Никого не смутило, что между островом Хершел, куда они шли (и почти дошли) и островом Врангеля - почти полторы тыщи км на запад по льдам двух морей?
Ок.
А теперь - реальная история Карлука.
Патамушта - это был пестетс, товарищи. Форменный.
Безумие и отвага.
И не надо мне тут говорить, что в те времена все экспедиции были такими - нифига.
Общее впечатление об экспедиции - детям дали автомат.
Во-первых. Зачем это всё было.
Область, известная, как "High Arctic", была предметом территориальных претензий не только Канады, но и США и Норвегии. А Канадское правительство было оооченно озабочено тем, что США финансируют экспедиции, которые обеспечивали их юридические права на любые открытые земли в море Бофорта (север Канады, очень негостеприимные места за полярным кругом, у нас таких земель много).
И - Канада принимает решение организовать большую арктическую экспедицию для закрепления своего суверенитета над огромной территорией более миллиона квадратных миль.
Во-вторых.
Кораблей было три, экспедиция была разбита на две партии - Южную и Северную, каждая - на своем кораблике, а их снаряжение вёз третий.
1. HMCS Karluk - флагман.
Вообще-то - бригантина. По нынешним меркам - малая китобойная шаланда: 321 тонн брутто, 129 футов длины, паровой двигатель на угле и паруса.
То есть - ммощность двигателя была очевидно недостаточной для преодоления даже "лёгких" льдов.
На момент покупки, "Карлук" находился в ремонтном доке. Даже после ремонта двигатель корабля работал неустойчиво. Главный инженер "Карлука" Джон Манро называл двигатель "кофейником" и никогда не включал его в работу более, чем на 48-м часов.
2. Шхуна Alaska - единственное судно Канадской арктической экспедиции, которое прошло весь путь от начала и до конца. Тогдашняя "шхуна", по нынешним меркам, 47-тонная "Аляска" с 50-ти сильным бензиновым двигателем является лёгкой яхтой и идти на таком судне в те места - безумие и отвага.
На момент отбытия, с двигателем были какие-то проблемы, они шли под парусом, медленно.
3. Шхуна Mary Sachs - именно на шей была большая часть груза и снаряжения.
30-тонная 60-футовая шхуна малой осадки со сдвоенными винтами и 60-сильным бензиновым двигателем. По нынешним меркам - это вообще малый баркас - катер.
В-третьих.
Насколько безалаберно была организована экспедиция Стефансона свидетельствует распределение груза и людей по кораблям.
Например, антропологи Анри Бечат и Дженесс Даймонд с Южной партии, плыли на "Карлуке", а их оборудование и снаряга, предназначенные для Южной партии оказалось на борту "Аляски".
Магнитолог Сэм Маккинли с "Карлука" обалдевал с того факта, что большая часть его "техники" также находится на "Аляске" (хотя то, что он называл "техникой"... как бы это назвать... говно и палки? ну да ладно).
С самого начала подготовки экспедиции возникли некислые бодалки между в.Стефансоном и Р.Андерсеном, руководителем Южной партии.
Стефансон был тупым бычарой.
Всё это при том, что Канадская геологическая служба, предоставившая экспедиции 4-х своих специалистов настаивала на том, что все свои отчёты они будут передавать в Службу напрямую, минуя Стефансона. Классно: через голову руководителя!
Учченые, мать вашу. Гррражданские.
Капитаном "Карлука" Стефансон хотел поставить Педерсена, но тот напрочь отказался участвовать в этой авантюре и эта "должность" досталась 36-ти летнему Роберту Бартлетту, опытному полярному навигатору, командовавшему кораблём "Пири" во время его экспедиции к Северному полюсу в 1909 году.
Тем самым, у Боба Бартлетта физически не оставалось времени на подбор экипажа в тяжелейшее полярное плавание.
Экипаж был наспех собран в Британской Колумбии: Маккинли позже напишет "...один из них был наркоман, другой страдал от венерических заболеваний, ещё двое занимались нелегальной поставкой алкоголя на борт".
Вот с такой командой Бартлетту пришлось уйти в его отчаянное плавание в море Бофорта...
*****************
Если кратко, то... Карлук зажало льдами на подходе к цели. И - понесло на запад (см. фоточку). Дальше - почти полторы тыщи км дрейфа через два моря по холодрыге. Наконец, их катер раздавило и дальше осталось только ножками топ-топ до острова Врангеля, надеясь не промахнуться мимо него в теменюке, ибо тогда - точно каюк... (что и произошло с группой, спутавшей махонький островок Геральда с островом Врангеля, где и они все и скуксились от холода и отсутствия хавки).
Дошли 22 человека.
А толку?
Это сейчас там есть люди (мало) и летают вертолёты (немножко).
А тогда это место было одним из самых поганых на Земле.
Остров крупный, наступала зима, укрыться там почти негде, разжечь там особо нечего, жрать там нечего, медведей полно и теменюка осенью, ибо оно за полярным кругом.
Вся надежда была на купцов, ходивших мимо Врангеля на восток.
Дык - им и тут не фартануло, ждали-ждали - не дождались и Бартлетт повёл людей на материк. Потом - длинный поход по побережью на восток и оттуда морем - домой.
ИТОГО: перспективы экспедиции были самые говённые, что и оправдалось.
Выживших могу только пожалеть, эти люди потом до конца жизни бодались с болячками.
Это сообщение отредактировал FilippOk - 14.10.2016 - 03:05