Забытый бомбардировщик. Часть первая.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) 1 [2]   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
konigsadler
19.09.2017 - 01:04
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
С обострением обстановки на московском направлении все чаще самолеты стали уходить в бой днем, нанося удары по мотомеханизированным частям противника на дорогах, бомбардируя железнодорожные станции и мосты. В этих условиях главной угрозой для дальних бомбардировщиков, выполнявших несвойственные им боевые задачи оказались немецкие истребители. Вот как описывал один из своих вылетов известный летчик Молодчий, единственный из пилотов Ер-2 удостоенный звания Героя Советского Союза в 1941 г.:

Цитата
"... мы летим плотным строем. Наш бомбардировщик зажат в тиски двумя фашистскими истребителями с крестами на крыльях и фюзеляже. Ме-109 подошли так близко, что, казалось, даже зазоров между крыльями нашего самолета и их почти не было.
- Летящий справа что-то показывает, - докладывает воздушный стрелок Васильев.
- Покажи и ты ему, - вмешивается Панфилов.
Я вначале сделал вид, что, мол, не понимаю. Он повторил свои жесты. Стрелять, мол, не будет, потому что нам и так капут. Саша Панфилов не удержался и показал ему в ответ внушительную фигу.
И тут доклад штурмана: - Впереди цель, что будем делать?
- Бомбить, - отвечаю утвердительно. - Бомбить будем, Сережа.
- Тогда доверни вправо на три градуса.
Я довернул. К нашему удивлению, истребители сделали то же самое.
Еще несколько неописуемо длинных секунд, и наши бомбы полетели в цель.
И тут вражеские истребители поняли свой промах. Но для открытия огня им нужно занять исходное положение. А тут еще и зенитная артиллерия заработала. Им-то что - свои или чужие в воздухе. Ведь бомбы-то сыплются.
Воспользовавшись этим, я резко убрал газ, заложил крутое, недопустимое для бомбардировщика скольжение и камнем полетел к земле. Это произошло неожиданно не только для фашистских летчиков, но и для экипажа. И главная цель была достигнута. Истребители потеряли нас. А мы перешли на бреющий полет. И вот теперь-то, "облизывая" каждый овражек, каждый кустик, мы летели, едва не цепляя воздушными винтами землю. Благополучно прошли линию фронта, экипаж ликовал. Еще одна наша победа! Ни одна из сброшенных нами четырнадцати бомб не вышла за пределы железнодорожного узла".


(Молодчий)


Забытый бомбардировщик. Часть первая.
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 01:05
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Но не всегда встреча с "мессерами" заканчивалась столь удачно. 6 октября девятка Ер-2 из 421 полка под командованием капитана Андреева бомбила неприятельскую колонну на шоссе Вихляево-Юхнов. Обратно не вернулись два экипажа: командира группы (хвостовой номер - белая "1") и лейтенанта
Жильцова (голубая "1"). Немцам также пришлось несладко: по отчету полка, стрелки белой "восьмерки" Балобуто и Пшеничный сбили по "Мессершмитту", еще одного вражеского истребителя свалил сержант Павлович из экипажа голубой "четверки". Погода была безоблачной, поэтому, как утверждалось в боевых донесениях, падение горящих вражеских самолетов наблюдали многие1. 10 и 11 октября экипажи 420-го полка бомбили железнодорожный узел Рославль, добившись прямых попаданий в эшелоны и станционные сооружения. 14 октября тройка Ер-2 (один из самолетов пилотировал Молодчий) атаковала большую немецкую колонну на дороге Микулино-Калинин. Освободившись от бомб, самолеты снизились и обстреляли врага из пулеметов. На обочинах осталась догорать дюжина грузовиков.

Самый трудный день для 421 -го полка выдался, по-видимому, 18 октября. Напомним, что в середине октября, быстро продвинувшись, передовые немецкие части сумели захватить неповрежденными несколько стратегически важных мостов через Волгу в районе Калинина. Сорвать дальнейшее продвижение врага, разрушить с воздуха мосты - такую задачу получили все авиационные полки, имевшиеся под рукой у командования ВВС Западного фронта. В дело пошли даже четырехмоторные бомбардировщики ТБ-7, вылетавшие на задания днем, без истребительного прикрытия. Аналогичную задачу получил и гусевский полк. В малооблачную погоду, в 12:45 в воздух поднялась пара Морозов (голубая "2") и Гайворонский (хвостовой - "звезда"). Приблизившись к цели незамеченными, экипажи сбросили бомбы - по четыре ФАБ-250 и две ФАБ-100, но оба промахнулись. На боевом курсе самолеты были обстреляны зенитной артиллерией, а затем атакованы "Мессершмиттами", в результате чего оба загорелись и упали в лес. Погиб стрелок одной из машин, остальные члены экипажей впоследствии вернулись в полк. По их докладам, немцы также потеряли один истребитель.

Но боевую задачу требовалось выполнить любой ценой. В 15:07 на цель ушла уже тройка самолетов: Баленко (белая "4"), Бузовир (желтая "6") и Тыклин (белая "8"). Звено в точности повторило судьбу пары Морозова - Гайворонского: промах мимо моста, обстрел зениток, все самолеты на обратном пути сбиты истребителями противника, уцелевшие члены экипажей доложили об уничтожении одного Ме-109. Самолет Баленко горящим сел на поверхность Московского моря и, говорят, даже некоторое время держался на воде, дав возможность экипажу выбраться из машины. Третью, и последнюю попытку разбомбить мост в тот день предприняла пара Тихонова (желтая "3") - Тряпицына (желтая "8"), вылетевшая в 16:24. Погода заметно испортилась, небо затянуло облаками, что, с одной стороны, обеспечило скрытность, а с другой - затруднило прицеливание. Оба экипажа не сумели поразить цель, ближайшие разрывы легли с перелетом в 15-20 м от моста.

Спрятавшись в облаках, самолет Тихонова избежал атак неприятельских истребителей, а Тряпицыну пришлось отбиваться от одиночного Ме-109. Противниками полка в октябрьских боях выступали, по-видимому, летчики III/JG51. Во всяком случае, командир именно этой группы гауптман Леппла докладывал о проведенном 10 октября бое с "огромными русскими двухмоторными бомбардировщиками, формой крыла напоминавшими Ju87". Правда, в тот день о сбитых немцы не сообщали.

(безвозвратные потери 420 ДБАП)

Забытый бомбардировщик. Часть первая.
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 01:06
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Октябрь оказался последним месяцем эксплуатации "Еров" в 420-м АП. Совершив 154 боевых самолето-вылета, полк понес серьезные потери, утратив 30 машин из имевшихся у него 40. По категориям они распределились следующим образом: 11 самолетов были потеряны в боевых вылетах (четыре сбиты истребителями, два - зенитной артиллерией, пять - не вернулись с задания) и 19 бомбардировщиков - в авариях (15 случаев) и катастрофах (четыре случая). Погибли 11 летчиков, восемь штурманов, девять стрелков-радистов и 13 воздушных стрелков. Экипажи сбросили на противника около 200 т бомб и доложили об уничтожении трех истребителей противника. Оставшуюся матчасть с 5 ноября полк начал передавать в 421 АП. В декабре на базе 420-го и 212-го авиаполков был сформирован новый - 748-й (впоследствии 37-й Гв.БАП). Он получил на вооружение бомбардировщики ДБ-3Ф.

В гусевском полку дела складывались несколько удачнее. По состоянию на 16 октября в его боевом составе насчитывалось 20 самолетов, из них 14 исправных. Спустя 10 дней после описанных выше событий 18 октября часть располагала 14 машинами, в том числе девятью исправными. 28 октября Ер-2 летчика Кондратьева (голубая "9") после выполнения бомбометания по цели в районе Калуги подвергся атаке трех неприятельских истребителей: одного Ме-109 и двух Ме-110. В результате нескольких атак бомбардировщик получил 58 пробоин, два члена экипажа ранены, и все же пилот привел машину на свой аэродром. По докладам стрелков, один из нападавших Bf110 был сбит меткой очередью сержанта Санкевича. Чаще других в 421-м полку на боевые задания в октябре летали капитаны Галинский (11 вылетов на голубой "3") и И.Т.Щербатенко (девять вылетов, самолет с желтой "1").
22 октября 1941 г. наиболее отличившиеся экипажи ВВС РККА, в том числе пилоты и штурманы 420-го и 421-го авиаполков получили боевые ордена. В числе лучших, удостоенных орденов Ленина, были названы капитан Галинский, лейтенанты Баленко, Мирошников и Тыклин. Одновременно свою первую звезду Героя Советского Союза получил заместитель командира эскадрильи младший лейтенант Молодчий, а комполка Новодранов был награжден орденом Красного Знамени.

(безвозвратные потери 421 ДБАП)

Это сообщение отредактировал konigsadler - 19.09.2017 - 01:06

Забытый бомбардировщик. Часть первая.
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 01:07
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Ноябрь для 421 АП оказался заметно менее напряженным: всего 43 самолето-вылета и одна потеря - при взлете из-за отказа двигателя летчик Бойко вынужден был посадить "на живот" командирский Ер-2 (хвостовой знак - "звезда", второй с таким обозначением). Бомбардировщики летали ночью на полный радиус, имея целями Кенигсберг, Данциг, Тильзит и Варшаву. Двигатели многих машин почти полностью выработали ресурс, что ухудшало и без того не блестящие взлетные свойства, а тут еще снежные заносы... В ходе одного из вылетов тяжело нагруженный Ер-2 при взлете зацепился крылом за телеграфный столб, однако, как бесстрастно отмечено в отчете полка, "летчик продолжил выполнение задания, поскольку считал, что самое трудное - взлет - уже сделано". Судя по журналу боевых действий, в первой половине декабря полк отдыхал и приводил в порядок технику. На всех самолетах завершили установку стрелковых башен ТАТ с пулеметами БТ взамен малоэффективных МВ-3 со ШКАСами.

Вероятно, в это время произошло перераспределение бомбардировщиков между эскадрильями и их "перенумерация". В дальнейшем заметно чаще стали упоминаться самолеты с голубыми и белыми цифрами на килях, а вот желтая "5" осталась в одиночестве, зато появились красные с номерами "5" и "7" (скорее всего, из полка Новодранова). Одновременно в ДБА прошла реорганизация: 81-ю дивизию расформировали, авиаполк ТБ-7 сделали отдельным (с присвоением нового номера - 746), а гусевский полк, получивший номер 747, был включен во вновь созданную 3-ю ад под командованием Голованова. В конце года в боевом строю части имелось до 20 бомбардировщиков, в том числе 13-15 исправных. Две машины проходили восстановительный ремонт: одна в Сальске, другая в Раменском. Последние дни 1941 г. были отмечены высокой боевой активностью: 28, 29 и 30 декабря полк всем составом вылетал для нанесения ударов по скоплению танков и живой силы в районе Истры.

20 января 1942 г. четверка Ер-2 нанесла удар по штабу неприятельского соединения, расположившемуся в бывшем санатории НКВД в местечке Борок, что в 20 км западнее Смоленска. Отличились экипажи лейтенантов Гайворонского и Линева, метко сбросившие бомбы ФАБ-100 с высоты 150 м. Стрелки заявили, что в здание санатория угодили две-три бомбы, и по их оценкам в нем вряд ли кто-либо мог уцелеть. Но и полк нес потери: 15 января в результате атаки вражеских истребителей получила тяжелые повреждения одна из машин, 31 января погиб Ер-2 летчика Еременко, а 17 февраля из налета на Смоленск не вернулась голубая "8" летчика Горохова. Перебазировавшись в Кратово, 747-й ап переключился на ночные удары по аэродромам Орша, Смоленск, Брянск, Витебск, Ново-Дугино и по железнодорожным узлам Минск, Гомель, Брянск. Одновременно он вел ночную разведку в ближнем и дальнем тылу противника. Начальник аэрофотослужбы полка Крылов сумел удачно переделать "нормальный" дневной фотоаппарат АФА-Б в ночной, что способствовало заметному снижению потерь.

(Баленко слева)

Забытый бомбардировщик. Часть первая.
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 01:08
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
проведен анализ эффективности боевого применения дальних бомбардировщиков за первые восемь месяцев войны. В сообщении военинженера 1-го ранга Маркова, в частности, отмечалось: "дальний бомбардировщик обязательно должен быть ночным. Отсюда требования к простоте пилотирования (особо взлет и посадка), а также к наличию необходимого спецоборудования.

