История МИ-24, 11 фот с текстом

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) 1 [2]   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
galawar
24.04.2009 - 20:28
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 22.04.09
Сообщений: 83
познавательно. плюзадын
 
[^]
skapitan
24.04.2009 - 20:31
0
Статус: Offline


если я бегу, бегите за мной

Регистрация: 7.11.08
Сообщений: 1709
"ШАЙТАН-АРБА" ПОД ОГНЕМ.

Потери и повреждения Ми-24 в Афганистане.

С. Артамонов*, М. Жирохов, А. Котлобовский.

Во второй половине минувшего века участие в войнах и конфликтах начали
принимать вертолеты. Поначалу они использовались как транспортно-эвакуационное средство, а с конца 50-х г.г. - и как боевое для огневой поддержки наземных войск. Пальма первенства здесь принадлежит французам,
однако они использовали в боях обычные транспортные машины, вооруженные
пушками, пулеметами, НАР и ПТУР. Они нашли многих последователей во всем миру, в т.ч. в США. Последние же, развив идею далее, создали и приняли на вооружение первый в мире специализированный боевой вертолет, к тому же оснащенный бронезащитой - знаменитый АН-1 Cobra.

Он появился над полем боя в 1967 г. - в разгар войны в Юго-Восточной Азии.
На "Кобрах" воевали Армейская авиация и Авиация Корпуса морской пехоты США. Масштабы применения АН-1 были весьма серьезными. Так, к началу 1970 г. 1-я бригада Армейской авиации насчитывала в своем составе 447 "Кобр". Соответствующими были и потери американцев, составившие 295 АН-1: у Армии 285 и КМП - 10.

СССР, как известно, создал свой "ответ Чемберлену" - боевой Ми-24, который также не остался без реальных дел (см. АиВ 3/97). Одной, едва ли не наиболее яркой, главой в его биографии было участие боевых действиях советских Вооруженных Сил в Афганистане. В отличие от американцев, единовременное наличие боевых вертолетов на ТВД редко превышало сотню машин. Тем не менее, их экипажи проделали в интересах наземных войск большую и полезную работу. Противник боялся "двадцатьчетверок" и, в то же время, ненавидил их. По заявлению одного из полевых командиров, "этот вертолет был самым ненавистным в течение многих лет". И недаром душманы прозвали его "шайтан-арба", т. е., "дьявольская повозка". Понятное дело, что Ми-24 были среди приоритетных целей для всех видов оружия, имевшегося у моджахедов. Но, не смотря на активное противодействие средств ПВО противника, за 10 лет войны потери Ми-24 составили 78 (по др. данным - 80) единиц, их экипажей - 149 человек.

В предлагаемом материале авторами сделана попытка рассмотреть случаи потерь вертолетов данного типа и проанализировать их причины.

Истребительная авиация.

Как известно, противник в Афганистане никакой авиацией не располагал, однако, тем не менее, экипажи, действовавшие в районах, примыкавших к границам с Ираном и Пакистаном, вынуждены были считаться с потенциальной угрозой, исходившей от ВВС упомянутых стран. Вскоре опасность, что касается пакистанцев, приняла вполне реальные очертания. Патрулировавшие свою границу истребители южного соседа вторгались в афганское воздушное пространство и совершали атаки советских и афганских ЛА. Иногда таковые
осуществлялись и пуском ракет через линию границы. Известны четыре случая подобного рода.

Февраль 1985 г. Через линию границы произведен пуск УР класса "воздух - воздух" (далее по тексту - РВВ) AIM-7C Sparrow (мощность БЧ - 36 кг).
В результате прямого попадания вертолет был сбит.

3 октября того же года близким разрывом (в пяти - шести м от правого борта) прилетевшего "оттуда" "Спарроу" получил повреждения Ми-24П полковника А. Семенова. Загорелся, и, в конечном итоге, разрушился, правый двигатель, иссечены осколками несущий винт, фюзеляж и топливные баки. Тем не менее, летчик дотянул до своего аэродрома и сумел благополучно произвести посадку. После произведенного ремонта машина возвратилась в строй.
12 августа 1986 г. Ми-24ВП полковника В.К. совершал патрульный облет пакистанской границы. В этом вылете вертолет был вооружен двумя РВВ Р-60М. Внезапно по СПО пошло предупреждение о том, "вертушку" облучают РЛС двух истребителей. Не ожидая их атаки, летчик развернул "двадцатьчетверку" навстречу противнику и, произведя захват одного их самолетов, выпустил по нему ракету. Однако, один из пакистанцев произвел пуск своего "Сайдуиндера" (РВВ AIM-9L Sidewinder) несколько раньше, а затем оба F-16, спасаясь от советской УР, срочно повернули и скрылись в своем воздушном пространстве. Ракета противника угодила в крыло и снесла его начисто. Тем не менее, детонации БЧ подвешенного под ним вооружения не произошло, и В.К. долетел до своего аэродрома. Произведенный здесь ремонт ограничился установкой новой плоскости и заделкой в фюзеляже пробоин от осколков.
22 мая 1987 г. Ми-24П летчика В.Александрова обстрелян через границу двумя "сайдами". Александров, вовремя заметивший опасность, поставил помехи, и обе УР ушли на импульс с ЛВВ-166. Пакистанцы не успокоились. С F-16 по вертолету выпустили еще две ракеты, одна из которых попала в левый двигатель, разнеся бронекапот, и вывела его из строя. Затем произошел пожар. На подходе к своему аэродрому в машину угодил еще и "Стингер", причем - все в тот же левый двигатель. Тем не менее, вертолет благополучно приземлился, а затем его отправили на ремонт в Союз.

Переносные зенитно-ракетные комплексы.

Среди всех систем ПВО наибольший резонанс вызывало применение переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), эффективность которых превозносилась в СМИ, и на их счет записывалась не менее половины всех потерь летательных аппаратов, в т.ч. и Ми-24, в ходе боевых действий в Афганистане. На самом же деле при помощи упомянутых средств моджахеды смогли сбить всего 29 "двадцатьчетверок". Тем не менее, появление на данном ТВД упомянутых систем, особенно "Стингеров", вынудило советскую авиацию, в первую очередь вертолеты, в т.ч. и Ми-24, во избежание крупных потерь, изменить свою тактику, что повлеккло снижение эффективности их воздействия по вражеским объектам и живой силе.

Появление ПЗРК в отрядах моджахедов отмечено еще в 1980 г., но освоение комплексов боевиками затянулось, и первые реальные пуски были произведены лишь в 1981 г. Надо сказать, что противник использовал целую гамму ПЗРК различных типов и происхождения: советские "Стрела-2", "Стрела-2М", а также их египетские, иранские и китайские копии, американские Red Eye и знаменитые Stinger, британские Blowpipe и Javelin. Всего же отряды оппозиции получили за время войны против советских войск порядка 3000 ПЗРК. Каждый год их количество в отрядах моджахедов росло весьма существенными темпами. Так, если в середине 1984 г. их насчитывалось порядка 150 единиц, то в апреле 1987 г. 341, а к концу 1988 - 691 г. И это - несмотря на, довольно-таки, их серьезные потери. Так, за время время боевых действий частями и подразделениями 40-й армии было уничтожено, по неполным данным, 330 ПЗРК и захвачено 366. Интенсивность применения систем из года в год росла. Так, если в 1984 г. было отмечено 62 пуска, в 1985 141, в 1986 847, а в первые три с половиной месяца 1987 г. - 86.

Поначалу вертолетчики на себе испытали действие продукции советского же ВПК - последствия "братской помощи" в виде "Стрел". Эти ПЗРК оказались в руках моджахедов с самого начала войны и попали к ним разными путями. В первую очередь небольшое их количество принесли в отряды оппозиции дезертиры из правительственной армии. Второй путь - поставки из-за рубежа: Египта, КНР, Ирана. Египтяне, вообще, были первыми получателями ПЗРК из СССР, а затем Союз предоставил Стране Пирамид лицензию на производство комплексов с условием применения их лишь на антиизраильском фронте. В Москве и в страшном сне не могли увидеть, против кого это оружие будет повернуто. Египтяне выпускали "Стрелу-2" под названием "Айн-ас-Сакр" (Ayn as Sakr ), а затем на её базе создали более совершенную "Сакр Ай" (Sakr Eye). Китайцы в 1972 г. украли два образца из эшелона, шедшего через территорию КНР с партией комплексов во Вьетнам и, после детального изучения, начали выпускать у себя как HN-5A (Hongying-5A/ "Хонин-5А") . В Иран комплексы были поставлены еще при шахе. Кроме того, после победы исламской революции муллы наладили их производство на своих заводах. благо, было достаточно инженерных кадров, подготовленных на Западе.

