59
Штирлиц! А Вас я попрошу остаться! На роль шефа гестапо Мюллера Броневого утвердили в последний момент. Однако в первый день съёмок актёр отправился не на съёмочную площадку, а в загс - жениться! Брак Броневого, как и фильм, оказался удивительно прочным.
Несмотря на десятки сыгранных киноролей, на многолетнее служение театру, на тонкие, изысканные работы на телевидении, Леонида Броневого до сих пор воспринимают именно как Мюллера. Эта роль стала «визитной карточкой» актера.
Да, в театре он блистательно сыграл Шуйского, Людовика ХIV, Христофора Блохина, Яичницу, но знали актера только заядлые театралы. Роль шефа гестапо в сериале «Семнадцать мгновений весны» (режиссёр Татьяна Лиознова) оказалась тем рубежом, за которым началась совсем иная жизнь Леонида Броневого. И было ему на тот момент 45 лет.
…Отец Леонида Броневого имел богатую военную биографию: воевал с 14 лет за красных, после гражданской войны попал в аппарат НКВД и к середине 30-х годов дослужился до звания генерала. Во время сталинских чисток ему повезло: в отличие от многих чекистов, которых тогда расстреляли, его вместе с семьей отправили в ссылку в поселок Малмыш Кировской области. Было это в 1937 году, когда Леониду было всего 9 лет.
В 1941 году Броневым было разрешено вернуться в Киев, однако переезду помешала война - их отправили в Чимкент (Южный Казахстан). Леониду, чтобы прокормить семью, пришлось параллельно с учебой и работать: он был разнорабочим, пекарем, секретарем-машинисткой в исполкоме, рабочим в кукольном театре.
В 1944 году Леонид Сергеевич Броневой закончил семь классов и поступил в вечернюю школу. Там за один год он умудрился сдать экзамены за восьмой, девятый и десятый классы. Однако из-за того, что он считался сыном врага народа, мать ему объяснила, что путь в журналистику или дипломатию, которыми он хотел заниматься, ему заказан.
«Поэтому, сын, иди в театральный», - посоветовала ему мать. Так он и сделал. Поступать в Москве Леонид не мог, поэтому отправился в Ташкент. Получив актёрскую специальность, Броневой работал в театрах в Грозном, Магнитогорске, Оренбурге, Иркутске, Воронеже.
В 1962 году его взяли в труппу Московского театра на Малой Бронной, где началось его сотрудничество с режиссёром Анатолием Эфросом.
А затем наступило время «Семнадцати мгновений весны». Мало, кто знает, что первоначально режиссёр фильма «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова пригласила Броневого на роль Гитлера. Но Леонид Сергеевич отказался. На решение Броневого отчасти повлияла его будущая жена, которая заявила ему: «В крайнем случае, я согласна на Мюллера, но с Гитлером жить не буду!»
- Но вы не подумайте, что только из-за этого я отказался от первого предложения, - говорит Броневой. - Просто образ Гитлера был выписан психологически далеко не так тонко, как Мюллера. Фюрер там был какой-то постоянно орущий, дёрганый. Это, на мой взгляд, карикатура, а не человек. А карикатуру хорошо не сыграешь.
Кстати, Мюллера Лиознова изначально предложила сыграть актёру Санаеву. Но тот тоже отказался: «Я же секретарь парткома «Мосфильма». Играть фашиста не буду». Вот из-за таких случайностей и стечений обстоятельств в жизни Броневого наступил переломный момент.
Образ у Броневого получился настолько обаятельным и симпатичным, что актёра стали постоянно называть… Мюллером. Шеф гестапо предстал не жестоким садистом, а персонажем хитромудрым, с необыкновенным чувством юмора. Позднее один секретарь обкома комсомола даже косвенно обвинял актёра в том, что в обществе стали нарастать фашистские настроения, -нельзя же, мол, делать врагов такими привлекательными!
Кстати, блестяще сыгранный им нервный тик Мюллера - результат того, что ему был тесен мундир.
- Мне сшили мундир меньше на два размера, и он резал постоянно вот здесь (Броневой показывает на шею). Из-за этого я все время дергал головой. Лиознова поэтому и спросила меня: «Что это вы делаете?» - «Да мне мундир режет». – «Я не к тому, что вам режет! Не сделать ли это нам краской в самых «нервных» местах?» И она нашла эти места...
Кстати, это очень понравилось Захарову. Он говорил потом актерам: «Видите, как можно без слов передать нервное состояние человека?» – вспоминает Леонид Сергеевич.
Многие фразы, произнесённые Л. Броневым в кинофильме, стали крылатыми: «Я старый добрый человек, ваш красавец шеф злее меня в тысячу раз», «Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе. Мне, можно», «Они все фантазёры, наши шефы. Им можно фантазировать, у них нет конкретной работы». А фраза: «Штирлиц, а вас я попрошу остаться!», побила все рекорды популярности.
Броневой играл не только Мюллера, но и советских вождей. Например, в театре в Грозном в середине 50-х годов прошлого века он выходил на сцену в образе Сталина. Когда актёр появлялся в гриме Иосифа Виссарионовича, зал взрывался аплодисментами. И вот он вышел в очередной раз, а в зале - полнейшая тишина. Броневого чуть не хватил удар. Оказалось, узнавшие раньше других о разоблачении «культа личности» Сталина работники госбезопасности, которые сидели в зале, не стали хлопать. Позднее вождя из спектакля убрали, а Броневой стал играть «референта».
Зато роль Ленина принесла актёру… квартиру. На следующий день после того, как в ЦК КПСС Броневого утвердили на роль Владимира Ильича, к гостинице подкатила машина, и актёру вручили ключи от новой квартиры, куда они и переехали с женой.