По мнению Умберто Эко, если в обществе наблюдается 6—7 признаков из этого списка, то оно близко к наступлению фашизма[55]:
Культ традиции; культурный синкретизм, подразумевающий пренебрежение к противоречиям в содержащих высшую истину древних откровениях.
Неприятие модернизма, иррационализм. В пример приводится противопоставление «крови и почвы» «дегенеративному искусству» в нацистской Германии.
Культ «действия ради действия», недоверие к интеллектуальному.
Неприятие скептицизма: сомнение трактуется как предательство.
Ксенофобия, расизм.
Буржуазность, опора на средний класс.
Национализм; одержимость теориями заговора, культивация чувства нахождения в осаде.
Враг изображается как крайне мощный, чтобы последователи чувствовали себя униженными, и в то же время достаточно слабый, чтобы его можно было одолеть.
Жизнь понимается как непрерывная война, а пацифизм — как сотрудничество с врагом.
Элитизм, презрение к слабым.
Культ героизма и культ смерти.
Мачизм, сексизм, неприятие нестандартного сексуального поведения.
«Избирательный популизм»: индивидуумы воспринимаются не иначе как единый монолитный Народ, чью волю выражает верховный лидер. Неприятие парламентаризма.
Использование новояза.
По мнению Вольфганга Виппермана, основными чертами идеологии фашизма являются[19][уточнить]:
традиционализм,
национализм,
корпоративизм
антилиберализм,
антикоммунизм,
экстремизм,
этатизм,
элементы популизма,
милитаризм,
часто — вождизм,
декларирование опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам.
По мнению И. В. Мазурова, как государственная система правления, фашизм — это не авторитаризм, а тоталитаризм, между которыми существенная разница[56].