ПЗРК "Стрела-2" (9К32) создан в СКБ Госкомитета оборонной техники СССР под руководством Главного конструктора С.П. Непобедимого, принят на вооружение Советской Армии в 1968 г. и прошел боевую обкатку на Суэцком канале в 1969 г., после чего начались его поставки союзным и дружественным армиям , а также вооруженным формированиям различных национально-освободительных движений, многие из которых, в свою очередь,оказались спонсорами террористических и антисоветских организаций.

Комплекс предназначен для борьбы с воздушными целями, летящими на высотах от 50 до 1500 м со скоростью до 220 м/с на расстоянии до 3,4 км. Пуск ракеты производится исключительно вдогон. Вероятность поражения ЛА одной ракетой - 0,19 - 0,25.

Ракета 9М32 состоит из четырех отсеков:

- тепловой головки самонаведения (ТГСН), предназначенной для захвата цели до пуска ЗУР, слежения за ней и формирования необходимых команд наведения; основная часть ее - охлаждаемый жидким азотом фотоприемник;
- рулевого с аппаратурой управления;
- БЧ массой 1,17 кг осколочно-фугасного действия с контактным взрывательным устройством, оснащенным двумя степенями предохранения и механизмом самоликвидации, который срабатывает в случаях промаха спустя 11 - 14 секунд;
- двухступенчатого ТРДД, разгоняющего ракету до 430 - 450 м/с.

Главным недостатком комплекса была невозможность стрельбы на встречных курсах ввиду применения ТГСН с малой чувствительностью. Для расширения боевых возможностей была проведена его доработка, в результате чего в 1970 г. на вооружение СА принимается ПЗРК "Стрела 2М" (2К32). В нем была обеспечена стрельба на встречных курсах по целям, летящим со скоростью до 150 м/с. Скорость поражаемого вдогон ЛА выросла до 260 м/с, дальность пуска до 4,2 км, высота - до 2300 м. Процессы захвата цели ТГСН и пуска ЗУР были автоматизированы.

Небольшой серией в 700 единиц был выпущен комплекс "Стрела-2М2" (2М32М2), отличавшийся применением двуокиси углерода для охлаждения ТГСН. Эту модификцию не приняли на вооружение Советской Армии, т.к. на подходе была более соверщенная "Стрела-3", а пошла исключительно в "дружественные" страны, в т.ч. и в Афганистан. Именно она же выпускалась серийно в Иране.

Китайцы скопировали "Стрелу-2М", несколько доработав ее. Так, у них получилась более мощная БЧ, а охлаждение головки самонаведения осуществляется жидким аммиаком. ПЗРК оснастили инфракрасным прицелом.
Досягаемость по высоте составила 2500 м, а по дальности - 4000 м.

У "Сакр Ай" в результате доработок дальность пуска составила 4400м, а потолок - 2400 м. ПЗРК может обстреливать вдогон цели, летящие со скоростью до 280 м/с. При необходимости система оснащается либо инфракрасным пассивным, либо опто-электронным прицелом.

А теперь - отдельные факты применения "стрел" против "двадцатьчетверок". Октябрь 1983 г. По одному из Ми-24Д были произведены пуски нескольких ракет, две из которых угодили в машину. На борту возник пожар. Летчик пытался вынужденно посадить вертолет, но не смогл справиться с управлением из-за слишком высокой скорости "вертушки". Ми-24 разбился, авиаторы погибли. По всей видимости, это был экипаж к-на Меньшойкина, потерянный 3 октября.

В июне 1984 г. отряд душманов с расстояния 3 км произвел пуск пятью "стрелами". Две поразили Ми-24 в топливные баки. Из-за серьезной утечки горючего и начавшегося пожара на борту экипаж покинул машину с парашютами.

В ходе другого вылета после попадания "Стрелы" в двигатель он был выведен из строя, и на борту начался пожар. Тем не менее, вертолет благополучно вернулся на базу. Это была первая посадка Ми-24 в боевых условиях на одном двигателе, со вторым, уничтоженным огнем противника.

Апрель 1988 г. В ЭВУ Ми-24В к-на П.Н. Майданова по касательной попала "Стрела-2М2". Из-за разрыва в ЭВУ на большом расстоянии от вертолета по бронекапоту редуктора ударили девять тяжелых осколков. По пути на базу капот и ЭВУ отвалились. Ремонт выполнен в тот же день.

В нескольких случаях "стрелы" применялись совместно с ПЗРК других типов, о чем будет сказано ниже.

Что касается применения "стрел" против "кобр" в Индокитае, то, в целом, успешность действия комплексов против боевых вертолетов янки соспоставима с афганской ситуацией: 25-ю пусками там были уничтожены 18 "кобр", и все - за 1972 г. "Черным" для американцев оказался день 12 мая, когда в ходе боев в районе г. Анлок за полчаса данными ПЗРК сбиты пять АН-1...

Из западных образцов ПЗРК поначалу, в 1982 г., в Афганистане появились старые FIM-43A Red Eye, поставленные американцами по линии ЦРУ. Это - первая в мире система подобного назначения, разработка которой началась в 1959 г. и неоднократно прерывалась, но с 1963-го была возобновлена окончательно. На вооружение ВС США принята в 1965 г. Комплекс включает в себя саму ЗУР, пусковую установку и блок батареи-охладителя. Сама ракета оснащена инфракрасной (ИК) ТГСН, охлаждаемой фреоном. Поиск цели и ее сопровождение производится при помощи 2,5-кратного оптического прицела. Пуск ЗУР производится исключительно вдогон. Цель поражается при помощи осколочно-фугасной БЧ массой более 1 кг, при этом масса ВВ, в зависимости от модификации, колеблется от 0,56 до 0,7 кг. Изнутри двухслойный корпус боеголовки имел проточки запланированного дробления, при помощи которых при взрыве получалось 80 15-граммовых осколков, разлетавшихся со скоростью до 900 м/с. В сочетании с достаточно мощным фугасным действием БЧ они, в принципе, могли пробить даже 8-мм бронеплиты основных агрегатов, не говоря уже о 5-мм плитах кабины экипажа. Надо сказать, что "Ред Ай" создавался для вывода из строя цели прямым попаданием. Дальность поражения ЛА противника при его максимальной скорости полета в 230 м/с колеблется от 0,5 до 3,5 км. Диапазон высот - от 30 до 1500м. В случае промаха через 15 сек срабатывает самоликвидатор. Вероятность поражения - 0,3 - 0,5.

Данному комплексу присущи следующие недостатки: уже упоминавшаяся возможность стрельбы только в заднюю полусферу цели, чрезмерная чувствительность ТГСН, что позволяло легко уводить ее с боевого курса при помощи термоловушек, ограниченные 25-ю градусами угол обзора прицела и 40 секундами - время работы батареи. Последние два фактора приводили к тому, что малоопытные операторы не всегда укладывались в интервал между обнаружением цели и пуском ракеты, и часто случалось, что батарея садилась еще до того, как был произведен надежный захват ЛА противника...

В ходе боевых действий выявилась абсолютная моральная устарелость данных ПЗРК. Так, оказалось, что захват вертолетов, не оснащенных ЭВУ, возможен лишь на расстоянии, не превыщающем 1,5 км, а с устройством - всего 1 км.
Отстрел термоловушек всегда уводил эти ракеты с курса, а установка на вертущки станций импульсных ИК помех ЛВВ-166 "Липа" свело вероятность попадания ЗУР "Ред Ай", практически, к нулю. Также оказалось, что оба типа взрывателей ЗУР, контактный и бесконтактный, не отличались надежностью. Бывало, что ракета могла пролететь в сантиметрах от корпуса, не разорвавшись, а при прямом попадании разбитьтся вдребезки о броню либо застрять намертво в дюралевой обшивке. Упомянутые факторы привели к тому, что советские летчики, как правило, игнорировали данные ЗРК, беспроблемно уходя от их ракет. Всего же за 1982 - 86 г.г. моджахеды с помощью этих систем сбили всего два Ми-24Д и один Су-25. В одном случае ракета угодила в УБ-32-24. Боекомплект сдетонировал. Экипаж погиб. Во втором ЗУР попала в корму, вызвав пожар. По пламени навелись еще две "Реде Ай", поразившие вертолет в центроплан и редуктор, который вышел из строя. Машина потеряла управление и разбилась. Никто не выжил.

В нескольких случаях "красноглазым" удавалось повредить несколько "двадцатьчетверок". Так, 23 июня 1984 г. Ми-24В к-на В. Смирнова подвергся обстрелу двенадцатью ЗУР "Ред Ай". Одна из них влетела в крыло и не взорвалась, другая пробила брешь в ЭВУ, третья разорвалась на бронеплите двигателя, не причинив ему вреда, взрыватель четвертой сработал у кормы, вызвав утечку топлива и пожар за пределами машины. Затем по вертолету душманы выпустили еще семь этих ракет, но летчик применил термоловушки, и все ЗУР ушли в "молоко". Ми-24 дотянул до своего аэродрома и вскоре был возвращен в строй.

Март 1985 г. В автомат перекоса попадает одиночная ракета, однако экипаж сумел справиться с ситуацией и совершить мягкую вынужденную посадку.

Две "Ред Ай" попали в бронекапот редуктора, погнув и сорвав его. На аэродроме весь ремонт и ограничился установкой нового капота.

В конечном итоге, "воины Аллаха" сами же отказались от применения FIМ-43.
Пожалуй, единственным достоинством ракеты было достаточно сильное поражающее действие БЧ, обеспечивавшееся мощным фугасным действием, дополненным тяжелыми осколками.

Наибольшую известность в ходе войны в Афганистане получили знаменитые "Стингеры". Всеракурсный ПЗРК FIM-92 Stinger (буквально: "Тот, кто жалит") создан компанией "Дженерал Дайнемикс" по заказу Пентагона в 1978 г., а испытания его проводились в 1979 - 1980 г.г. На вооружение принят в 1981 г., а в 1983-м началось его серийное производство.

В Афганистан было поставлено около 500 комплексов двух модификций: с ЗУР FIM-92А, укомплектованными ИК ГСН с диапазоном длин волн 4,1 - 4,4 мкм, и с FIМ-92B (ПЗРК Stinger-POST). Последняя оснащена ГСН, работающей как в ИК, так и в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне волн. Это - большое достоинство, поскольку детекторы обоих видов излучений, работая в одном контуре с двумя цифровыми микропроцессорами, осуществляют т.н. розеткообразное сканирование, что обеспечивает высокие возможности селекции цели в условиях фоновых помех, а также защищенность от средств противодействия ИК диапазона. Также имеется еще ПЗРК FIМ-92Си Stinger RMP - дальнейшее развитие FIМ-92B с ГСН, оснащенной перепрограммируемым микропроцессором со сменными блоками памяти. Но данных о поставках в Афганистан данной модификации не имеется.

ПЗРК включает в себя: ЗРК в транспортно-пусковом контейнере, оптический прицел, блок энергоснабжения и охлаждения с электробатареей и емкостью с жидким аргоном, аппаратуру опознавания "свой-чужой". Общая масса ПЗРК в боевом положении - 15,7 кг. Дальность стрельбы по цели колеблется от 500 до 5200 м на догонных курсах и до 1000 м - на встречных. Высота поражения - 30 - 3500 м. Максимальная скорость полета ракеты 700 м/с, цели - 400 м/с. Вероятность поражения - 0,4 - 0,6.

Боевое снаряжение ЗУР массой до 3 кг включает осколочно-фугасную БЧ, оснащенную 450-ю трехграммовыми кубическими ПГЭ.

Практика боевого применения показала, что готовые элементы решетили обшивку, в частности, в проекции топливного бака, вызывая серьезную утечку горючего, а, иногда, и пожар, иссекали лопасти хвостового и несущего выинтов, снижая эффективность последнего на 30 - 50 %, могли перебить тяги управления ХВ и гидравлические шланги, но не причиняли особого вреда агрегатам, защищенным броней. Правда, за счет действия фугасного фактора и плотности поля осколков отмечались случаи повреждения двигателя либо срыва бронеплиты. И даже в случае прямого попадания одного "Стингера" в Ми-24 сбить его было, прктически, невозможно. Исключениями были случаи поражения хвостовой балки, боекомплекта либо топливных баков.

Тем не менее, в Москве оценили "Стингер" как весьма грозную систему. Была создана особая комиссия для предметного анализа потерь и повреждений, нанесенных данным ЗРК в ходе боевых действий. Специалисты, в ней работавшие, пришли к выводу, что "при достаточной бронированности Ми-24В и П, малая степень повреждений, наносимых "Стингером", объяснялась прежде всего тем, что "Стингеры" первых модификаций были рассчитаны, прежде всего, на поражение сверхзвуковых небронированныых целей попаданием не в область сопла, а в центроплан и поражением плотным слоем легких ПГЭ".

Здесь проявился т.н. метод "оловянного смещения", не применявшегося на ПЗРК других типов - алгоритма, согласно которому ракета била с упреждением сопла цели и, как правило, попадала в наиболее защищенный двигатель. Живучесть силовой установки, к тому же, повышала установка двух двигателей и размещение между ними 20-мм бронелиста из титанового сплава ТВТ. Если же "движок" был подбит и "коптил", "Стингеры" били по нему.

Вообще, ПЗРК данного типа редко давали прямое попадание в фюзеляж вертолета. В 80 случаях из ста разрыв происходил в 0,3 - 1 м от него. При попадании же ракета встречалась с корпусом вертолета под углом 70- 90 грд, из-за чего поток ГПЭ и взрывная волна проходили параллельно обшивке.

Всего по Ми-24 отмечены 563 пуска "Стингеров". Попаданий - 89. Из них лишь 31 привело к гибели 18 вертолетов. Некоторые из них сбиты двумя - тремя ракетами либо совместно с другими средсвами ПВО: "Стрелами", ЗПУ, МЗА.
С одного попадания были уничтожены всего два Ми-24:В и П.

По данным "Росвертола", всего же пусками ПЗРК данного типа повреждены 43 Ми-24. Одной ракетой - 31: 22 вернулись на аэродром, 9 совершили вынужденную посадку. Двумя и более - 12. Семь вернулись, а пять вынужденно сели на местности. Всего совершивших вынужденную посадку машин было четырнадцать. Из них восстановлению не подлежали четыре единицы. Еще две были уничтожены, дабы не достались врагу. В строй вернулись восемь.

Отметим также, что восемь из этих Ми-24 выдержали еще попадание ПЗРК "Стрела".

В Союз на ремонт после поражения "Стингером" пришлось отправлять всего 12 Ми-24. Все были восстановлены.

Для борьбы со "Стингерами" экипажи применяли стандартные средства: термоловушки и ЭВУ "Липа". Отстрел ловушек помагал слабо: ракета уводилась от вертолета всего в 27 % случаев, против, например, 54 % у той же "Стрелы". А с использованием ЭВУ 70 % ЗУР уходили на ИК импульс "Липы".
Кроме того, в этом случае дальность захвата ИК ГСН "Стингера" Ми-24 снижалась до 1800 м. По всей очевидности, ЭВУ, установленные на Ми-24, - одни из лучших в мире. В них температура выхлопных газов на выходе снижается до 370 грд, а струя от нсущего винта, кроме того, размывая, снижала почти вдвое контрастность машины.

Для облегчения вертолета и снижения его миделя летом многие летчики снимали ЭВУ, летая без них, однако "Стингеры" прощали подобное к ним "неуважение". Как вспоминал один из летчиков, "Липа" просто сводила "Стингеры" с ума. Они петляли и изворачивались в ее лучах, разрываясь, в конце концов, в паре десятков метров от вертолета. Даже летом, в горах, когда мы снимали ЭВУ для облегчения машин, "Стингеров можно было не бояться!"

Также против данных ЗРК помогал маневр уклонения, названный вертолетчиками "фаталист" или "нахалка". Обнаружив пуск "Стингера" и его устойчивый захват летчики поворачивали на ракету и шли прямо на нее, затем слегка дотворачивали вправо и за одну две секунды до "контакта" резко "давали влево" с креном под 90 грд. "Стингер", реагируя, притом с упреждением, на правый поворот, из-за инерции не мог сразу же переходить на левый "галс" и терял цель. Если при этом работала "Липа", то ЗУР сворачивала на ее импульс. В 65 % всех случаев при выполнении данного маневра, удавалось избежать, казалось бы, неизбежного попадания ракеты.

Как показал опыт боевых действий, ПЗРК данного типа оказались весьма эффективными против реактивных самолетов, в первую очередь Су-17 и МиГ-21 и даже бронированых Су-25. Процентное отношение потеряных машин к пускам "стингеров" следующее: реактивных самолетов суммарно - 7,2%, а Су-25 - 4,7%, Ми-24 3,2, Ми-8 - 18%(!).

Впервые в Афганистане (боевой дебют ПЗРК состоялся в 1982 г. на Фолклендах) "стингеры" были применены 25 сентября 1986 г. в районе Джелалабада отрядом некоего инженера Гаффара из Исламской партии Гульбеддина Хекматияра. В тот день группа из 35 человек устроила засаду в районе местного аэродрома, обстреляв возвращавшуюся с рутинного задания по разведке и уничтожению караванов восьмерку боевых и транспортных вертолетов 335-го полка.

Первой целью стал Ми-24В к-на А. Селиванина. Одна ЗУР промахнулась, вторая угодила в десантную кабину, убив техника, а также изрешетив два топливных бака. Третья вызвала пожар. Уцелевшие покинули "вертушку" с парашютами. Т.о., машина Селиванина стала первой "24-кой", да, и, вообще летательным аппаратом, сбитым в Афганистане

Неприятности же продолжались. Еще двумя ракетами душманы повредили Ми-24В л-та Е.А. Погорелого. Летчик приказал остальным членам экипажа покинуть вертолет, а сам попытался его вынужденно посадить. Попытка удалась отчасти: машину посадить удалось, на при этом Погорелый получил тяжелые травмы и скончался в госпитале. Посмертно награжден орденом Красного Знамени.

Кроме того, в воздухе взорвался Ми-8. Уцелел лишь правый летчик, которого взрывом выбросило из кабины. Его парашют раскрылся автоматически.

Вот как вспминает эти события полковник К.А. Шипачев, тогда - командир звена 335-го полка: "...Неожиданно мы услышали довольно сильный взрыв, затем еще и еще. Пытаясь понять, в чем дело, выскочили на улицу и увидели следующую картину: прямо над нами спиралью снижались шесть вертолетов, а на земле, на удалении 100 - 300 м от полосы, горел сбитый Ми-8. В воздухе же зависли на парашютах выпрыгнувшие летчики.

Как потом выяснилось на разборе, по группе, заходившей на посадку, душманы из засады произвели 8 пусков ПЗРК "Стингер" с расстояния 3800 м от взлетно-посадочной полосы. После первого же пуска руководитель полетов дал команду экипажам на включение средств защиты и открытие огня по нападавшим, однако стрелять было нечем: весь боекомплект уже полностью израсходовали, и боевые вертолеты даже не смогли нанести ответный удар. Все, кто своевременно включил отстрел тепловых ловушек, защитились от ракет, а два вертолета оказались сбитыми.
....
...Сразу поняв, что адекватный ответ противнику летчики дать не смогли, командный пункт немедленно передал координаты цели на позиции реактивной артиллерии, и по бандитам был нанесен ответный удар. Через день мы проводили тела погибших товарищей на Родину, и уже 28 сентября опять приступили к выполнению очередных задач".

А вот - свидетельство противника. Рассказывает пакистанский бригадный генерал Мохаммад Юсуф, отвечавший до августа 1987 г. за подготовку расчетов "стингеров": "Долгое ожидание подходящей цели было вознаграждено в три часа пополудни. Все вглядывались в небо, чтобы увидеть великолепное зрелище - не меньше восьми вертолетов, относящихся к самым ненавистным врагам - вертолетам огневой поддержки Ми-24, приближались к взлетно-посадочной полосе для приземления. У группы Гаффара было три "Стингера", операторы которых поднимали сейчас уже заряженные пусковые установки на плечи и вставали в позицию для стрельбы.. Огневые расчеты находились на расстоянии окрика друг от друга, расположенные треугольником в кустах, так как никто не знал, с какого направления может появиться цель. Мы организовали каждый расчет таким образом, чтобы три человека стреляли, а двое других держали ракетные тубусы для быстрой перезарядки. ...

Когда ведущий вертолет был всего в 200 метрах над землей, Гаффар скомандовал: "Огонь", и крики моджахедов "Аллах акбар" поднялись ввысь вместе с ракетами. Одна из трех ракет не сработала и упала, не разорвавшись, всего в нескольких метрах от стрелка. Две другие врезались в свои цели. Оба вертолета камнем упали на взлетно-посадочную полосу, вдребезги разлетаясь от удара. Произошла дикая потасовка между огневыми расчетами во время перезарядки ракет, так как каждый из команды хотел выстрелить снова. Еще две ракеты ушли в воздух, одна поразила цель также успешно, как и две предыдущие, а вторая прошла совсем рядом, так как вертолет уже сел. Я полагаю, что один или два других вертолета тоже были повреждены из-за того, что их пилотам пришлось резко сажать машины. ... Пять ракет, три пораженных цели - моджахеды торжествовали. ...

После прекращения огня люди Гаффара быстро собрали пустые тубусы и разрушили неразорвавшуюся ракету, разбив ее камнями... ... Их возвращение на базу прошло без происшествий, хотя спустя приблизительно час после их отхода они слышали гул реактивного самолета вдалеке и звук разрывающихся бомб.

В тот день незамедлительной реакции на сбитые вертолеты в Джелалабаде не последовало, русские были просто ошеломлены. Затем аэродром был закрыт на месяц..."

Находившийся при отряде оператор с видеокамерой смог запечатлить дымы от горевших вертолетов. Кассета с отснятым материалом затем была передана президенту США Р. Рейгану...

Как видим, свидетельства сторон в чем-то схожи, а в чем-то расходятся между собой...

После этого началось насыщение "стингерами" отрядов оппозиции, хотя, в общем-то, единовременное наличие этих ПЗРК в полевых формированиях не было таким уж большим. Так, в начале 1987 г. они располагали 47-ю комплексами, а через год - 96-ю. Однако, зачастую, в отчетах о боевом применении противником ЗРК очень часто фигурируют "стингеры", хотя, в ряде случаев, за таковые принимались "стрелы".

Увы, потери продолжали расти. 29 ноября того же года были не вернулись еще вертолета. Пара Ми-24 ст. л-та В. Ксензова и л-та И. Козловича, завершая выполнение очередной боевой задачи в районе г. Суруби, отстала от основной группы и была на высоте 1500 м обстреляна двумя "стингерами", поразившими машину ведущего. Летчик и оператор л-т А. Неунылов покинули вертолет с парашютами, однако попали под его вращающийся несущий винт и получили смертельные ранения. Козлович поначалу пытался прикрыть своих товарищей и выполнил несколько заходов по вражеским позициям. Однако по нему были выпущены три "стингера", серьезно "вертушку" поваредившие. Машина загорелась, и летчик вынужденно ее посадил. На земле она вспыхнула и сгорела. Экипаж уцелел и начал отстреливаться от наседавшего противника, пока не подоспела подмога..

14 января 1987 г. пара Ми-24 335-го полка, вылетев с а/д Асадабад, прикрывала пару же восьмерок" с ранеными солдатами. Группа направлялась в Джелалабад. В 30 км от аэродрома назначения по машине к-на А. Селиванина был произведен пуск "Стингера". В результате попадания ракеты произошел взрыв в кабине борттехника, и погиб л-т А. Яковлев. Вспыхнули топливные баки. Пламя добралось и в кабину летчика. У Селиванина обгорели руки и лицо. По вертолету также открыли огонь МЗА душманов, их ЗПУ, и "вертушка" получила новые повреждения. Командир приказал экипажу покинуть машину и попытался аварийно отстрелить входную дверь. Однако поврежденные пиропатроны не сработали и дверь пришлось сбрасывать вручную. Тем не менее, Селиванин спасся с парашютом. Его примеру последовал и летчик-оператор. На земле им пришлось отстреливаться из автоматов от противника. В конечном итоге, достаточно быстро прибыла группа спсения и вывезла вертолетчиков. Следующие два месяца командир провел в госпитале.

Вскоре после этого вылета вышел приказ, запрещавший на Ми-24 брать в полеты борттехников, поскольку их потери среди всех авиаспециалистов оказались наибольшими.

Надо сказать, что уже в этом месяце спецназом был захвачен первый образец заокеанской новинки. Хотя ранее всех, кто первым доставит целехонький экземпляр "Стингера", обещали представить к высшим правительственным наградам вплоть до присвоения звания героя Советского Союза, получилось согласно старой армейской поговорке: "Наказали невиновных, наградили непричастных"...

4 апреля капитан А Шипачев самостоятельно и в составе звена выполнил девять вылетов. День обещал завершиться достаточно спокойно, однако под его завершение пришло известие о гибели "24-ки" ст. л-та П. Винника (об этом случае - несколько позже). К месту катастрофы командование отправило две БМД и 11 десантников, пару Ми-8 и пару же "крокодилов". Прибыли без происшествий. Транспортники произвели посадку рядом с остатками "вертушки" Винника, а Ми-24 отошли в сторону от площадки на 3 - 5 км, приступив на высоте 30 м и скорости 250 км/ч к барражированию и нанесению ударов по обнаруженным огневым точкам противника. Не прошло и 15 мин., как по машине Шипачева был произведен пуск "Стингера". Ракета угодила в левый борт, поразив двигатель. Сразу же отказали многие системы. Летчик, выбрав место для вынужденной посадки на плоскогорье, уменьшил режимы обоих двигателй, резко погасил поступательную скорость и перешел на снижение. Продублировал систему аварийного пожаротушения, сбросил бомбы и НАРы на невзрыв и выпустил шасси. Посадка произошла удачно. Наземный осмотр показал: ЭВУ разорвано в клочья, у лопаток последнийх ступеней двигателя выпваны огромные куски, левый борт изрешечен весь осколками и похож на сито, тяги несущего винта в отдельных местах осколками прожжены насквозь, перебиты семь топливо- и маслопроводов, частично повреждена электропроводка. Однако наружная броня защитила наиболее важную часть двигателя и гидросистемы. Случай Шипачева - первый, когда после поражения "Стингером" экипаж смого посадить машину. Через пару дней Ми-24 был восстановлен, притом под обстрелом противника, и летчик перегнал его в Джелалабад. После этого вертолет совершил много боевых вылетов.

