В чем загадка? В извечном компромиссе. В «Бруммере» и «Бремзе» удалось достигнуть просто прекрасного баланса между желаниями и возможностями. Превращение легкого крейсера в минный крейсер оказалось настолько безболезненным, что позволило использовать эти корабли не только как заградители.
Да, в плане артиллерии вроде бы тип «Бруммер» был слабее, чем обычные немецкие крейсера. «Бруммер» имел 4 орудия 150-мм, а «Магдебурги» - 7 или 8. Однако, у «Бруммера» орудия размещались диаметрально, на одной линии. А «Магдебурги» имели побортно-симметричную схему размещения, и только два кормовых орудия стояли линейно-возвышенно, как на «Бруммере».
В итоге бортовой залп у «Бруммера» состоял из четырех орудий, а у «Магдебурга» - всего из пяти.
А как показал налет на скандинавский конвой, четырех орудий 150-мм более чем достаточно, чтобы топить пароходы. Да, если бы «Бруммера» и «Бремзе» встретили не эсминцы, а крейсера, то исход мог быть для немцев более печальным. Но минный крейсер создается не для боя с себе подобными.
Броня. Броню ослабили очень сильно, но опять же, для постановки мин броня не нужна вообще, а при нападении на эсминцы и торговые суда хватило и той, что имелась.
Кстати, британские исследователи считают, что немецкие заградители имели скорость намного выше, чем задекларированные 28 узлов. Было ли это вызвано удачной дезинформацией со стороны немецкой разведки или британцы ошибались, но они всерьез считали, что «Бруммер» мог развить 32 узла. И после разгрома конвоя, британцы начали срочно работать над проектом крейсера-перехватчика, способного догонять такие корабли.
Так появились крейсера класса Е. Не совсем удачные, зато быстрые корабли.
Но крейсерство – это не главная задача для «Бруммеров». А вот как заградители, немецкие корабли не имели себе равных. Наверное, единственным минусом было размещение мин на открытой палубе и связанная с этим опасность.
Однако в 1924 году британцы построили заградитель «Эдвенчер», который был крупнее, чем «Бруммер», имел закрытую минную палубу, но во всем остальном он был слабее. Скорость, броня, вооружение – все было хуже, чем у немцев.
Французы построили заградитель «Плутон» по образу и подобию в 1929 году, а в 1933 крейсер с функцией заградителя «Эмиль Бертен». «Эмиль Бертен» был похож на «Бруммер», как крейсер, но брони почти не имел как таковой.
Однако по функционалу, то есть, количеству мин, взятых на борт, «Бруммер» не имел себе равных. 420 мин. «Эдвенчер» мог взять 280, «Плутон» - 290, «Эмиль Бертен» - 200 мин.