Медаль за пьянство
"Вода жизни" как экспонат
ДЕЖУРНЫЙ ПО МУЗЕЯМ
Анастасия ЛЕЩИК
Посвятить музейную экспозицию можно и полевой мышке, как это сделали в городе Мышкине, и русскому валенку, как придумали в Москве. Раз уж экспонируем все национальное и самобытное, почему бы не создать музей, посвященный русской водке - излюбленному напитку наших соотечественников, который каких только чудес не натворил! И от мороза спас, и от стресса, и от простуды, и от злой жены. К тому же европейский опыт неплохо бы перенять - ведь существуют же Музей коньяка во Франции и музеи пива в Германии и Чехии.
Музей русской водки открылся в Петербурге. Экспозицию решили выстроить в хронологическом порядке, начиная с X века по сегодняшний день. В России водку, вернее, ее прообраз - крепкий напиток под названием aqua vitae (в переводе с латыни - "вода жизни"), - узнали как раз от иноземцев. Впервые ее привезли генуэзцы, направлявшиеся в Литву по торговым делам. На аудиенции у князя Дмитрия Донского, польщенные московским гостеприимством, они принесли в дар сосуды с крепким хмельным напитком. Любопытно, но должного впечатления этот продукт перегонки забродившего сока винограда не произвел. На Руси тогда отдавали предпочтение меду и пиву. И только в XV веке зерновую русскую водку начали производить - и не где-нибудь, а в монастырях! В зале музея процесс изготовления продемонстрирован с помощью модели первого самогонного аппарата, у которого стоит монах, держащий в руках змеевик - специальную резиновую трубку. В 1533 году в Москве был открыт "царев кабак" - первое питейное заведение.
Одни из самых ценных экспонатов - коллекции водочных изделий поставщиков императорского двора Бэкмэна и Смирнова. В музее хранятся красочные плакаты "Пьянству - бой" времен СССР. На них, кстати, возложена важная миссия - осуществление антиалкогольной пропаганды. Дело в том, что с недавних пор музей посещают целые классы школьников. На примере водочной эволюции ребятам рассказывают историю Отечества со всеми известными примерами негативного влияния сорокаградусной на человеческий организм и характер.
Впрочем, петербургский музей - не единственное учреждение культуры, решившее сделать главным экспонатом национальный горячительный напиток. В городе Угличе, на родине предков Петра Смирнова, вот уже пять лет существует Музей истории русской водки. В самом начале музей носил несколько диковинное название "Библиотека русской водки", что вызывало у посетителей много вопросов. Отвечали на них примерно так: карта вин существует, значит, может быть и библиотека водки - от А до Я. Сейчас от прежнего названия отказались. В основу экспозиции легло собрание старинных бутылок, найденных археологами на месте сгоревшего питейного дома Алексея Смирнова в деревне Гаврилово. В музее считают, что у водки тяжелый, негативный имидж. Улучшить репутацию можно, только преподавая водочный этикет. В музее также ведут антиалкогольную пропаганду: для школьных экскурсий приглашают врача-нарколога.
А для особого устрашения в зале висит отлитая копия "медали за пьянство", которую учредил Петр Первый. Медаль приковывали к шее горемыки, а весила она шесть килограмм восемьсот грамм. Добавлено в 12:41 Известно, что Петр Великий не чурался чарки, но не жаловал людей государевых, пристрастных к зелью. Особо не терпел тех, кто "под мухой" появлялся на службе или во время знаменитых петровских ассамблей надирался до положения риз. К таким пьянчугам по указанию царя применялись оригинальные меры наказания. Одной из выдумок Петра был потешный церемониал "награждения" провинившегося специальной медалью. Она имела форму восьмиконечной звезды величиной с тарелку, отливалась из чугуна и весила 17 фунтов (6 килограммов 800 граммов). На обеих сторонах медали выбита надпись "За пьянство". С помощью витой цепи "регалия" крепилась к разъемному обручу, который надевался на шею "героя" и закреплялся надежным замком. Награжденный не радовался такой "награде", скорее, наоборот. Выпивоха в течение целой недели носил на себе "награду". Так что тяжесть похмелья была весьма ощутимой.
© Анатолий Сафонов