16 апреля 1987 г. прямым попаданием "Стингера" в бронекапот двигателя Ми-24В ст. л-та А. Хабарина взрывом его снесло. Затем противник выпустил еще три FIM-92. Две прошли мимо, а третья разворотила двигатель, вызвав пожар в силовой установке. Поврежденный агрегат был сразу же отключен. Сигнатура пропала, и вертолет успешно совершил вынужденную посадку на местности. Он достаточно быстро был отремонтирован и вернулся на базу....

20 апреля вновь "повезло" А. Селиванину. Его машину обстреляли девятью ПЗРК. Первый "Стингер" снес ЭВУ, второй разрушил и сорвал бронеплиту левого двигателя, не выведя его из строя. Затем "движок" добила "Стрела-2М". Несмотря на три прямых попадания, летчик сумел дотянуть до базы и посадить вертолет.

В мае 1988 г. один из Ми-24В получил три попадания "стингеров" в правый двигатель, а осколки сильно посекли лопасти НВ. Несмотря на повреждения, летчик продолжил бой и уничтожил до шести расчетов МЗА и ПЗРК, а затем на одном двигателе вернулся на свой аэрордром и благополучно совершил посадку. Вертолет был вскоре возвращен в строй

Не все майские события имели столь удачное завершение. Так, 18-го при сопровождении транспортных вертолетов в р-не н.п. Алихейль ПЗРК был сбит
Ми-24 к-на С.В. Молчанова. Экипаж погиб...

"Стингеры" же стали причиной потери и последнего, 333-го, советского вертолета в Афганистане. 2 февраля 1989 г., при прокладке маршрута Кабул - Мары, в районе Пули-Хумри был сбит вертолет командира 50-го ОСАП п-ка А.С. Голованова. Погибли как летчик, так и штурман-оператор ст. л-т С.В. Пешеходько.

Британское правительство Маргарет Тэтчер, как мы уже отмечали, также поставляло противникам кабульских властей, в числе различных систем вооружения, также и два типа ПЗРК: "Блоупайп" и "Джейвелин".

Комплекс "Блоупайп" (Blowpipе - "Паяльная трубка") создан компанией Short Brothers в 1965 г. и принят на вооружение в 1972 г. Состоит из пусковой трубы, ЗУР и блока наведения. Предназначен для поражения низколетящих целей на дальностях от 600 до 3000 м и высотах от 50 до 1800 м, притом как вдогон, так и на встречных курсах. Скорость полета ракеты около 1,5М. Масса осколочно-фугасной БЧ - 2,7 кг. В ряде источников говорится, что система также может оснащаться кумулятивной БЧ. Масса ЗРК - 21 кг.

Для начального вывода ЗУР на линию визирования цели после пуска применяется автоматическая система с ИК устройством, принимающим сигналы трассеров ракеты, отключаемое через 1,5 - 2 с. После этого система наведения переключается на ручное управление.

Наведение же осуществляется радиокомандной системой при визуальном слежении за целью и ракетой при помощи монокулярного прицела. Используя контроллер блока наведения, оператор с помощью специального тумблера добивается совмещения изображения цели и ракеты в поле прицела. При встрече ракеты с целью подрывается БЧ неконтактным или контактным взрывателем. В случае промаха либо отсутствии в течение 5 с команд управления срабатывала система самоликвидации.

Комплекс имел определенный экспортный успех и получил боевое крещение в ходе англо-аргентинского конфликта на Фолклендах, притом применялся обеими воюющими сторонами. Хотя в ходе боев с его помощью и поражены 7 целей (6 аргентинских и 1 британская), налицо были основные недостатки "трубки": большая масса, необходимость слежение за целью вплоть до ее поражения, затруднительность, а то и невозможность применения ПЗРК в условиях горной местности, поскольку в случае ухода летательного аппарата противника за любую мало-мальски серьезную возвышенность оператор, потеряв цель из поля зрения, не мог продолжать наведение ракеты.

Вышеупомянутые "моменты" были причиной того, что, несмотря на поставку моджахедам большого числа "блоупайпов", они не нашли широкого применения, поскольку "борцы за веру" не очень-то и жаловали эту систему и, при малейшей возможности, на боевые операции предпочитали брать более практичные "стрелы" либо "стингеры". Имеются данные о потере от действий расчетов "блоупайпов" всего двух Ми-24 и повреждении трех.

ПЗРК "Джейвелин" (Javelin - "Дротик") - дальнейшее развитие "Блоупайпа" и, по сравнению с ним, характеризуется более мощной осколочно-фугасной БЧ, новым двигателем ракеты и, самое главное - усовершенствованной системой наведения. хотя она оставалась радиокомандной. Сопровождение цели осуществляется через монокулярный прицел с 6-кратным увеличением. Система наведения автоматически ведет ракету по линии визирования в течение всего времени ее полета. Это осуществляется при помощи миниатюрной опто-электронной системы, камера которой на своем экранчике отображает излучение ракеты.Здесь показываются определенной формы сигналы от ракеты и цели, обрабатывающиеся миникомпьютером. В поле зрения оптического прицела проецируется прицельная метка, которую стрелок совмещает с целью. В случае промаха ракета уходит на самоликвидацию. Максимальная дальность стрельбы по вертолетам - 5000 м, минимальная - 300 м. Досягаемость по высоте - от 0 до 1980 м. Скорость полета ЗУР - 1,6М.

Всего силам антисоветского сопротивления в 1986 г. было поставлено не более 30 "Дротиков", с помощью которых, однако, удалось сбить три Ми-24 и еще несколько повредить.

Итак, рассмотрим известные факты успешного примеения британских ПЗРК.
В августе 1984 г. по одному из Ми-24Д был произведен пуск "Блоупайпа", который угодил в кабину экипажа, который погиб. Скорее всего, здесь речь идет о л-те А. Липовом и ст. л-те И.Г. Смекалове, не вернувшихся из вылета 23-го.

Ноябрь 1985 г. "Блоупайп" угодил в нижнюю часть грузового отсека и разорвался. Осколки едва пробили броню потолка, практически, не причинив двигателям никакого вреда. Был поврежден, но не взорвался и не загорелся бак под полом кабины. Но погиб борттехник.

Октябрь 1986 г. ЗУР попала в аккумулятор в кормовой части, который и принял на себя как энергию удара, так и взрыва БЧ. Последним же выплеснуло наружу все топливо одного из баков, вспыхнув за пределами машины. Душманы, созерцая огненнй фейерверк, пришли к выводу, что вертолет сбит Но летчик развернул свою "вертушку" и нанес удар по позиции ПЗР. Бул убит оператор "Блоупайпа", а ПУ и систем прицеливания стали трофеями советских войск. Вскоре же на вертолетах появились излучатели помех, делавшие применение британских ПЗРК в Афганистане, в общем-то, бесперспективным. Также были обсттреляны несколько позиций операторов "стингеров", которые, в свою очередь, из-за большой дальности, не могли произвести пуски ракет по вертолету. Сама же машина по прибытии на базу была отправлена на ремонт в Союз.

По двум эпизодам достоверные даты не установлены. В одном случае "паяльник" попал в двигатель Ми-24В почти под прямым углом. БЧ сработала, в основном, снаружи, сорвана ЭВУ, и один из двигателей был выведен из строя.

В другой раз, опять-таки, "Блоупайп" вновь поразил двигатель и разрушила его. Затем был произведен пуск "Стрелы", которая добила "вертушку". Экипаж совершил вынужденную жесткую посадку и быстро покинул искалеченный вертолет. Несмотря на роемонтопригодность машины, ведомому пришлось уничтожить ее, дабы не досталась противнику.

А, вот - результаты применения "дротиков". 24 марта 1987 г. один "Джейвелин" попал в аккумулятор в кормовой части, принявший на себя энергию удара и взрыва. Пораженный Ми-24П, однако, продолжал полет. Тогда душманы, завидев подобное, произвели пуск еще пяти ЗУР разных типов, но только одному "Стингеру" удалось поразить цель, попав в двигатель, хотя из строя его не вывел. Машина благополучно вернулась на базу.

Май 1988 г. Попадание ЗУР разрушен главный редуктор Ми-24П. Экипаж спасся, отстрелив двери кабины.

Вновь даем без дат. Прямое попадание в десантную кабину. Поражены оба двигателя. Экипаж на малой высоте пытался совершить вынужденную посадку на большой скорости, но не справился с управлением и разбил машину, погибнув при этом.

В другом случае британская ракета угодила в корму, однако экипаж сумел вертолет посадить. "Двадцатьчетверка" была пригодна для ремонта, но ею не стали заниматься, а разобрали на запчасти.

Еще один Ми-24 был поврежден "Джейвелином" в корму, затем добит "Стрелой" и рухнул в горах.

