Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки, Трансполярной магистрали

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (10) 1 [2] 3 4 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
ddm2003
22.01.2014 - 09:13
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
26

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:13
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
Среднестатистический лагерь здесь представлял собой огороженный колючей проволокой периметр 500×500 метров со сторожевыми вышками, одноэтажными жилыми бараками, столовой и штрафным изолятором. В одном таком образовании размещалось от 500 до 1000 человек. За периметром находились дома охраны и вольнонаемных рабочих, магазин, баня, склады, клуб.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:13
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
28

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:13
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
29

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:14
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
А так выглядел раньше и выглядит сейчас поселок Ермаково, один из крупнейших на стройке (до 15 тыс. жителей), расположившийся на левом берегу Енисея, недалеко от Игарки. Здесь фактически находился штаб стройки №503 (восточной половины дороги), тут успели даже построить электростанцию, депо, клуб, поликлинику, шесть магазинов, гостиницу, школу-десятилетку, дом младенцев, куда сдавали детей заключенных матерей, ресторан и некоторые другие элементы обычной на большой земле, но такой редкой здесь инфраструктуры.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:14
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
31

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:14
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
32

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:14
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
33

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:14
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
В сравнении с прочими лагерями системы ГУЛага на строительстве Трансполярной было относительно неплохо. Здесь крайне тяжелые условия труда заключенных несколько компенсировались более высокой нормой питания. На стройке даже работал свой передвижной театр. Смертность, по воспоминаниям выживших очевидцев, была относительно невелика.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:15
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
35

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:15
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
36

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:15
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
37

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:15
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
Кроме десятков тысяч человек, предоставленных ГУЛЖДС, здесь было немало и комсомольцев, и прочих энтузиастов, прибывших сюда, по сути, по зову сердца и соответствующей путевке.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:16
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
Кроме климата, работы на линии Салехард — Игарка осложнялись ее удаленностью от большой земли. Качественные строительные материалы «на месте» практически отсутствовали, их вынуждены были доставлять из Салехарда по уже построенным километрам дороги или с помощью Северного морского пути через Игарку.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:16
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
Малые реки дорога пересекала по деревянным мостам. Мосты через крупные реки Барабаниха и Маковская сооружались куда более капитально: из металла на бетонных опорах длиной в 60 и 100 метров соответственно. Впрочем, деформации и разрушения из-за таяния и последующего замерзания грунтов не избежало ни одно из сооружений, построенных по «облегченным техническим условиям».

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:16
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
41

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:16
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
42

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:16
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
Через великие сибирские реки Обь и Енисей мосты не строились вовсе. Летом использовались специальные паромы, зимой наводились ледовые переправы.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:17
18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
Рельсы, разумеется, тоже доставлялись с большой земли. Всего исследователи обнаружили на трассе 16 разных их видов, включая дореволюционные и трофейные.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:17
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
В августе 1952-го, как и было запланировано, открыли рабочее движение на участке Салехард — Надым, к марту следующего года между населенными пунктами уже даже ходил пассажирский поезд. Однако его скорость (да и скорость грузовых составов, использовавшихся для снабжения строительства) из-за крайне низкого качества железнодорожного полотна была невелика и в среднем составляла 15 км/ч, даже близко не достигая нормативных показателей. Но даже в такой ситуации сходы составов с рельсов были часты и повсеместны.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:17
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
К весне 1953 года в общей сложности было построено около 700 километров Великого Северного пути, больше половины всей длины магистрали, но 25 марта 1953 года выходит очередное постановление Совета министров СССР, согласно которому строительство железной дороги Салехард — Игарка прекращалось. Началась немедленная и стремительная эвакуация рабочей силы. По большинству оценок, за несколько месяцев из междуречья Оби и Енисея было вывезено на большую землю до 100 тыс. человек.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:18
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
Объяснялось такое волюнтаристское с первого взгляда решение очень просто: 5 марта 1953 года умер Сталин, а вместе с ним была сперва вроде бы законсервирована, а потом окончательно брошена и Трансполярная магистраль. Железная дорога, невиданными темпами сооружавшаяся в экстремальных природных условиях, оказалась стране не нужна.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:18
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
Всего в землю и болота западносибирской приполярной тундры было в буквальном смысле закопано 3,2 млрд рублей, так нужных поднимавшемуся из руин Советскому Союзу. Эта сумма составляла 12,5% капитальных вложений СССР в железнодорожное строительство за пятилетку 1946—1950 годов и около 2% всех капитальных вложений СССР за тот же период. Сколько жизней унесли стройки 501 и 503, точно уже не установить.

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:19
31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
Строительная, железнодорожная техника и прочие материальные ресурсы, которые можно было эвакуировать, были вывезены с магистрали, остальное просто брошено, как, например, это депо у реки Таз с несколькими паровозами серии «Ов», легендарными «овечками», самым массовым паровозом Российской империи. Участок с ними был изолирован от остальной дороги, поэтому паровозы и остались здесь своеобразным памятником «стройке века».

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
ddm2003
22.01.2014 - 09:19
38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 9052
50

Мертвая дорога-призрак:трагическая история стройки
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 96586
0 Пользователей:
Страницы: (10) 1 [2] 3 4 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх