crank0589 согласен!
РОССИЯ НЕ СТРАНА, А ЦИВИЛИЗАЦИЯВ отношении русской идентичности принципиальной является аксиома: Россия — это не страна, это цивилизация. Для того чтобы подчеркнуть ее характер, сочетание в ней европейских и азиатских, западных и восточных черт, можно назвать ее евразийской цивилизацией. Данилевский не прибегал к термину «цивилизация», а говорил о культурно-историческом типе1. Россия — это особый культурно-исторический тип, восточнославянский, православно-славянский, или евразийский.
Подобная специфика изучения России как цивилизации должна быть положена в основание новой эписте- мы. Для того чтобы ответить на вопрос, кто мы, и утвердить, обосновать, развить и транслировать следующим поколениям нашу идентичность в научной среде и в образовательном процессе, необходимо стартовать с этой фундаментальной позиции: Россия — как русская (евразийская) цивилизация.
Россия должна определять себя, сравнивая не с отдельными европейскими государствами (Францией, Германией, Бельгией и т. д.), но с европейской цивилизацией в це лом. Как в свое время существо».! л а Западная Римская империя Германских Наций, так же и приблизительно в тех же социокультурных границах европейские народы снова объединяются — на сей раз в Евросоюз. Аналогичным образом и Россия как ядро евразийской цивилизации призвана объединить вокруг себя те страны, которые временно выпали из этой цивилизации, создав на новом качественном уровне Евразийский союз.
Необходимо начинать писать статьи, монографии, защищать кандидатские и докторские диссертации, обосновывая тезис о цивилизационной идентичности России и подвергая критике противоположные взгляды (марксистов, либералов или националистов), необходимо разрабатывать основные критерии евразийской цивилизации, ее топику, ее структуру. При этом аргументация может и должна быть различной.
Провокационная идея создания
*российской нации»
Как только мы признаем, что Россия — это страна, и тем более европейская страна, мы обречены впасть в сферу крайней неопределенности.
Нам могут немедленно сказать, что если Россия — страна, то есть национальное государство, тогда почему бы от этой самой страны не отделиться малым народам — ведь внутри России как страны помимо русского этноса существуют и другие этносы. Признав себя только страной, Россия вынуждена будет наступать на самобытность и специфику этих этнических, конфессиональных и культурных групп, так или иначе интегрируя их, пытаясь сделать частью российской нации, так как в противном случае они отделятся. Сейчас проект создания российской нации активно разрабатывается. Он чрезвычайно опасен и неминуемо приведет к тому, что в какой-то момент мы должны будем отпустить некоторые этносы, которые явно возмутятся русификации и попытаются организовать свои собственные национальные государства, свои нации — как это произошло на постсоветском пространстве после развала Советского Союза. Если настаивать на формулировке «страна», мы придем к необходимости создания -нации« и судьба СССР ждет Российскую Федерацию. Сование российской нация подразумевает, что в России не будет признаваться никаких народов, этносов и культур — они смогут существовать только неформально, как частный индивидуальный выбор гражданина или группы граждан, по аналогии с общественным объединением.
В этом проекте России отводится роль посредника между современной западной цивилизацией и местными этносами. Русские выступают как лакеи западноевропейской культуры, которые призваны модернизироваться и европеизироваться сами, а далее выступать проводниками модернизации и европеизации для остальных, «еще более отсталых» этносов, которые живут внутри России.
Русские как модернизаторы не особенно нужны В свое время бывший советник Шаймиева Рафаэль Хакимов сказал на одном из «круглых столов» в Москве правильною вещь: «Раньше мы, татары, приезжали в Москву из Казани для того, чтобы впитать в себя самобытную русскую культуру —? Пушкина, Достоевсхого, Чехова. Русский язык был для нас действительно инструментом знакомства с прекрасной культурой.
И мы чувствовали себя на своем месте, двигаясь вслед за русскими, развивая свою татарскую самобытность и свою культуру. А сейчас мы приезжаем в Москву, чтобы на русском языке прочитать учебник по маркетингу, по техническому анализу, переводы американских самоучителей — "Учись продать себя", "Искусство нравиться", "Как заработать первый миллион" и т. д. Но для этого русский язык нам в общем-то уже и не нужен. Мы можем взять английский текст и перевести его на татарский. Этого будет достаточно, чтобы постичь азы западноевропейской цивилизации. Зачем вы-то теперь нам нужны? Мы сами спокойно поедем в Англию, во Францию, в Сорбонну. Мы, татары, не глупее »ас в этом отношении. Другое дело — та самобытная цивилизационная культура, которую вы создали и сейчас сами же и утратили, вот этого у нас не было. И мы готовы были жить в пространстве под сенью вашей идентичной самобытности и находить свое место. Но если вы — просто передатчики западной модернизации, то -мы и без вас обонлемся». Точно так же говорили многие чеченцы: «Зачем вы — русские — хотите нас завоевать? Чтобы научить тому, что вы сами получаете в институтах Лондона, Сорбонны ИЛИ Америки? Если только в этом заключается ваша миссии, то мы и без вас это сможем сделать. Отправим свою молодежь туда учиться, и все».
Если Россия — цивилизация, то все эти темы воспринимаются совершенно иначе. Во-первых, мы можем оставаться привлекательными для других народов, не навязывая им необходимость одномерной принадлежности к одной и той же модели. Во-вторых, мы можем сохранить их самобытность, быть ее гарантом, способствовать укреплению этой культурной идентичности, ее эндогенному развитию. Хотят — модернизируются, не хотят — не модернизируются. И мы точно так же можем что-то заимствовать у Запада, а можем и не заимствовать.
Дугин