Как мы видим, ПЗРК являлись серьезным оружием и нанесли Ми-24 серьезный урон, но, все же, не такой огромный, как об этом распространялись СМИ. Даже попадания "стингеров" далеко не всегда оказывались фатальными: прочность конструкции и должный профессионализм экипажей частенько позволяли машинам возвращаться на базу.

Малокалиберная зенитная артиллерия.

Значительную угрозу для самолетов и вертолетов 40-й армии представляла малокалиберная зенитная артиллерия (МЗА), с помощью которой противнику удалось сбить 18 Ми-24. Главным образом, душманами применялись несколько систем. В первую очередь, это были советские 23-мм спаренные ЗУ-23-2, доставшиеся моджахедам как трофеи либо поставленные из КНР, Египта, Ирана. Из западных систем упоминается применение швейцарских 20-мм Hispano-Suisa HSS-820 и Oerlicon GAI-BO1, a также американских 25-мм M142IL. Изредка отмечается использование таких систем, как советские (возможно, трофейные либо поставленные из Китая) 57-мм С-60 либо знаменитые шведские 40-мм Bofors L-70.

Советская ЗУ-23-2 весьма распространена по миру: где шли поставки "друзьям", кому (на свою голову) продали лицензию, кто захватил эти орудия в качестве трофеев в достаточно крупных количествах, как, например, Израиль и ЮАР. Эти зенитки так понравились новым хозяевам, что они приняли их у себя на вооружение и наладили производство для них боеприпасов, что говорит само за себя

Установка предназначена для борьбы с воздушными целями, летящими со скоростью до 300 м/с на высотах до 1500 м и дальности 2500 м. Также она может вести борьбу с наземными объектами на расстоянии до 2000 м. Это обеспечивалось наличием в боекомплекте патронов с осколочно-фугасно-зажигательно-трассирующими (ОФЗТ) и бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) снарядами массой до 200 г, начальная скорость полета которых достигает 970 м/с. Темп стрельбы составляет 2000 выстрелов в минуту.

CAI-BO1 имеет то же назначение, что и "зэушка", но несколько отличается от нее по характеристикам. "Эрликон" - одноствольная система. Её эффективная наклонная дальность стредбы по воздушным целям составляет1500 м, максимальная - 7000 м. Начальная скорость 125-г снаряда - 1100 - 1150 м/с, скорострельность - 1000 в/мин.

Примерные характеристики и у "Испано-Сюизы".

Американская М142 имеет темп стрельбы 570 в/мин, а ее 185-г снаряд имеет начальную скорость до 1345 м/с и досягаемость по высоте до 2000 м.

Что касается более мощных систем, то их характеристики мы можем опустить, поскольку известен всего один случай поражения боевого вертолета 57-мм орудием. В мае 1985 г. Ми-24П получил прямое попадание снаряда С-60 (масса 2,85 кг) в корму. Он влетел в аккумулятор, где и застрял. Произошел взрыв, и наружу выплеснулось содержимое топливного бака. Тут же по вертолету были выпущены 6 ракет ПЗРК, которые, однако прошли мимо цели. Зенитка не прекращала обстрел, в результате чего в фюзеляже появилось несколько пробоин от близких разрывов. Вертолет благополучно вернулся на базу и затем был отправлен в Союз на ремонт.

А вот какие неприятности доставляли "зэушки".

Июль 1983 г. Достаточно близко, с расстояния 2 км, обнаружив приоритетную цель, ЗУ-23-2, летчик на Ми-24Д начал доворачивать для пуска ПТУР "Фаланга", что вскоре и выполнил. Однако зенитный расчет душманов, вовремя обнаружив опасность, незамедлительно открыл меткий огонь, поразив с полутора километров советский вертолет. Три ОФЗТ снаряда угодили в лобовое бронестекло оператора, взорвались, но не пробили его и не образовав отколов. "Лоб" покрылся мелкой сетью трещин, став белым от них, как молоко. Один снаряд ударил в бронестекло летчика, но не разорвался и сделал только 8-мм выбоину. Пять снарядов по касательной задели бортовую броню кабины экипажа и срикошетировали, не сработав. Еще три скользнули и разорвались. От двух остались вмятины, а 39-г осколок от третьего сумел пробить броню, но вреда не нанес. Таким образом, получив двенадцать попаданий, Ми-24 особых поврежедний не получил и благополучно вернулся на базу, предварительно уничтожив вражескую позицию.
.
Апрель 1984 г. Один из БЗТ снарядов угодил в ОФАБ-100 на Ми-24В л-та Сергеева. От взрыва разворотило дюралевый борт, оторвало плоскость, но, к счастью, остальные бомбы и НАРы не сдетонировали. Противник, увидев горящий вертолет, решил, что он обречен, и прекратили огонь. Однако машина вернулась на базу, была отправлена в Союз и восстановлена. После этого на хвостовой балке ее появилась надпись: "Единственный вертолет, выдержавший прямое попадание 100-кг БЧ".

31 мая 1987 г. в районе Наргархара с дистанции 600 м обстрелу подверглась пара ст. л-та В.В Лукьяненко. После двухсекундной "обработки" от Ми-24В ведущего начали отлетать фрагменты: бронелисты, куски обшивки, лопастей. еще через пару секунд машина Лукьяненко взорвалась в воздухе. Экипаж погиб. Ведомый подавил ЗУ.

30 октября 1987 г. В районе Суруби под плотный обстрел попал Ми-24П ст. л-та А.А. Аксенова. Многочисмленные попадания в бронелисты их не пробили, ооднако один снаряд через потолок десантной кабины угодил в двигатель и вывел его из строя. Вертолет потерял ¾ топлива, в изрешеченной корме начался пожар. Машина совершила вынужденную посадку, экипаж вступил в бой с душманами и погиб в ходе перестрелки. После этого противник из РПГ расстрелял так и не сгоревший вертолет.

Сентябрь 1988 г. Находившаяся в засаде "зэушка" с расстояния 400 м обстреляла Ми-24ВП. В амашину попали 28 снарядов, но она беспроблемно вернулась на базу. После осмотра выяснилось, что 19 снарядов взорвались, не пробив броню двигателя и редуктора, семь снарядов разорвались на поверхности обшивки кормы, вызвав разрывы и течи в одном из баков, которые быстро затянулись химпротектором. Лишь два снаряда пробили обшивку и разорвались, без какого-либо вреда, в баке. Выяснилось, что броня Ми-24ВП, равно как новая бронеобшивка и протекторы, делают его абсолютно защищенным от 23-мм снарядов.

Даты не установлены.

Ми-24 пуском "Штурма" и НАР уничтожил две позиции ЗУ-23-2, но попал под огонь с третьей. Три снаряда пробили броню и вывели из строя редуктор. Вертолет рухнул и взорвался. Экипаж погиб...

Восемь 23-мм снарядов с 900 м попали в корму МИ-24В. Три из них взорвались и вызвали пожар. Возникла течь. Два других угодили в додин из двигателей, произведя в нем разрушения и, т.о., выведя агрегат из строя. Три снаряда разорвались в редукторе, но тот продолжал работать. Летчик пуском пары НАР уничтожил установку, а сам на машине с разбитым двигателем, бьющим редуктором горящей кормой и двумя сорванными с креплений бронекапотами вернулся на базу...

23-мм снаряды вывели из строя редуктор и повредили двигатель на Ми-24В. Экипаж погиб при вынужденной посадке...

В результате плотного обстрела на Ми-24Д перебит хвостовой трансмиссионнный вал. Экипаж погиб...

"Швейцарцы" также не давали расслабляться

Ноябрь 1985 г. Летчик Ми-24П, обнаружив "эрликон", открыл по нему огонь из ГШ-30К с безопасной дистанции 2,5 км. Противник начал отвечать, и 19 снарядов разорвались на поверхности брони кабины, не причинив никакого вреда. Душманская позиция была уничтожена...

Август 1986 г. 20-мм снаряд "эрликона" попал в ФАБ-250. Произошел взрыв, экипаж погиб...

Март 1987 г.. Пролетая над шорной долиной, один из Ми-24В получил с двух сторон 47 попаданий 20-мм снарядов, не вызвавших ничего, кроме течи двух баков и стуков в правом двигателе. По возвращении на базу техперсоналу ничего не оставалось делать, как удивляться по поводу того, что не было попаданий ни в один небронированный жизненно важный узел или агрегат...

24 июня 1987 г. полд обстрел "испано-сюизы" попал Ми-24В к-на Г.А. Сечкова. Были пробиты топливные баки, и начался пожар. После того, как был разбит и загорелся один из двигателей, пламя охватило всю машину. Вертолет пошел на вынужденную посадку, но она оказалась неудачной: летчик к-н В. Н. Гусев и его оператор к-н Г.Г. Чекашкин погибли.

От огня "испано-сюизы" был потерян еще один Ми-24: тогда (точная дата неизвестна) осколком 20-мм снаряда был убит летчик. Машина разбилась...

В двух случаях огонь HSS-820 оказался малодейственным, не смотря на множество попаданий в обстреливавшиеся вертолеты.

Январь 1988 г. С дистанции 1300 м обстрелян Ми-24ВП. 56 снарядов под углом около 60 грд попали в борт машины, но брони не пробили. Часть из них взорвалась на поверхности, не причинив вертолету никакого вреда. Оператор уничтожил зенитную установку огнем ГШ-23Л, и вертолет продолжил выполнение боевого задания. После этого случая все 10 опытных Ми-24ВП, олснащенных новым бронированием, содержавшим керамические элементы, стали называть "Вертолетами-танками".

В другом случае Ми-24П был обстрелян бронебойными снарядами "испано-сюизы" с расстояния около 1,5 км. Особого вреда не было, кроме течи в двух топливных баках. Зенитка же была уничтожена пуском четырех НАР.

Ноябрь 1987 г.. После попадания 30 - 40 снарядов "эрликона" в корму произошел пожар на борту, стали перегорать тяги управления. Экипаж спасся на парашютах..

21 сентября 1988 г. Экипаж майора С. Мостового в ходе боевого вылета пусками ПТУР и НАР уничтожил одиночную ЗУ-23-2 и несколько позиций ПЗРК, но и сам попал под огонь "эрликона". Снаряды выбили левый двигатель, сделали три сквозные пробоины, а осколки попали в область редуктора, который, не смотря ни на что, "продолжал кряхтеть, но работать". Мостовой решил не испытывать более судьбу и вернулся на базу. Вертолет был отремонтирован в Союзе и возвращен в строй. .

Ноябрь 1988 г. Экипаж А. Селиванина атаковал автоколонну т уже уничтожил семь машин. В ходе боя летчик заметил, что на одной из "тойот" установлено зенитное орудие, ведущее по нему огонь. Вскоре Ми-24П затрясся от множества попаданий. Днище вертолета, покрытое броней, было пробито 14-ю снарядами, а из образовавшихся пробоин началдо течь топливо. Но они не пробили брони крыши и взорвались на поверхности. Пытаясь развернуться, Селиванин получил еще 22 снаряда. Шесть попали в корму, из них 5 засели в аварийном аккумуляторе. 8 угодили в кабину десантников: три срикошетировали от брони, два взорвались на поверхности, два попали в перегородку, а третий, пробив бронедверь, засел в бронемптнке летчика и взорвался в десятке сантиметров от сердца летчика. Восемь угодили в броню редуктора и двигателя, при этом одна половина дала рикошет, оставив вмятины, другая разорвалась, не причинив вреда. Летчик тогда попросил ведомого "уничтожить треклятую зенитку", что тот и сделал. Затем пара довершила дело разгрома каравана, после чего вернулась на базу.

И, вновь - несколько фактов, даты которых нам не известны.

Снаряды "эрликона" повредили двигатель и редуктор на Ми-24В. При вынужденной посадке погиб оператор. Вертолет затем был уничтожен на земле парой "24-ок"...

Огонь трех "эрликонов" смял правый борт Ми-24П. Вертолет не мог сесть на авторотации и стал мишенью, посему экипаж предприял попытку вынужденно посадить его на возможно большой скорости, предварительно покинув машину...

С дистанции 700 м из "эрликона" под большим углом встречи был обстрелян Ми-24В. Хотя в "вертушку" попали 37 снарядов, большинство из них рикошетировали от брони кабины или разрывались, не причиняя никому вреда. Два снаряда разорвались на бронестекле летчика, не пробив его. Один прошел навылет через плексигласовый фонарь кабины, другой попал в ПЗУ, но не рапзрушил, хотя и разорвался. После подобного "приветствия" вертолет пкском 4-х НАР уничтожил "эрликон"...

С расстояния 1100 м в левый борт Ми-24В попали 39 БЗТ, из коих 23 прошли навылет через десантный отсек Два снаряда угодили в потолок, но брони не пробили и не повредили двигатель. Были попадания и в бронекапоты: три двигателя и семь - главного редуктора. Из 10 же попаданий в броню под углом, близким к прямому, ни одно не привело к ее пробитию. "Эрликон" был уничтожен этим же экипажем ПТУР "Штурм".

Хватило вреда и от американской М142.

Два случая имели место в октябре 1984 г. В ходе первого из них были выведены из строя редуктор и один из двигателей Ми-24Д. Вертолет сел на авторотации, и экипаж спасся. Душманы продолжили обстрел стоявшей на земле машины, пока та не загорелась и не взорвалась.

В другой раз с 1300 м в борт Ми-24В ведущего одной из пар душманы всадили шестнадцать снарядов. Оказалась пробитой бронезащита двигателя и редуктора, бронекапот ЭВУ и редуктора сорвало, однако агрегаты продолжали работать. Пять снарядов поразили машину в корму, но пожара не вызвали. Ведомый "Штурмом" уничтожил ЗУ, и оба вертолета вернулись на базу.

В ноябре того же года ведомый Ми-24В был обстрелян с расстояния 1600 м. Бронезащита основных агрегатов выдержала попадание 14-ти снарядов. Еще несколько угодили в корму и вызвали пожар. Выпущенная вдогон "Стрела" поразила поврежденную "вертушку" в десантный отсек, однако вреда не причинила. Ведущий подавил огневую точку, сбросив по ней две ФАБ-100...

В ходе боевого вылета 25-мм снаряды вывели из строя правый двигатель и вызвали пожар в корме Ми-24В. Вертолет совершил вынужденную посадку и сгорел. Экипаж спасся...

Из засады нескольким зениткам удалось плотным огнем поразить Ми-24П, однако броня пробита не была. Командир стал заворачивать на позицию вражеских зенитчиков для их атаки. Внезапно два или три 25-мм снаряда угодили в блок Б-8В20 и вызвали взрыв в воздухе. Машина и экипаж погибли...

С расстояния 600 м в область редуктора и двигателя Ми-24П попали двенадцать 25-мм снарядов, не пробивших, однако, броню. Вертолет довернул на позицию и пуском двух НАР накрыло позицию. Однако душманы успели дать еще одну очередь, и снаряд попал в бронестекло летчика, которое, тем не менее, пробито не было. Машина благополучно вернулась на аэродром...

В Ми-24П ст. л-та Петрова по касательной попалипять 25-мм снарядов, выпущенных, примерно, с 1500 м. Вреда никакого нанесено не было. Летчик довернул машину и очередью ГШ-30К расстрелял зенитку.

Крупнокалиберные пулеметы.

Несмотря на достаточную назыщенность отрядов оппозиции различными образцами ПЗРК и МЗА, основу их ПВО составляли крупнокалиберные пулеметы. В первую очередь, речь идет о знаменитых и популярных во всем мире 12,7-мм ДЖК, точнее, их модернизированных образцов ДШКМ. Противник располагал некоторым количеством трофейных образцов, но основную массу, порядка 80%, составляли лицензионные (напомагались на свою голову!) пулеметы китайского производства, т.н. "Тип 54". Некоторое количество было представлено пулеметами пакистанского производства, уже по китайской лицензии. По утверждению ряда западных журалистов, посещавших отряды, ДШКМ - один из любимых видов оружия моджахедов, которые, как заметил один из ведущих специалистов по данной тематике Оливье Рой, "стали настоящими асами в обращении с ДШК...". Количество данных пулеметов росло из года в год. Так, если в начале 1987 г. их было 2700 единиц, то через год уже 3410, а к концу 198 г. - 4050.

Пулемет ДШК создан известными советскими конструкторами-оружейниками В.А. Дегтяревым и Г.С. Шпагиным, а принят на вооружение в 1939 г. В 1945 г. появилась его усовершенствованная версия ДШКМ. С успехои применялся в различных войнах и конфликтах, начиная с первых дней Великой Отечественной войны, подтверждая свои высокие боевые качества в Корее, Индокитае, Ближнем Востоке, Африке и т.п.

Прицельная дальность стрельбы по низколетящим целям с универсального станка Колесникова составляеи 1800 м, по наземным целям - 3500. Начальная скорость полета пули - 830 - 850 м/с, темп стрельбы 550 - 600 в/мин, боевая скорострельность от 80 до 125 в/мин. Бронебойные и бронебойно-зажигательные пули пробивают по нормали с расстояния 500 м 15-мм броню.

Другой популярной системой был, опять-таки, советский 14,5-мм крупнокалиберный пулемет Владимирова КПВ, созданный в 1945 г. и также имевший широкую географию распространения. Источники поставок те же, что и у его "старшего брата". В афганистане пулеметы применялись в различных установках. В первую очередь речь идет о зенитных пулеметных ЗПУ-1 (одноствольные), ЗПУ-2 (спаренные) и ЗПУ-4 (счетверенные). Но наиболее распространенными были одноствольные зенитные горные установки ЗГУ-1. Они наиболее часто фигурируют в отчетах. Правда, не исключено, что в ряде случаев под термином ЗГУ могли предполагаться различные системы МЗА. Правда, в сравнении с ДШК их количество было на порядок меньше: в 1985 г. 180, в начале 1987 г. 360, в начале 1988 г. 591, в конце - 770.

