Во вторник 19 сентября 1989 года в небе над пустыней Тенере и в окрестностях Бильмы был взорван DC-10-30 французской авиакомпании Union de transports aériens (UTA), в результате чего погибли 170 человек. Французский суд в 1999 г. признал виновными в этом преступлении заместителя начальника ливийской разведки и его подчиненных. Крупнейшая авиакатастрофа на территории Нигера.
Самолёт выполнял плановый рейс UT-772 по маршруту Браззавиль — Нджамена — Париж, а пилотировал его экипаж, состоящий из командира Жорж Равено (фр. Georges Raveneau, 40 лет), второго пилота Жан-Пьер Эннекен (фр. Jean-Pierre Hennequin, 38 лет, находился в левом кресле), проверяющего Мишеля Крезе (фр. Michel Crézé, 41 год) и бортинженера Алена Брику (фр. Alain Bricout, 28 лет).
Полёт до Нджамены прошёл без замечаний. В аэропорту с самолёта сошли 9 пассажиров и поднялись на борт 79, направляющихся в Париж. Также в баки было залито 49,4 тонн топлива. Всего на борту авиалайнера находились 14 членов экипажа и 156 пассажиров. Общий вес составлял 187,7 тонн, что находилось в пределах нормы. После стоянки в 1 час, в 12:13 DC-10 вылетел из аэропорта Нджамены. Согласно плану полёт должен был проходить на эшелоне 350 (35 тысяч футов или 10,7 километров) через опорные точки Bosso ruen, Inisa ruen, Djanet ruen и далее уже по стандартной трассе на Париж. В 12:32, на 5 минут ранее ожидаемого, экипаж доложил диспетчеру в Нджамене о пролёте Bosso и занятии эшелона 350. Затем в 12:34 экипаж доложил о расчётном времени пролёта Inisa в 13:10. Это была последняя радиопередача с рейса 772.
Когда в диспетчерском центре Нджамены не получили доклада с рейса 772 о прохождении пункта Inisa, то в 14:30 они объявили процедуру INCERFA (стадия неопределённости), в 15:55 — ALERFA (стадия тревоги), а в 16:14 — DETRESFA (стадия бедствия). Начатые аварийными службами поиски самолёта были приостановлены в 17:30 в связи с наступлением темноты. Утром 20 сентября в 6:35 в пустыне Тенере на северо-востоке массива Термит и на трассе полёта были обнаружены обломки авиалайнера.
Все 170 человек на борту погибли. На 2013 год катастрофа рейса 772 по числу жертв является крупнейшей авиакатастрофой на территории Нигера и 4-й с участием DC-10.
Расследование
Как показало изучение обломков и данных с бортовых самописцев, в 13:59, на 46-минуте полёта и когда самолёт летел на эшелоне 350, в грузовом отсеке взорвалась бомба, находящаяся в чемодане на месте 13R. Взрывной волной авиалайнер разорвало на несколько частей, которые упали неподалёку от Бильмы. По предварительной версии, бомба была заложена в аэропорту Браззавиля, где отсутствовали необходимые меры безопасности[
В ходе дальнейшего расследования удалось установить, что взрыв был организован по указанию властей Ливии в связи с военной помощью Франции Чаду в период чадско-ливийского конфликта.
Следователи получили признание одного из подозреваемых, члена оппозиции в Конго, который помог завербовать другого члена оппозиции, пронесшего бомбу на порт самолета. Французские власти официально обвинили в преступлении шесть ливийцев:
Абдаллу Сенусси, мужа сестры жены Муамара Каддафи, заместителя главы ливийской разведки;
Абдаллу Элазрагха, советника ливийского посольства в Браззавиле;
Ибрагима Наэли и Арбаса Мусбаха, специалистов по взрывчатым веществам ливийской спецслужбы;
Иссу Шибани, агента, который приобрел таймер для бомбы;
Абдельсалама Хаммуду, подчиненного Сенусси, непосредственно организовавшего взрыв.
В 1999 году все шестеро были заочно осуждены парижским судом
Это сообщение отредактировал akelapromah - 12.11.2013 - 09:07