24 января исполняется 80 лет Людмиле Михайловне Савельевой - советской и российской актрисе театра и кино. Народная артистка РСФСР (1985).Людмила Савельева родилась 24 января 1942 г. в пик голода в блокадном Ленинграде.
В 1962 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).
Карьера балерины у нее складывалась неплохо. Вскоре состоялось и первое появление ее на экране: в 1964 году была сделана экранизация балета «Спящая красавица», в котором она принимала участие.
На балерину обратила внимание помощник режиссера Сергея Бондарчука, который вел подготовку к съемкам фильма «Война и мир». Людмилу, не имевшую совершенно никакого опыта в кино, пригласили в Москву на кинопробы - на роль Наташи Ростовой.
На эту же роль пробовалось много известных актрис, среди которых - Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева.
Первоначально Савельева Бондарчуку не понравилась, как он признавался: «Вначале ей даже отказали в фотопробе: столь невыразительной и «не Наташей» показалась она внешне. Я ее принял, в сущности, для того, чтобы смягчить горечь отказа». Но затем она доказала, что способна сыграть роль Наташи Ростовой.
«А ведь ничего общего у меня с Наташей не было: маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие... И вообще какой-то гадкий утёнок... Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей. Сцена была несложная, и всё получилось», - рассказывала Савельева.
На съемках фильма актрисе пришлось тяжело. Она продолжала выступать на сцене Мариинского театра, ездила на съемки в Москву. Закончилось это физическим истощением. Девушка стала падать в обмороки и на репетициях, и на съемочной площадке.
И ей пришлось оставить балет. Позднее у нее спрашивали – не жалеет ли она об этом, ведь в балете ее ждала блестящая карьера. «Поначалу, может быть, и жалела. А когда окончательно "вросла" в Наташу, всё в моей судьбе решилось», - говорила актриса.
«Эта роль дала мне очень многое. За те пять лет, пока снималось это эпохальное произведение, я сжилась со своей героиней, стала очень на нее похожа», — рассказывала Савельева. Именно она получала «Оскар» за киноэпопею Бондарчука. Режиссер находился тогда в Италии на съемках. «Я была с картиной в Аргентине. И вдруг мне позвонили и сказали: «Срочно вылетайте в Лос-Анджелес». Помню, одна американка, делая мне перед церемонией прическу, сказала: «Если ваша «Война и мир» не получит «Оскар», значит, нет справедливости». Я сидела в зале, дрожала, и когда объявили, что премию получает наш фильм, взлетела на сцену и думала, что непременно упаду оттуда», — вспоминала с улыбкой знаменитость.
На Московском кинофестивале юная Савельева получила сразу две награды - за лучший дебют и приз зрительских симпатий.
Во Франции после выхода картины на экран мамы стали называть своих родившихся дочерей Наташами.
За роль Наташи Ростовой была признана лучшей актрисов 1967 года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».
Следующую роль в кино она сыграла лишь через несколько лет - Серафимы Корзухиной в фильме «Бег» по Михаилу Булгакову. Съёмки происходили в турецком квартале в Пловдиве и в Севастополе. Здесь Людмиле посчастливилось подружиться с женой великого писателя, которая консультировала фильм.
Далее сыграла Нину Заречную в картине Юлия Карасика «Чайка». Фильм был отмечен Призом «Серебряный Хьюго» за лучшую экранизацию классического произведения и мастерство актерского ансамбля на Международном кинофестивале в Чикаго в 1973 году.
В 1970 году она снялась в французско-итальянской мелодраме «Подсолнухи». Молодой актрисе выпало сниматься вместе с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни.
К слову, 1970 год был объявлен в Японии Годом Людмилы Савельевой.
В 1973 году она вместе с Олегом Видовым снялась в главной роли Луизы Пойндекстер в приключенческом фильме Владимира Вайнштока «Всадник без головы».
Четыре года спустя Савельева сыграла главную роль в советско-болгарском историческом фильме «Юлия Вревская», рассказывающем о драматической судьбе замечательной русской женщины - графини Юлии Петровны Вревской, вложившей все свои средства в организацию добровольческого санитарного отряда в период русско-турецкой войны.
Вместе со своим мужем Александром Збруевым сыграла в героико-приключенческом фильме Георгия Николаенко «Шел четвертый год войны» (1983) и психологической драме Константина Худякова «Успех» (1984).
С начала 90-х годов на время перестала сниматься в кино. Появилась на экране в 1999 году в философской притче Владимира Наумова «Тайна Нардо, или Сон белой собаки». После этого сыграла главную роль в драме Сергея Соловьева «Нежный возраст», затем - в картине «Часы без стрелок».
В 2009-м Савельева исполнила роль княгини Щербацкой в фильме «Анна Каренина».
Последней ролью актрисы стали съемки в фильме «Дочки-матери» в 2009 году. «Кино — это искусство для молодых. Сериалы мне неинтересны, люблю сниматься у своих режиссеров, которых я знаю, но их становится все меньше. Я бы снялась в художественной кинокартине, если бы для меня написали хороший сценарий, но никто ж не пишет», — рассуждала она.