Надувные летальные аппараты начали проектировать и испытывать еще в 30-х годах в СССР:Работать над надувными планерами П.И. Гроховский начал в своем институте в 1934 году. По замыслам резиновые планеры были незаменимы для альпинистов – «горных десантников», а кроме того, позволяли десантному планеру стать многоразовым. После приземления их можно было собрать, скрутить, сунуть в мешок и вернуть на базу небольшим самолетом.
Опыты по постройке мягкого летательного аппарата начали с проверки жизнеспособности «резинового крыла», которое изготовили на ленинградском «Красном треугольнике». Испытывать его вызвался комсомолец планерист Ваня Петушков. Закрепив ремнями крылья, Петушков встал в открытый кузов. Грузовик поехал. Из-под ног у хлопца ушел кузов, и Петушков оказался в воздухе. Пролетев совсем немного, он мягко ткнулся в землю ногами. Несколько коротких подлетов Петушков сделал с грузовика. Потом применили привязь. Планерист после отрыва от платформы кузова летел на буксире за автомобилем. Такой полет мог длиться несколько минут, до тех пор, пока автомобиль не уменьшал скорость. Сначала получалось не очень, но в конце концов Петушков начал летать устойчиво и довольно продолжительное время. При одном из полетов планер упал на крыло. Оно мягко самортизировало.
– Безопасность на все сто! – засмеялся Гроховский. – И чинить не надо. Будем строить резиновый планер. Пожалуй, на нем можно будет летать без парашюта.
Пневматический планер изготовило другое ленинградское предприятие – завод «Промтехника». По прямой летал он вполне прилично. И на буксире за самолетами «Авро» и У-2, и в планирующем полете. На нем поднимался в воздух и сам Гроховский. В Красногорском киноархиве сохранилась кинопленка, зафиксировавшая, как планерист надувает насосом резиновый планер, садится в него и планер взлетает за самолетом-буксировщиком…
Но вот с разворотами дело не очень ладилось. Под действием боковых сил планер изгибался – отклоненные рули выкручивали тело планера. Рули действовали как бы сами по себе, фюзеляж эластично гасил все их усилия. Стало ясно, что конструкция фюзеляжа должна быть комбинированной, дабы обеспечить необходимую жесткость.
Продемонстрировав планер членам правительства на параде в Тушине, Гроховский подарил «дутик» МАИ, надеясь, что работа над надувными летательными аппаратами заинтересует молодых инженеров. Попав на склад МАИ, планер так там и лежал, пока не пришел в негодность. У преподавательского состава авиаинститута резиновый летательный аппарат воодушевления не вызвал.