В небе девушки

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) 1 2 [3]   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Flug
5.05.2017 - 09:32
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 28.03.17
Сообщений: 233
Чечнева Марина Павловна - командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии капитан.

Родилась 15 августа 1922 года в селе Протасове ныне Малоархангельского района Орловской области в семье рабочего. Русская. Окончила среднюю школу, в 1939 году - московский аэроклуб. Работала лётчиком-инструктором Центрального аэроклуба.

В Красной Армии с февраля 1942 года. Окончила военную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года.

Командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии капитан Марина Чечнева совершила 810 боевых вылетов на бомбардировку войск противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Чечневой Марине Павловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8955).

С 1945 года гвардии майор Чечнева М.П. - в запасе. В 1963 году она окончила Высшую партийную школу при ЦК КПСС, аспирантуру. Заместитель председателя Центрального правления Общества советско-болгарской дружбы, член президиума ЦК ДОСААФ, член президиума Советского комитета ветеранов войны, член Комитета советских женщин. Заслуженный мастер спорта СССР. Жила в городе-герое Москве, где и скончалась 12 января 1984 года.

Награждена орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, 3 орденами Красной Звезды, медалями.

В небе девушки
 
[^]
Flug
5.05.2017 - 10:27
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 28.03.17
Сообщений: 233
Попова Надежда Васильевна
- заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии капитан.

Родилась 27 декабря 1921 года в деревне Шабановка Долганского района Орловской области, в семье рабочего. В 1936 году, по завершении учёбы в средней школе города Сталино (ныне Донецк, Украина) поступила в аэроклуб, который окончила в 1937 году, и была оставлена в нём для дальнейшего обучения на инструктора. В 1939 году, приехала в Москву с тем, чтобы стать военным лётчиком, где познакомилась с легендарной лётчицей Героем Советского Союза Осипенко П.Д., которая посодействовала тому, чтобы Попову Н.В. направили в Херсонскую авиационную школу ОСОВИАХИМа. Окончив которую, - в 1940 году продолжила обучение в Донецком военном авиационном училище и получила диплом лётчика-штурмана. Проходя службу в качестве инструктора аэроклуба подготовила 2 группы лётчиков - по 15 человек.

С началом Великой Отечественной войны инструктор первичного обучения военного авиационного училища Попова Н.В. эвакуировалась с учебным заведением в город Каттакурган Самаркандской области Узбекистана, где готовила лётчиков-истребителей для фронтовой авиации, и писала рапорты об отправке на фронт…

Узнав, что в Москве формируется женская авиационная часть, она послала телеграмму в Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи. Её вызвали в столицу, приняв в "группу 122", которую набирала Герой Советского Союза Раскова М.М. Из Москвы девушек направили в город Энгельс Саратовской области, где там Раскова формировала три женских авиаполка: истребительный, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков. Надежда Попова попросилась в полк легкомоторных ночных бомбардировщиков.

В мае 1942 года, по завершении сокращённой программы обучения, старшина Попова Н.В. в составе 588-го бомбардировочного ночного женского авиационного полка вылетела на фронт.

Командир звена Попова водила звено на ночные бомбометания в район Таганрога, Ростова-на-Дону. Часто вылетала на дневную разведку… Была сбита, горела…

В период боёв на Северном Кавказе звено Поповой вылетало на боевые задания по нескольку раз за ночь. Мастерски маневрируя, уходили от прожекторов и зениток, бомбили переправы на Тереке и Сунже. За образцовое выполнение заданий 19-летняя лейтенант Попова Н.В. была награждена первым орденом - Красного Знамени.

За годы Великой Отечественной войны Н.В. Попова совершила 852 боевых вылета…

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года заместителю командира эскадрильи гвардии капитану Поповой Надежде Васильевне за отвагу и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами, было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4858).

По окончании войны Н.В. Попова вышла замуж за Героя Советского Союза лётчика-истребителя Харламова С.И., и до 1952 года проходила службу в Вооружённых Силах СССР, уволившись в запас в звании майора…

Почётный гражданин города Донецка, заслуженный работник культуры РФ, член президиума Совета по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов при Президенте РФ, с 1975 года бессменно возглавляет общественную комиссию по работе среди молодежи при Российском комитете ветеранов войны и военной службы, член бюро комитета. Много лет избиралась в местные органы власти, была депутатом Верховного Совета СССР.

Награждена орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Дружбы, многими медалями и наградами иностранных государств.

