утопили корабль точно по книге.
С атсралом связана и история переименования «Гигантика» в «Британик». Корабли серии назывались по персонажам древнегреческих мифов, как не трудно заметить. После утопления «Титаника» мифы были перечитаны, и ВНЕЗАПНО выяснилось, что боги с Олимпа вынесли нахуй Титанов. Прочитав чуть дальше, выяснили, что не только Титанов, но и Гигантов! Владельцы компании высрали тонну кирпичей и быстренько переименовали третий, строящийся, корабль в «Британик». Но кораблю это помогло мало.