Пулемет имеет прицельную дальность стрельбы о наземным целям 2000 м, по воздушным - 1500 м. Начальная скорость полета пули - до 1000 м. Темп стрельбы одноствольных установок 550 в/мин, боевая скорострельность 150.
У спаренных эти показатели составляют, соответственно, 1200 и 300 в/мин, у счетверенных - 2400 и 600. Бронебойные и бронебойно-зажигательные пули пробивают на дистанцц 500 м по нормали 32-мм бронелист.

В малых количествах нашел применение и американский 12,7-мм пулемет Браунинг М2, принятый на вооружение еще в 1933 г. По ТТД он, примерно, соответствовал советскому образцу, уступая ему в прицельной дальности стрельбы (1800 м по наземным и 1000 м по воздушным целям),что, в общем-то, особой роли не играло, ибо выше 500 м пулеметы, как правило, огонь не вели.
Темп стрельбы составляет 450 - 550 в/мин, боевая скорострельность - 100 в/мин. Начальная скорость полета пули составляет 893 м/с, что позволяет с дистанции 92 м пробивать по нормали 22-мм бронелист.

На счету душманских пулеметчиков - 11 сбитых Ми-24. Как правило, крупнокалибетрные пулеметы "не брали" броню "двадцатьчетверок". В основном, вертолеты гибли из-за прямого попадания пуль в НАР-ы или взрыватели бомб, двигатель и редуктор.Иногда перебивались лопасти рулевого винта.

За время боевых действий войсками 40-й армии уничтожено 5189 ДШК и ЗГУ, а захвачено 2066 и 13,9 млн единиц боеприпасов к ним.

Скорее всего, первый советский Ми-24 был сбит огнем крупнокалиберных пулеметов 13 февраля 1980 г. Погиб капитан Хрулев С.Н...

Попадания в боеприпасы дали наибольшее число случанв гибели Ми-24 - пять: по два от огня КПВ и ДШКМ, один М2. Так, 3 июня 1986 г. в районе Гардеза 14,5-мм пуля попала в блок Б-8В20 Ми-24В к-на А.В. Паксюаткина. Вертолет взорвался в воздухе. Экипаж погиб.

Четырежды Ми-24 терялись от поражения двигателя и редуктора: по два от огня ДШКМ и ЗГУ. При этом в двух случаях причиной поражения упомянутых агрегатов была замена "родных" бронекапотов на дюралевые от Ми-17. Два экипажа погибли, один уцелел, а в четвертом случае выжил летчик, но был потерян оператор.

31 октября 1987 г. на одном из Ми-24В огнем ДШКМ отбита лопасть хвостового винта. Вкртолет рухнул, экипаж погиб.

Отмечен случай, когда огнем ЗГУ на Ми-24Д были перебиты шланги подачи топлива. Машина вынужденно села на минное поле, где, после спасения экипажа, была уничтожена.

Также огнем "браунинга" на одной из "дэшек" одна из тяг управления хвостовым винтом была перебита, другая повреждена. И в этот раз экипаж вынужденно садится на минное поле, эвакуируется другим вертолетом, а брошенная машина уничтожается.

Но, в ряде случаев, как уже нами упоминалось, Ми-24 проявили выдающуюся устойчивость к огню крупнокалиберных пулеметов.

Так, в один из дней марта 1985 г. Ми-24В получил в борт более 70 попаданий из ЗГУ. Две 14,5-мм пули в отсутствие ЭВУ угодили в выхлопное отверстие правого двигателя, который загорелся. Потекли жидкость из гидросистемы, масло, горючее. Тем не менее, га одном двигателе, плотхо управляемый вертолет сумел приземлиться на промежуточном аэродроме и был отправлен на ремонт в Союз.

Сентябрь 1988 г. Четыре ДШКМ обстреляли Ми-24П с расстояния около 200 м, но, кроме течи баков, других результатов огневого воздействия не было. Экипаж вертолета самостоятельно подавил все огневые точки и благополучно вернулся на базу. Здесь насчитали 107 следов на броне и пробоин в обшивке от 12,7-мм пуль.

Ноябрь того же года. Ми-24П получил в автомат перекоса не менее шести попаданий 14,5-мм пуль. Пострадали, но не были перебиты, три тяги автомата перекоса. Машина на малых оборотах несущего винта благополучно вернулась на базу. Очередной пример высокой живучести Ми-24!.

При атаке каравана Ми-24В был встречен плдотным огнем ДШКМ. В лобовое стекло кабины летчика попали 11 12,7-мм пуль, оператора - восемь. Но бронестекла выдержали удар. Пробоин не было. Следует отметить, что за все время войны не отмечалось случаев сквозного пробития лобовых бронестекол ни пулями крупнокалиберных пулеметов, ни снарядами МЗА.

В некоторых случаях крупнокалиберные пулеметы применялись совместно с МЗА и ПЗРК, что было особо эффективн. Так, подобный случай имел место в районе Джелалабада 4 июня 1987 г., когда орано уторм на уничтожение караванов ушла группа из 12 боевых и транспортных машин. При досмотре большой колонны по вертолетам внезапно противник открыл сильный огонь.
Были поражены две машины, которые попытались вынужденно сесть. Одной это сделать удалось, и ее позже восстановили и вернули в строй. А в Ми-24 к-на Г.Л. Сечко, вдобавок к пулеметным повреждением, угодила ЗУР. Вертолет упал и сгорел. Погибли летчик и штурман-операто
 
[^]
OmAr4eG
24.04.2009 - 21:30
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 27.01.08
Сообщений: 12
ыщщщ!!!! Осилил всё! +
 
[^]
Zveroyasher
24.04.2009 - 22:07
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 26.03.09
Сообщений: 128
Спасибо, очень познавательно и интересно
 
[^]
XIII
24.04.2009 - 22:20
0
Статус: Offline


Гость

Регистрация: 4.02.07
Сообщений: 0
skapitan
Спасибо
Лицезрел как крокодилы работают..впечатляет))
 
[^]
Чумадан
25.04.2009 - 03:23
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 23.04.09
Сообщений: 101
Хорошая машина
 
[^]
CosMoNiac
25.04.2009 - 08:31
0
Статус: Offline


будка гласности

Регистрация: 15.03.09
Сообщений: 2800
skapitan
Вот так отчёт...

Наши нынешние друзья (США и его западные прихлебаи) почти во всех войнах помогали нашему противнику, будь то маджахеды или просто бандиты. Предлагаю талибам помочь оружием в борьбе против агрессоров.
 
[^]
seregaxrus
25.04.2009 - 18:10
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 20.02.07
Сообщений: 268
Тема - супер. Очень люблю вертолеты, восхищаюсь пилотами и конструкторами. Сам несколько раз летал, правда в качестве пассажира...в 24 тоже сидел, очень понравилось.

Огромное спасибо автору за столь интересный материал. Безусловно плюc
 
[^]
skapitan
25.04.2009 - 19:02
0
Статус: Offline


если я бегу, бегите за мной

Регистрация: 7.11.08
Сообщений: 1709
CosMoNiac
Хиллари Клинто нна днях признала что сейчас в Агане они пожинают плоды холодной войны и своей недальновидной политикой в отношении моджахедов...
 
[^]
guilson
25.04.2009 - 23:00
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.12.08
Сообщений: 129
20 апреля вновь "повезло" А. Селиванину. Его машину обстреляли девятью ПЗРК.
-
pray.gifЖелезные мужики,если бы не они никакие вертолеты погоды бы не делали
 
[^]
Evheel
25.04.2009 - 23:18
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 23.04.09
Сообщений: 16
Цитата (Generalpunk @ 24.04.2009 - 13:33)
Клевая вещь... вот такой бы заиметь =Р в батлфилде только на 24 летаю=)


Угу,Хинд -ховно,кобра - слабая ,китаец резкий .

PS. За тему спасибо!Порадовала интересным фактом о сбитом самолете!
 
[^]
Katala
27.04.2009 - 13:09
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 30.01.09
Сообщений: 175
Hind - Ми-24 по американской классификации, вообще-то.
 
[^]
xuDeH
27.04.2009 - 19:34
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.01.09
Сообщений: 252
Интересна) теме Мне не хватает внимания со стороны окружающих. Обнимите меня, кому не лень....
Летательные аппараты эт фсигда актуально
 
[^]
ReDEvi1
28.04.2009 - 10:05
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 12.12.08
Сообщений: 371
skapitan
ух тыж, шайтан, спасибо за инфу, прочитал с удовльствием!
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 9507
0 Пользователей:
Страницы: (2) 1 [2]  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх