Первым предложил раскрашивать корабли «наподобие зебры» английский
профессор зоологии Грэхем Керр [1, 2]. В письме, отправленном Уинстону Черчиллю (в то время Первому лорду Адмиралтейства) в сентябре1914 года, Керр писал:
«Сплошная однородная окраска делает объект заметным. Нанесение резко контрастирующих пятен окраски создаёт впечатление излома поверхности». Весной 1915 года Адмиралтейство распорядилось начать эксперименты с «искажающей» окраской, получившей официальное название «dazzle camouflage». Британский художник Норман Вилкинсон предложил и теоретически обосновал собственную схему камуфляжной окраски, основанную на модном в то время течении в живописи –
кубизме. В основе теории «раздробление» реального объекта (в данном
случае, корабля) на плоскости, грани и условные геометрические формы [3]. Сочетание многоугольников, кривых линий и ярких полос делали судно похожим на полотно абстракциониста и выглядели крайне необычно, что затрудняло определение класса судна и курсового угла.
В России севастопольский художник Юрий Шпажинский весной 1915 года
независимо от англичан предложил похожую окраску для кораблей. Он создал её тоже под влиянием кубизма – на борта, надстройки кораблей наносились треугольники светло-серого, белого и голубого цвета, образующие ломаные формы. Шпажинский называл изобретённую им окраску «иллюзорной» – по сути это было синонимом слова «искажающей». Подобным образом были окрашены черноморский броненосец «Синоп», эсминцы «Счастливый» и «Громкий». Летом 1915 года в качестве эксперимента по использованию «иллюзорной» окраске был покрыт ломаными линиями «небесного» и «водяного» цветов балтийский крейсер пограничной
стражи «Кондор». Кроме того, на крейсере использовались специальные конструкции на мачтах и трубах призванные исказить силуэт корабля. К сожалению ожидаемого эффекта эта затея не принесла, «Кондор» и лишённый камуфляжа однотипный «Беркут» на официальных испытаниях, состоявшихся 29 июня 1915 года оказались одинаково видны, а дальномеры на дистанциях от 55 до 65 кабельтовых в обоих случаях давали точные результаты. В результате по рекомендации проводившей испытания комиссии работы по «иллюзорной» окраске были свёрнуты. Следует при
знать, что талантливый художник Юрий Ипполитович Шпажинский был одним из первых области морской искажающей окраски, и в изобретении деформирующих силуэт конструкций – последние появились в Англии не ранее чем через год