Это сообщение отредактировал Flug - 5.05.2017 - 10:27

В небе девушки
 
[^]
ZmeyUA
5.05.2017 - 11:49
0
Статус: Online


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3676
del

Это сообщение отредактировал ZmeyUA - 5.05.2017 - 11:57
 
[^]
ZmeyUA
5.05.2017 - 11:56
0
Статус: Online


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3676


Авторы Произведения Рецензии Поиск О портале Вход для авторов

Василий Ковтун о гибели Марины Расковой. 1943 г
Василий Ковтун о гибели Марины Расковой. 1943 г
Владимир Пузиков
НА ФОТО: Ковтун Василий Иванович, директор СШ № 6 п. Щелкан Новоселицкого района Ставропольского края.
Фото из архива школьного музея. Предоставлено в апреле 2014 г.

***

ГИБЕЛЬ ЭКИПАЖА
РАСКОВОЙ МАРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ

(Воспоминания авиамеханика 955-го Штурмового
авиационного полка Ковтуна Василия Ивановича)

Воспоминания Ковтуна Василия Ивановича привожу без купюр и правки:

«…Хочу рассказать тем, кто этого не знал.
Чего только не приходилось видеть за время войны! Но то, что произошло недалеко от города Саратова, потрясло всех очевидцев до глубины души. Это гибель полка скоростных бомбардировщиков всему миру известной тогда лётчицы Марины Расковой.

Справка для тех, кто забыл героиню или, может быть, совсем не знал её. Марина Михайловна Раскова родилась в 1912 году, в семье педагогов. Уже в старших классах она проявляла большой интерес к авиации. В 1935 году окончила школу пилотов Центрального Аэроклуба.

С 1938 года в Красной Армии Раскова участвовала во многих перелётах, в частности, в 1938 году по маршруту Севастополь – Архангельск. В этом же году вместе с Гризодубовой и Осипенко на самолёте АНТ-37 совершила труднейший перелёт Москва – Дальний Восток.

Когда началась Великая Отечественная война, по инициативе Марины Расковой, в стране начали формироваться женские бомбардировочные авиаполки. С января 1942 года Раскова – командир женского бомбардировочного полка. Целый год её полк громил фашистов на фронтах войны. Марину Раскову знал тогда весь мир, знал наш народ, особенно хорошо знали её немцы.

Раскова – Герой Советского Союза, награждена двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1 степени и многими другими наградами.

И вдруг – трагическая гибель полка! Я хочу рассказать об этом подробнее. Это было начало января 1943 года. С утра прошёл сильный плотный снег. Наш военный аэродром находился в 3-х километрах от железнодорожной станции Разбойщина и поэтому получил такое же название. Аэродром располагался на высоком плоскогорье примерно 300 – 400 м выше уровня Волги. На правом берегу реки – город Саратов, а на левом, в низкой части берега, – город Энгельс. Расстояние от Саратова до аэродрома примерно 20 километров.

Наша воинская часть обеспечивала перелёты боевых полков, которые пролетали в сторону Сталинградского фронта. Мы, группа авиамехаников, в этот день работали на складе запасных частей. И вот после полудня видим: по глубокому снегу верхом на лошади прямо к нашему складу скачет всадник. Лошадь вся взмыленная, ноздри её покрылись инеем, дышит тяжело. Всадник возбуждён, и на его лице выражение страха и ужаса. Он без всяких вступлений, сколько у него было сил, кричал:
- Разбились самолёты! Много самолётов!

Мы сразу же вместе с этим всадником (колхозником) побежали к штабу нашей части. Командир был на месте. Всадник очень коротко рассказал ему о катастрофе и заметил, что всё это произошло на расстоянии 14-15 километров от нашего аэродрома.

Командир объявил тревогу и в течение нескольких минут почти весь состав части на машинах, с топорами, лопатами выехали на место происшествия.

Когда мы прибыли в район катастрофы, перед нами открылась ужасная картина: более 20-ти самолётов ПЕ-2 – это двухмоторные скоростные бомбардировщики, лежали исковерканные, покорёженные. У многих из них моторы, винты, крылья от удара разлетелись в разные стороны, некоторые горели, другие взорвались. Лишь небольшая часть самолётов «уцелела» (не подверглась пожару и взрыву).

Нам приказали рубить топорами кабины, где располагались экипажи, в уцелевших самолётах. Группа из 4-х человек начала проводить эту операцию на одном из самолётов. Когда мы добрались до экипажа, то не нашли его: не было человеческих тел, они были превращены в массу, напоминающую фарш. Когда мы стали поднимать то, что осталось от человека, эта кровавая масса вся опустилась в штанины комбинезонов. Эта была такая страшная, удручающая картина, которую невозможно забыть! Вот, что делает скорость при столкновении с преградой.

Мы ещё не успели извлечь из кабины все комбинезоны, как со стороны Саратова на полном ходу, издавая оглушительные звуки сирены, к нам приблизились машины «скорой помощи», пожарные, милицейские.
Старший всей этой колонны, не сходя с машины крикнул:
- Кто здесь командир? Ко мне!
Наш командир подбежал к машине. Старший опять громко крикнул:
- Забирайте своих людей и уезжайте!

Все наши группы остановили работу и уехали на свой аэродром.
Что же произошло? А произошло вот что: полк Марины Расковой получил новые машины на заводе в одном из городов Верхнего Поволжья. Ему предстояло сделать дозаправку горючим на аэродроме в городе Энгельсе. Город Энгельс, как я уже указывал, стоит на левом, низком берегу Волги. Это ниже той горы, в которую врезались самолёты, на 400-500 метров. За 60-70 км от Энгельса полк попал в густой снегопад, видимость практически нулевая.

В таких случаях, по инструкции, самолёты обязаны развернуться и уйти на аэродром взлёта, если хватит горючего, если нет – то сделать вынужденную посадку «на пузо» (без использования шасси).

Полк спешил к Сталинграду и продолжал лететь. Наверное, Марина Раскова надеялась, что они увидят аэродром и совершат посадку, и, когда (по времени) она решила, что подходят к городу Энгельсу, самолёты пошли на снижение, начали прижиматься к земле в поисках аэродрома, но скорость лёгких бомбардировщиков – 450 км в час, поэтому полк Расковой мгновенно врезался в гору. Машины разбились, экипажи погибли.

Но не все. Последнее, правое звено, состоящее из 3-х самолётов, потеряло своё «крыло» (отстало от полка) и выполнило инструкции полёта – вышло из зоны сильного снегопада и сделало вынужденную посадку недалеко от маленькой деревушки. Посадку сделали на «пузо», прямо на глубокий снег.

Жители деревеньки (25 хат) прибежали к самолётам и пригласили лётчиц к себе, накормили их картошкой, напоили молоком. Бригадир местного колхоза организовал охрану самолётов, и девушки на тёплых русских печках спокойно заснули.

Рассказ был бы не полным и, может быть, даже невероятным, если объяснить, каково построение полка в полёте. Итак: впереди идёт звено командира полка, справа и слева звенья первой эскадрильи, а затем второй и третьей. Получается своеобразный равнобедренный треугольник. Замыкают этот треугольник у его основания боковые звенья третьей эскадрильи.
Самолёты, которые сделали вынужденную посадку, - правое заднее звено третьей эскадрильи, т.е. справа оно было последним.

Когда полк летит при хорошей видимости, то строй легко поддерживается визуальным наблюдением пилотов, когда погода портится (в нашем случае – густой снегопад), строй самолётов уплотняется и тогда ведущий правого звена строя следит за правым крылом правого самолёта впереди идущего звена, а левый – левого крыла.

Так вот, девушки, которые пилотировали самолёты правого последнего звена третьей эскадрильи, в этом густом снегопаде «потеряли крыло», о чём сказано выше, не смогли лететь дальше, и сделали вынужденную посадку.

А теперь о том, как мы встретились с пилотами этого самого правого звена, которое «потеряло крыло». На второй день после катастрофы рано утром главный инженер части вызвал нас, четырёх механиков, и дал задание: выехать на аварийную посадку трёх самолётов из полка Расковой. Сведения, где они находятся, сообщили по рации из Саратова командиру нашей части.

Мы выехали на двух тяжёлых автомашинах, взяли с собой те запасные части к самолётам, которые обычно выходят из строя при аварийной посадке. Нас тщательно проинструктировали командир части и инженер, и мы отправились в путь. До места посадки было километров 70-80. Только во второй половине дня добрались мы до него, увидели самолёты, лежавшие в снегу. Слева от нас, по ходу балки, располагались десятка два крестьянских домиков.

Не успели наши машины остановиться, как из этих домиков выскочили лётчицы (их было девять) и по глубокому снегу побежали к нам. Они были одеты в меховые комбинезоны и унты, что затрудняло их движение: они падали, вставали и опять бежали. Мы тоже хотели бежать им навстречу, но нас охватило какое-то оцепенение, и мы не сдвинулись с места. Все мы напряжённо думали, что им скажем, а они уже кричали:
- Что с полком?

Я был назначен старшим и до последнего момента не знал, что сказать девушкам. Но они уже заметили тревогу, волнение на наших лицах и взволнованно требовали ответа на свой вопрос:
- Что с полком?
Я принял решение сказать правду:
- Полк погиб, разбился.

Что тут началось! Лётчицы, рыдая, обнялись, тесно прижавшись друг к другу. В этих рыданиях, в этом плаче было столько горя, столько страдания… Это запомнилось мне на всю жизнь.

Вытирая слёзы рукавами, девушки начали расспрашивать о подробностях катастрофы. Мы рассказали им всё, что видели, и сразу же приступили к делу. Подъёмниками подняли самолёты, выпустили шасси – они оказались в порядке – заменили винты и на другой день к вечеру опробовали двигатели. Всё было в порядке. Экипажи сели в свои самолёты, взлетели и взяли курс на Энгельс.

Погибших лётчиц похоронили в Саратове, а останки Марины Расковой отправили на самолёте в Москву. Она похоронена на Красной площади у Кремлёвской стены.
После войны я 25 лет работал директором школы. Преподавал географию и историю в старших классах и в каждом классе я рассказывал об этой трагедии с полком Марины Расковой. Я всегда подчёркивал, как важно в любом деле, и особенно в авиации, выполнять инструкции. Ещё в военном училище наши преподаватели настойчиво повторяли это, подчёркивая, что каждый пункт инструкции полёта написан кровью!

В настоящее время участились случаи авиационных катастроф, и, мне кажется, многих из них могло бы и не быть, если бы экипажи выполняли инструкции полёта самолётов.

Ковтун Василий Иванович,
участник ВОВ, посёлок Щелкан».

ИСТОЧНИКИ:

Ковтун В.И. Памяти героев. Воспоминания о гибели М.М. Расковой. Музей СОШ № 6. Поселок Щелкан Ставропольского края.

3 апреля 2014 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков
 
[^]
Flug
10.05.2017 - 07:38
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 28.03.17
Сообщений: 233
Ксения Павловна Карпунина

Родилась в селе Корделёвка Винницкой области 10 февраля 1918 года.

Ксения Карпунина была комиссаром 2–ой эскадрильи 588-го авиационного полка. Но до этого ей пришлось пройти в своей жизни не одно тяжёлое испытание. Первый её муж был сбит в неравном бою под Москвой и сгорел вместе с самолётом.

После трагической гибели мужа она, получив квалификацию лётчика–штурмана, сделала 365 боевых вылетов.

Комиссар 2–ой эскадрильи 46–го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325–й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4–й воздушной армии 2–го Белорусского фронта, гвардии капитан Карпунина Ксения Павловна служила в Красной Армии с 1941 года. В действующей армии с мая 1942 года. В составе полка участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма. В 1943 году в связи с ликвидации должности комиссара выбыла из полка и направлена для дальнейшего прохождения службы в 990 Рижский мужской ночной бомбардировочный ближний авиаполк 313 Нцкой Бежавиадивизии 15–й воздушной армии Прибалтийского фронта. С этим полком она закончила службу в Германии.

Ксения Павловна Карпунина награждена:

– Орденом Красной Звезды приказом 4 Воздушной Армии № 07/и от 29 декабря 1942г.
– Двумя орденами Отечественной войны 1 степени: первый – приказом 15 Воздушной Армии № 67/и от 30 августа 1944г.; второй – дан за храбрость, стойкость и мужество к сороколетию победы в Великой Отечественной войне;
– Медалью «За оборону Кавказа» указом ПВС СССР от 1 мая 1944 года;
– Медалью «За оборону Москвы» указом ПВС СССР от 1 мая 1944 года.


В небе девушки
 
[^]
Flug
10.05.2017 - 07:39
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 28.03.17
Сообщений: 233
Дрягина Ирина

Комиссар эскадрильи, летчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии капитан.

В Красной Армии с 1941 года. В действующей армии с мая 1942 года. В составе полка участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма . Лично совершила 105 боевых вылетов, в октябре 1942 года награждена орденом Красного знамени.

В 1943 году в связи с ликвидацией должности комиссара была переведена на должность помощника начальника политотдела по комсомолу в 9 гвардейскую истребительную авиадивизию, которой командовал Трижды герой советского Союза А.И. Покрышкин.

Это сообщение отредактировал Flug - 10.05.2017 - 07:39

В небе девушки
 
[^]
Flug
10.05.2017 - 07:41
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 28.03.17
Сообщений: 233
Ефимова Антонина Григорьевна

Родилась в 1918 году в городе Ленинграде. В Красной Армии с 1941 года по мобилизации ЦК ВЛКСМ.

Окончила Энгельсскую авиационную школу. Затем сражалась в составе 588-го ( 46-го Гвардейского ) ночного бомбардировочного авиационного полка.

Адьютант АЭ, младший лейтенант. Умерла от болезни ( дифтерит) 8 декабря 1942 года. Похоронена в станице Ассиновская Сунженского района, Орджоникидзевского края.



В небе девушки
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 9310
0 Пользователей:
Страницы: (3) 1 2 [3]  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх