Зачем строили этот огромный Купол и Почему он рухнул?

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) 1 [2] 3 4 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Korrizor
13.06.2020 - 20:56
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.07.18
Сообщений: 2790
Цитата (АндрейНовакА @ 13.06.2020 - 20:51)
корабли построенные в начале 20го века выдерживали по несколько торпед. и не разваливались под своим весом.

"выдерживали по несколько торпед" и "если бы корабли строили по нормам для машин и механизмов - они бы весили в 4-5 раз больше при том же водоизмещении" это тождественные утверждения или нет?
lol.gif
 
[^]
dedpixai
13.06.2020 - 20:57
13
Статус: Offline


дэтэктар унывава гавна

Регистрация: 1.11.15
Сообщений: 3859
Цитата (Daimond1984 @ 13.06.2020 - 20:22)
Теперь тут расположена установка "Аллюр" - стационарный имитатор электромагнитного импульса, аналогичный тому, что возникает при ядерном взрыве.

Установка Аллюр

Аллюр тож не очень рабочая, как погляжу

Зачем строили этот огромный Купол и Почему он рухнул?
 
[^]
Kakvse
13.06.2020 - 20:57
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.03.14
Сообщений: 27184
Цитата (Svolochina @ 13.06.2020 - 20:29)
Была ж Страна! Если не эти 3 пидарасы может уже и звездолеты были

рухнула страна - рухнул купол. вроде всё последовательно как положено.
 
[^]
DatoKartaviа
13.06.2020 - 21:00
0
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 3.04.19
Сообщений: 1693
Камрады, читаю и диву даюсь, насколько же я неграмотный. Ни черта не понял. Отчего же такая махина могла рухнуть. Правда, радует одно, фундамент остался. К советскому цементу вопросов нет.
 
[^]
АндрейНовакА
13.06.2020 - 21:00
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.04.19
Сообщений: 2331
Цитата (Korrizor @ 13.06.2020 - 20:56)
Цитата (АндрейНовакА @ 13.06.2020 - 20:51)
корабли построенные в начале 20го века выдерживали по несколько торпед. и не разваливались под своим весом.

"выдерживали по несколько торпед" и "если бы корабли строили по нормам для машин и механизмов - они бы весили в 4-5 раз больше при том же водоизмещении" это тождественные утверждения или нет?
lol.gif

да тождественны. корабли- имеют достаточный запас прочности. и не разваливаются под своим весом. как это советское "чудо".
 
[^]
MrRIP
13.06.2020 - 21:10
5
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 1.04.12
Сообщений: 3070
Цитата (shandib777 @ 13.06.2020 - 20:35)
Как же раньше наука и производство развиты были. Иногда натыкаешься на разрушенный оптимизированный советский завод и диву даёшься, будто на развалинах древней развитой цивилизации побывал.

Причём БОЛЕЕ РАЗВИТОЙ цивилизации...
 
[^]
Бокин
13.06.2020 - 21:27
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5287
Цитата (Kakvse @ 13.06.2020 - 20:57)
Цитата (Svolochina @ 13.06.2020 - 20:29)
Была ж Страна! Если не эти 3 пидарасы может уже и звездолеты были

рухнула страна - рухнул купол. вроде всё последовательно как положено.

Купол рухнул в 1985 г. Страна была ещё жива.
 
[^]
Korrizor
13.06.2020 - 21:28
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.07.18
Сообщений: 2790
Цитата (АндрейНовакА @ 13.06.2020 - 21:00)
да тождественны. корабли- имеют достаточный запас прочности. и не разваливаются под своим весом. как это советское "чудо".

Коэффициент запаса прочности элементов при постройке судна - от 1,2 до 3.
Коэффициент запаса прочности при постройке машины или механизма в машиностроении - от 3 до 12, в среднем 5-6.
И предельное состояние у корпуса судна считается по пределу прочности
а у машин и механизмов - по пределу текучести.
Поэтому судно редко живет более 10-15 лет(потом его скидывают папуасам, которые на нем еще 10-15 лет ходят-ремонтруют а дальше сдают на иголки)
а машинам очень часто бывает и по 50-60 лет
Типа пруф, секрет Полишинеля.
 
[^]
Daimond1984
13.06.2020 - 21:45
17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
еще наковырял.

Проект разрабатывали в институте «;Стальконструкция» (ЦНИИПСК). К работам приложили руку такие крупные фигуры, как зампред Госстроя СССР И. Н. Дмитриев и многолетний директор ЦНИИПСК, академик Н. П. Мельников, который умер за пару лет до начала строительства купола.
Спроектированная оболочка обладала потрясающей степенью симметрии. В нижней части купола она насчитывала 84 повторяющихся сектора в виде равносторонних треугольников, в средней - 42, а у вершины - 21 сектор. Такая симметрия классифицируется как циклическая группа 21-го порядка, то есть она состояла из 21 секторного элемента, каждый из которых простирался от основания до вершины сооружения.

Зачем строили этот огромный Купол и Почему он рухнул?
 
[^]
Daimond1984
13.06.2020 - 21:46
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
Роль несущей конструкции выполняла объёмная ферменная структура, состоящая из внешней и внутренней оболочек. Каждая оболочка представляла собой сеть из массивных стальных стержней, образующих равнобедренные треугольники, причём основания треугольников складывались в силовые пояса, образующие горизонтальные окружности на каждом уровне оболочки. Стержни были изготовлены на Челябинском заводе металлоконструкций из стали марки 09Г2С.
Между собой оболочки соединялись сетью из тонких сварных трубок. К внутренней стороне крепились обшитые алюминием панели подвесного потолка, начинённые минеральной ватой для тепло- и звукоизоляции. Общая толщина оболочки составляла 2,5 метра.

На фото хорошо видна сетка оболочки купола, ячейки которой были равнобедренными треугольниками с длиной стороны 9 метров.
К наружным поясам каркаса приваривалась мембрана толщиной в полтора миллиметра из атмосферостойкой стали марки 10ХНДП, что придавало внешнему виду купола сходство с яичной скорлупой.

Зачем строили этот огромный Купол и Почему он рухнул?
 
[^]
Daimond1984
13.06.2020 - 21:46
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
Купол опирался на фундамент из 63 бетонных опор, расположенных по кругу диаметром 231,7 метра.
Монтаж оболочки производился от основания к вершине блоками по два треугольных элемента без использования каких-либо поддерживающих конструкций. Первые 10 ярусов были собраны двумя башенными кранами, двигавшимися по кольцевому пути снаружи купола.



Зачем строили этот огромный Купол и Почему он рухнул?
 
[^]
Daimond1984
13.06.2020 - 21:46
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
Начиная с 11 яруса монтаж производился одним краном грузоподъёмностью 25 тонн, установленным внутри купола.
После блочного 21 яруса было собрано коробчатое кольцо диаметром 34 метра, на которое силовыми полиспастами подняли центральную часть оболочки весом более шестисот тонн.
Высота «капли» к концу строительства достигла 118 метров. Всего на неё ушло более 10 тысяч тонн стали и 363 тонны алюминия. Её экватор имел диаметр 236,5 метра и проходил на высоте 23 метров.

Зачем строили этот огромный Купол и Почему он рухнул?
 
[^]
Daimond1984
13.06.2020 - 21:47
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
В вершине купола было предусмотрено технологическое помещение диаметром 34 метра и массой 110 тонн, которое можно было расширить до 90 метров.
Купол оборудовали грузовыми подъёмниками на 5, 25 и 100 тонн, установленными на внутренней поверхности на высоте 106,7 метров. Для обслуживания наружной поверхности было смонтировано устройство в виде полуарки, внутри которой имелись грузопассажирский лифт и лестницы.

Зачем строили этот огромный Купол и Почему он рухнул?
 
[^]
Daimond1984
13.06.2020 - 21:47
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
...

Зачем строили этот огромный Купол и Почему он рухнул?
 
[^]
Daimond1984
13.06.2020 - 21:48
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
Строительство в основном завершилось к лету 1984 года, внутри велись отделочные работы. Следующая зима выдалась холодной и снежной. 25 января 1985 года в 7:45 купол обрушился. Есть сведения, что в течении нескольких дней перед этим с оболочки осыпались крепёжные болты и слышался треск.
Идущие на работу сотрудники института издалека увидели, как красные огни светоограждения, установленные на верхушке, плавно начали спускаться вниз. Воздух внутри сыграл для падающей оболочки роль амортизатора. Сторож, находившийся рядом с куполом, поначалу даже ничего не услышал и воспринял тревожный звонок за шутку. Потом, по свидетельству доцента МГИЭМ Л. А. Ашкинази, пришла ударная волна, такая, что идущих на работу людей сдуло с тропинки, а в институтском корпусе, стоявшем в нескольких десятках метров, сорвало с окон решетки и вдавило их в комнаты.
К счастью, в момент разрушения внутри купола никого не было, поэтому ни один человек не пострадал.



Зачем строили этот огромный Купол и Почему он рухнул?
 
[^]
Daimond1984
13.06.2020 - 21:48
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
Для расследования причин аварии была создана специальная комиссия, рассмотревшая различные версии.

Версия 1. Ошибки монтажа.
Комиссия выявила отсутствие должного контроля за геометрией сооружения в ходе монтажа, отсюда возникла одной из наиболее правдоподобных версий о том, что форма купола отличалась от проектной. Сборка велась навесным способом снизу вверх, погрешности монтажа, вызванные прогибами конструкции под собственным весом, накапливались, и в результате форма купола могла оказаться более «сплющенной», чем предполагалось. В этом случае верхушка купола могла работала не как свод, а скорее, как плита. Версия подкреплялась тем фактом, что во время строительства часть стержней теряли устойчивость. Причины перегрузки тогда устранили, но прогибы могли остаться. Также было выявлено, что отверстия под крепёжные болты сверлились не заранее, а по месту прямо во время монтажа, что также способствовало отступлению формы оболочки от проектной.

Версия 2. Некачественные материалы.
При проверка работы изготовителя конструкций были выявлены существенные недочёты. Не все силовые стержни были выполнены из стали повышенной прочности. Даже не были в полном объёме поставлены высокопрочные болты для несущей конструкции. Но это не объясняет, почему купол не обрушился ещё на стадии возведения.

Версия 3. Температурный перепад.
В январе 1985 года стояли морозы до -30°, а накануне обрушения наступила оттепель. Разница между температурой стержней внешней и внутренней оболочек могла внести в конструкцию значительную деформацию. Однако, полученные при поверочных расчётах значения напряжений не могли сами по себе привести к разрушению.

Версия 4. Аэростатическая нагрузка.
Упомянутый температурный перепад мог спровоцировать нагрузку, обычно не учитываемую при проектировании зданий. Из-за того, что во время морозов воздух внутри купола остыл, а наружный воздух нагрелся во время оттепели, возникла разность давлений, составившая около 10% от собственного веса конструкции. Это заметная величина, но купол был рассчитан на такую нагрузку.

В своём заключении экспертная комиссия отметила прогрессивность и технологические достоинства выбранной конструкции купола, эффективность применённого метода навесного монтажа крупных готовых блоков, позволившего возвести столь грандиозное сооружение в короткие сроки. В то же время она сочла недостаточными предварительные теоретические и экспериментальные работы по расчёту статической работы сооружения. Было обнаружено, что сопротивление элементов конструкции и их поведение в стадии монтажа и эксплуатации не учитывалось на должном уровне.

Вывода об однозначной причине катастрофы комиссия сделать не смогла. Было принято, что причиной стало неблагоприятное сочетание небольших погрешностей при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций купола. Несмотря на это, никто из проектировщиков и строителей купола не понёс наказания.
 
[^]
Регион82
13.06.2020 - 21:50
6
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 22.03.20
Сообщений: 242
Цитата (Korrizor @ 13.06.2020 - 20:49)
Цитата (ICELedyanoj @ 13.06.2020 - 20:43)
А как же запас прочности?

А никак. Есть огромное количество машин, изделий и строений, которые изначально работают в закритическом режиме.
Иначе их невозможно подогнать под тактико-технические требования или ТЗ.
Вот, к примеру, если бы корабли строили по нормам для машин и механизмов - они бы весили в 4-5 раз больше при том же водоизмещении.
А тут конструкция-оболочка. Тоже очень интересная штука.

В начале 80-х работал в одном НИИ и на крыше нашего здания были часы. Так вот обслуживала эти часы наша лаборатория. В те времена все было построено соответственно той эпохе. Блоки питания элементов управления индикации (обычные лампочки 75-100Вт) были построены на транзисторах П 210. Конструктор загнал их в режим +70 градусов, может даже и выше (как говорили слюна на корпусе шипел) и они работали практически без сбоев.

Это сообщение отредактировал Регион82 - 13.06.2020 - 21:55
 
[^]
cus1cot
13.06.2020 - 21:50
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 17.02.16
Сообщений: 568
Цитата (MrRIP @ 13.06.2020 - 21:10)
Цитата (shandib777 @ 13.06.2020 - 20:35)
Как же раньше наука и производство развиты были. Иногда натыкаешься на разрушенный оптимизированный советский завод и диву даёшься, будто на развалинах древней развитой цивилизации побывал.

Причём БОЛЕЕ РАЗВИТОЙ цивилизации...

А еще бывает, когда смотришь на отремонтированое нынешними строителями. Тож ужас тот
 
[^]
Синтетик
13.06.2020 - 21:59
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.11.17
Сообщений: 21174
Цитата (ICELedyanoj @ 13.06.2020 - 21:43)
...Ну, честно говоря, в любом случае так себе расчёт, если повреждение одной детали (да ещё и такое, что не помешало её установить) привело к обрушению всей конструкции. А как же запас прочности?

А у яйца охеренный запас прочности если его слегка разбить?
 
[^]
serg2773
13.06.2020 - 22:05
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.02.15
Сообщений: 3160
Список материалов впечатляет. Что несущий каркас, что наружная обшивка. Я не особо силён в строительстве, но версия про пересортицу крепежа считаю основной. Сооружение несомненно очень сложное и изящное.
 
[^]
Лякса
13.06.2020 - 22:15
6
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 21.01.17
Сообщений: 11866
Цитата (Daimond1984 @ 13.06.2020 - 21:48)
Для расследования причин аварии была создана специальная комиссия, рассмотревшая различные версии.

Версия 1. Ошибки монтажа.
Версия 2. Некачественные материалы.
Версия 3. Температурный перепад.
Версия 4. Аэростатическая нагрузка.
Упомянутый температурный перепад мог спровоцировать нагрузку, обычно не учитываемую при проектировании зданий. Из-за того, что во время морозов воздух внутри купола остыл, а наружный воздух нагрелся во время оттепели, возникла разность давлений, составившая около 10% от собственного веса конструкции. Это заметная величина, но купол был рассчитан на такую нагрузку.

А почему собственно сбрасывается со счетов разгар зимы (25 января, сразу после зимнего солнцестояния 21 января, самая длинная ночь, самые низкие температуры) и высокая снеговая нагрузка на конструкцию именно в этом году?
Это может сыграть роль дополнительных факторов повлиявших на прочность конструкции.

И почему-то бросается в глаза утверждение, что "во время морозов воздух внутри купола остыл, а наружный воздух нагрелся во время оттепели,". Какая оттепель в Истре 25 января? И уж тем более в 7-30 утра, до восхода солнца???

А кстати да: http://thermo.karelia.ru/weather/w_history...nth=1&year=1985 как раз 24 января 1985 года в Истре была самая высокая в месяце температура близкая к нулю градусов....
 
[^]
перст
13.06.2020 - 22:17
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.04.15
Сообщений: 3847
Цитата (Jakobjr @ 13.06.2020 - 20:39)
Нам на лекции в ВУЗе рассказывали, что обрушение произошло из-за повреждения одного из элементов конструкции во время транспортировки. Гл.конструктор умер от сердечного приступа до окончания расследования аварии, он был уверен в расчетах несущей способности. Но в последующем было доказано, что расчет не содержал ошибок, обрушение именно из-за повреждения детали.

распиздяйство
 
[^]
yurby81
13.06.2020 - 22:39
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.10.12
Сообщений: 6346
Спасибо,ТС,за интересный и познавательный пост. Никогда не слышал об этом проекте. Этот проект опередил своё время. Всегда поражался тем достижениям,изобретениям,машинам и агрегатам, которые были в СССР. Вот уж действительно были Люди, с большой буквы. Умы. Ученые,изобретатели, инженеры,проектировщики. Ээээх... А сейчас,засилье манагеров, продаванов,перекупов,жулья,ворья и проходимцев в всех мастей.

Это сообщение отредактировал yurby81 - 13.06.2020 - 22:41

Зачем строили этот огромный Купол и Почему он рухнул?
 
[^]
олдбич
13.06.2020 - 22:45
2
Статус: Offline


======!

Регистрация: 1.03.15
Сообщений: 4444
Цитата (ICELedyanoj @ 13.06.2020 - 20:43)
Ну, честно говоря, в любом случае так себе расчёт, если повреждение одной детали (да ещё и такое, что не помешало её установить) привело к обрушению всей конструкции. А как же запас прочности?

Ну бывают такие конструкции,когда они прочные только когда уже собраны,а в отдельности каждая деталь хрупкая.
Типа как куриное яйцо.когда яйцо целое,то оно имеет большой запас прочности,а сама по себе скорлупа весьма хрупкая.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Labuhon
13.06.2020 - 22:47
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.08.18
Сообщений: 1022
А,если вовнутрь нагнетать избыточное давление мож купол не рухнул бы...
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 48063
0 Пользователей:
Страницы: (6) 1 [2] 3 4 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх