Конечно, сейчас были описаны далеко не все самолеты, выполненные по двухбалочной схеме. Общее количество самолетов с такой компоновкой превышает несколько десятков, и даже самое общее описание их истории создания и конструкций потребует написания многотомного фундаментального труда. Дело в том, что двухбалочная схема была опробована почти во всех классах самолетов. По такой системе строились истребители и бомбардировщики, транспортники и пассажирские самолеты, и даже беспилотные летательные аппараты. Каждый раз применение двухбалочной схемы было обусловлено той или иной причиной. Однако, несмотря на все успехи, подобные системы не получили широкого распространения и не вытеснили классическую схему. Главная причина этого – необходимость создания компактных и прочных хвостовых балок. Кроме того, сравнительно небольшие размеры этих агрегатов самолета не позволяют в полной мере использовать их объем. К примеру, на американских транспортниках внутри балок были только тяги управления рулями.
Так что создание самолета именно двухбалочной схемы требует определенных оснований. Эта компоновка имеет ряд характерных «врожденных» плюсов и минусов, сочетание которых не всегда может благотворно сказаться на конструкции определенного самолета или на его практических перспективах. Поэтому на протяжении долгих лет двухбалочная компоновка самолетов по распространению уступает классической из-за меньшей универсальности. Тем не менее, в будущем обязательно появятся новые типы самолетов с укороченным фюзеляжем и хвостовым оперением, закрепленным на двух балках. Главное, чтобы в случае каждого конкретного проекта применение такой схемы было оправданным и обоснованным.
44. Самолёты - стартовые площадки околокосмических кораблей SpaceShip One и Two. Scaled Composites Model 318 White Knight, Oshkosh 2005