Последний налёт Цеппелинов на Великобританию состоялся 5 августа 1918 г. В нём участвовали 5 Цеппелинов R типа. Флагман был расстрелян над Северным морем британским самолётом DH4. Командир корабля Peter Strasser и 23 члена экипажа погибли. Остальные Цеппелины сбросили бомбы в море, и ушли домой.
Всего в налётах на Великобританию с 1915 по 1918 г. участвовало около 50 дирижаблей. Состоялось 12 рейдов на Лондон, и 40 на остальные части Великобритании.
Без сомнения, дирижабль жесткой конструкции был великим открытием, важным этапом в мировой авиации. К сожалению, это интересное техническое новшество было практически целиком использовано в военных целях во время империалистической войны. Увлечение дирижаблями, чтобы иметь их в постоянной готовности, стоило Германии огромных средств. Потери Великобритании от воздушных налётов можно оценить как незначительные. Например, на строительство дирижаблей Германия затратила средств в 5 раз больше, чем стоимость ущерба, нанесённого авиа налётами Великобритании. Основной эффект был психологическим. Великобритания была вынуждена отвлечь с Западного фронта более 10 000 человек, самолёты, прожекторы, зенитную и другую технику.
Рейды Цеппелинов были очень дорогими и малоэффективными, Только для набора и обучения экипажа одного дирижабля требовалось четыре года, а всего экипаж состоял из 20-25 человек разных военных специальностей. Кроме того, значительные штаты требовались и для наземного обслуживания, например, для поднятия в воздух и заведении в ангар при сильных порывах ветра, требовалось усилия 200 человек, удерживавших дирижабль за ванты. Наземный технический персонал состоял обычно из 20-25 человек.
И все же по окончании первой мировой войны строительство больших воздушных кораблей продолжилось. Но это уже другая история.
Это сообщение отредактировал zloybublik - 10.09.2009 - 19:07