Решение строить маяк в совершенно невозможном месте было принято после кораблекрушения фрегата Sane в 1859-м году (в этой точке океана есть лишь узкий проход среди подводных скал, одно из опаснейших мест для мореплавания, прозванное дорогой из ада в ад) .
Проблема была в том, что единственная скала в том районе, на которой можно было что-то построить, выступала над повехностью лишь на пару метров. В принципе, этого было бы достаточно при спокойной воде, но океан в том месте тихим не бывает практически никогда. Несколько экспедиций возвращались из рекогносцировок с вердиктом "строить нельзя". Но без маяка кораблекрушения бы продолжались и проект таки продавили.
Строительство началось в 1867 году, высадкой на скалу группы рабочих. Так стартовала подготовка скального основания (сверление шурфов и установка арматуры) . Люди работали прямо во время сильного волнения, со страховками и в специальной обуви, чтобы не быть сметенными волнами, перехлестывавшими через скалу. Короткими сменами, во время отливов. Такая подготовка шла два года.
Основные работы начались в 69-м, выкладкой гранитных блоков и заливкой бетонного основания маяка из портленд-цемента, стойкого к воздействию морской воды. 40 часов работы давали один кубометр основания.
Строительство шло 15 (!) лет, при этом катастроф, человеческих жертв практически не было, лишь в 81-м погиб один из рабочих, оказавшихся в воде (хотя самих случаев смыва человека в океан было множество и в процессе работ, и после) .
В процессе строительства были опасения, что конструкция получится непрочной и не выдержит ударов волн, ведь размер скалы лишь чуть больше диаметра башни маяка! Но маяк стоит, лишь стены потравлены морской водой.
Первый сигнал маяка можно было увидеть в ночь с 30 на 31 августа 1881 года. И он работает до сих пор, пройдя несколько технических модернизаций (занятно, что электрифицирован он был лишь в 80-х, а автоматизирован полностью в 90-х)
Источник светас 1 октября 1897 года — дизельное топливо (производится неподалеку, на острове Иль-де-Сен).
с 1903 года — пары́ нефти.
1988 год — электрификация маяка (галогенные лампы по 250 Вт).
1990 год — автоматизация маяка, исчезает необходимость в присутствии персонала.
Сигналы маякаВ настоящее время маяк Ар-Мен посылаает следующие сигналы:
Световой — три белых вспышки каждые 20 секунд.
Звуковой — три гудка каждые 60 секунд.
Для генерации звукового сигнала используется вибратор ELAC-ELAU 2200.
Несмотря на яркие эпитеты, использованные в этом докладе, Комиссия по маякам не желает окончательно отказываться от проекта. Производятся новые разведывательные операции, и, наконец, путем последовательного исключения, инженеры, участвующие в исследованиях, приходят к выводу о том, что выбор скалы Ар-Мен в качестве места строительства представляется наименее плохим вариантом.