ДБ-3Ф для этой цели мало приспособлен, Ер-2 лучше, но разворачивается при взлете, что не было замечено при испытаниях. На дальнем бомбардировщике следует иметь двух летчиков, так как при продолжительности полета около 10 часов одному справиться трудно, а на Ер-2 нет даже автопилота3. При ночных полетах не было ни одного воздушного боя... В дневных условиях отмечались случаи, когда хорошо вооруженный дальний бомбардировщик (Ер-2) сбивал за один вылет два самолета противника... По боевой нагрузке Ер-2 также превосходил ДБ-3Ф. Последний обычно брал 1000 кг бомб, а Ер-2- до 1500 кг..."
Таким образом, общий вывод был сделан в пользу ермолаевского бомбардировщика. Однако уцелевшие самолеты Ер-2 все чаще выходили из строя по причине интенсивной эксплуатации и отсутствия запчастей. Число исправных машин в 747-м ап ДД, выведенном из состава 3-й ад и ставшим отдельным, весной 1942 г. обычно не превышало шесть-восемь единиц, а ждать пополнения "Ерами" не приходилось. Вместе с тем, в полку чувствовался избыток высококвалифицированных "безлошадных" экипажей.

В последний день мая из-за нелепой ошибки зенитчиков, прикрывавших аэродром Кратово, при заходе на посадку был сбит Ер-2 голубая "1". Погиб экипаж пилота Калинина. В следующем месяце полк впервые за полгода пополнился техникой: ему передали четыре бомбардировщика В-25, полученные по ленд-лизу. Эти машины не имели бортовых номеров. Использовались они, главным образом, в качестве разведчиков в интересах штаба АДД. Чаще других на заморских самолетах летали на задания летчики Черноморец и Висковский. Оба пилота в июле-августе совершили несколько вылетов и на "Ерах" с необычными красными хвостовыми номерами (возможно, это были Ер-2 с АМ-35А, полученные после ремонта с ермолаевского завода).

В августе 1942 г. 747-му ап довелось непродолжительное время участвовать в оборонительных боях на сталинградском направлении. В один из дней красная "7" пилота Висковского подверглась нападению звена Ме-109. Стрелок Абдулин из верхней установки сумел подбить два вражеских истребителя, но и "Ер" получил тяжелые повреждения при вынужденной посадке. В дальнейшем машина с таким номером в боевых действиях не участвовала. По состоянию на 4 августа 1942 г. в части осталось всего десять Ер-2. К концу года их количество уменьшилось до восьми, а к началу апреля 1943 г. - до шести. На последнем этапе в строю оставались только машины с голубыми хвостовыми номерами "2", "3", "4", "5", "8" и "9". 8 апреля 1943 г. тройка Ер-2 2М-105 выполнила последний боевой вылет. В том же месяце уцелевшие ермолаевские бомбардировщики были переданы в Челябинскую школу штурманов АДД, а полк начал перевооружение на Ил-4". Сменилось и руководство: 17 июля 1943 г. в командование полком вступил ветеран части майор Галинский.


Забытый бомбардировщик. Часть первая.
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 01:09
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Развертывание серийного производства Ер-2 с дизелями АЧ-30Б привело к созданию новых авиационных частей, которые должны были эту технику эксплуатировать. В соответствии с постановлением ГКО №5384 от 13 марта 1944 г. началось формирование полков в нескольких корпусах АДД.

Понимание, что самолет наверняка потребует доводки, а также отсутствие необходимого количества бомбардировщиков для укомплектования всех авиачастей весной 1944 г вызвали не совсем обычное решение - не перевооружать имеющиеся полки, ведущие боевую работу, а сформировать совершенно новые. Все семь развернутых авиаполков получили по каким-то причинам неиспользованные ранее "трехсотые" номера (к этому времени в составе ВВС и АДД имелись уже и "девятисотые", и даже "тысячные" полки!).
В апреле 1944 г. при управлении 1-го гвардейского авиакорпуса ДД началось формирование 326 АПДД на самолетах Ер-2.

По штату каждый полк должен был иметь 208 офицеров, 233 сержанта и старшины, 32 самолета Ер-2 и один У-2. Командиром 326-го полка назначили бывшего заместителя командира 17 Гв.АП ДД подполковника Маркова. Комплектование производилось преимущественно за счет 1 -й и 6-й гвардейских авиадивизий ДД. Правые летчики поступали из школ АДД, младший техсостав - из Челябинского военного авиационного училища, 27-й ЗАБ и Ижевской авиашколы. В декабре 1944 г, в ходе реорганизации АДД в 18 ВА, 326 АП вошел в состав 16 гвардейской бомбардировочной авиационной Сталинградской дивизии.

Вторым полком на самолетах Ер-2 в 1 Гв.АК ДД стал 330 АПДД (командир - майор Петруня). Его формирование было начато еще в марте 1944 г. при 8 АК ДД, откуда прибыли все командиры, начиная от комэсков и выше, позднее полк передали в 48-ю Рижскую авиадивизию ДД. В апреле 1944 г. руководящий состав инженерно-технической службы вновь сформированных полков Ер-2 проходил сборы при заводе №500 в Тушино, где изучал конструкцию и правила эксплуатации дизелей. На сборы привлекались заместители командиров полков по ИАС и инженеры эскадрилий. В июне-сентябре на аэродроме Астафьево было организовано переучивание летчиков - по два-три человека от каждой части, в основном это были командиры полков, их заместители по летной подготовке, а иногда - один из комэсков. Впоследствии именно им пришлось "ставить на крыло" остальной летный состав, прибывавший в части Ер-2. По состоянию на 1 января 1945 г. в 1 Гв.БАК имелось 12 Ер-2 (а также 285 Ил-4 и 17 В-25). Вплоть до конца войны оба полка не успели полностью укомплектоваться и завершить подготовку, поэтому в боевых действиях они участия не принимали.

В составе 2 Гв. Брянского бомбардировочного авиакорпуса в начале 1944 г. была сформирована единственная полнокровная дивизия, вооруженная бомбардировщиками Ер-2. В соответствии с решением командования ВВС КА она стала первоочередным "потребителем" продукции завода №39 и ускоренно комплектовалась личным составом.

В декабре 1944 г. в связи с реорганизацией АДД все ее боевые полки сменили наименования - с "АП ДД" на обычные "БАП", при этом номер "обычных" (не гвардейских) частей сохранялся. Труднее оказалось с гвардейскими авиаполками, авиадивизиями и авиакорпусами ДД - ведь в ВВС имелись их "двойники" с такими же номерами. Командование ВВС приняло следующее решение: за гвардейскими авиакорпусами АДД нумерацию сохранили, а соответствующие соединения ВВС получили новые порядковые номера. Зато всем гвардейским полкам и дивизиям АДД нумерацию пришлось сменить.

В начале 1945 г. в составе 3 Гв.БАК (бывшего 7-го АК ДД) имелся еще один авиаполк, вооруженный самолетами Ер-2 - 333 БАП. До середины марта полк возглавлял гвардии подполковник Аркатов, а позднее - гвардии майор Засорин. Поскольку в 1944 г. эта авиачасть получила всего три бомбардировщика, а в апреле 1945 г. исправные "Еры" в ней отсутствовали, то очевидно, что боеготовой она стать не успела и в боевых действиях не участвовала. Следует отметить, что в декабре 1944 г при передаче полка в 3 Гв.БАК прежний "хозяин" - командование 6 АК - изъял всех подготовленных техников и механиков, оставив 333 БАП практически без специалистов по "Еру". В июле 1945 г. полк приказом командующего 18 ВА был передан в состав 48 БАД. К концу 1945 г. в нем имелось по шесть бомбардировщиков Ер-2 и Ли-2.

(Плохов)

Забытый бомбардировщик. Часть первая.
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 01:10
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Таким образом, накануне реорганизации АДД располагала семью недоукомплектованными авиаполками "Еров". Кроме того, главный маршал авиации Голованов подготовил план перевооружения еще пяти авиаполков Ил-4 на самолеты Ер-2 в течение 1945 г. По мнению командования АДД, в конце 1944 г. даже с учетом выявившихся дефектов ермолаевский бомбардировщик имел заметное преимущество перед "Илом". Вероятно, двенадцать полков Ер-2 должны были составить основу предполагавшегося к формированию соединения – 9 АК ДД. Однако этим планам Голованова не суждено было осуществиться.

В апреле 1945 г. два полка "Еров" - 327 и 329 АП приняли участие в боевых действиях. Первый боевой вылет оба полка совершили 7 апреля 1945 г. В этот день 17 наиболее подготовленных экипажей приняли участие в дневном массированном налете советской дальнебомбардировочной авиации на Кенигсберг. Начальник штаба дивизии подполковник Дубяго вспоминал: "Полет по маршруту проходил в благоприятных условиях до Бреста, мы не видели ни одного самолета. По проходе Брест справа и слева стали появляться самолеты нашей группы Ер-2. Почти до самой цели на небольшом удалении от нас шел самолет №53, а сзади №49. Сначала мы изредка перегоняли самолеты Ил-4 других соединений, а при подходе к цели они стали появляться все чаще и в больших количествах...

В районе самой цели мы наблюдали красочную картину. Город Кенигсберг был уже объят пламенем пожаров. Множество кварталов заволокло облако черного дыма. На цель заходили все новые и новые группы самолетов - Ил-4, Ли-2 и Б-25. Высота полета бомбардировщиков не превышала 3000 м, а выше их, примерно на 3500 - 4000 м барражировали 20-30 истребителей Ла. Зенитная артиллерия вела огонь - слабый, примерно двухбатарейным составом орудий, впоследствии и этот огонь прекратился. Мы были над целью 10 минут, за это время около 100 самолетов на наших глазах сбросили бомбы на Кенигсберг. Новые волны бомбардировщиков все шли и шли. Мне кажется, что в ударе по Кенигсбергу 7 апреля 1945 г. участвовало 500-600 бомбардировщиков. Весь город горел, дым пожаров расстилался на несколько километров. Некоторые бомбардировщики (особенно Б-25) снижались чуть ли не на бреющий полет и обстреливали цель из пулеметов..."

За выполненное боевое задание личный состав, участвовавший в нанесении удара по Кенигсбергу, получил благодарность от Верховного Главнокомандующего. Уже 9 апреля Кенигсберг пал. Об этом необычном для дальних бомбардировщиков дневном массированном ударе с восторгом вспоминал в своих послевоенных записках Голованов, Он даже несколько преувеличил результативность налета, написав, будто "крепость, т. е. все то, что составляло цель, было, по сути дела, стерто с лица земли..."
Впоследствии экипажи 327 и 329 полков летали на бомбежку Зееловских высот и Берлина. Всего они совершили 14 и 61 боевой самолето-вылет, соответственно. Боевые потери оказались небольшими: один самолет был подбит зенитками и совершил вынужденную посадку на своей территории, второй потерпел катастрофу при взлете из-за обстрела группой бандеровцев. Получили повреждения от огня зенитной артиллерии еще четыре машины. Все остальные авиаполки Ер-2 из 18 Гв.БАД и других соединений 18 ВА в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны участия не принимали. Разумеется, роль "Еров" "второго издания" в войне следует признать чисто символической. Для сравнения: только за март 1945 г. соединения 18 ВА совершили 5126 боевых самолето-вылетов (из них 1 864 на Ил-4,1846 на В-25, 1224 на Ли-2).

По отзывам летного и технического состава полков "материальная часть самолета Ер-2 показала себя надежной и простой в эксплуатации, однако она имела целый ряд конструктивных недоработок..." Важнейшим недостатком машины специалисты ВВС считали то, что "моторы АЧ-30Б оказались ненадежными, главным образом по причинам производственного характера..." Отмечались также большие усилия на органах управления, неважная работа тормозов, неравномерная выработка горючего из баков, тенденция к развороту на взлете и долгий разбег.

Аварийность Ер-2 в строевых частях была довольно высокой. Так, в 330 БАП за три первых месяца 1945 г. произошло шесть аварий (а всего в полку имелось восемь машин). Правда, немалая доля вины лежала на слабо подготовленных пилотах. К примеру, гвардии младший лейтенант Скороходов 3 марта при посадке высоко выровнял самолет, из-за чего оказалась сломана одна из опор шасси, а 23 мая он же не удержал машину на пробеге. В результате произошел непроизвольный разворот, бомбардировщик влетел в канаву, снес шасси и оторвал мотогондолу. Отказы моторов также вносили свой вклад: 27 марта 1945 г. младшему лейтенанту Шавырину пришлось сразу после взлета сажать машину на лес. Происходили казусы и с более опытными летчиками. К примеру, 30 ноября 1944 г. в аварию попал командир 326 АП ДД подполковник Марков, на самолете которого во время пробега лопнула камера колеса. Не повезло и комэску Алину из 332 АП ДД: 19 октября 1944 г. ему пришлось вынужденно посадить бомбардировщик "на живот" из-за отказа одного из двигателей.

Впрочем, "Ер" был отнюдь не единственным самолетом в АДД, для которого отказ двигателя на взлете означал по меньшей мере аварию. То же самое происходило с Ли-2, моторы которых частенько внезапно выходили из строя после 20-30 часов налета. Но в целом отношение экипажей к машине сложилось вполне благожелательным. Нравилось, что летчиков два, а значит - меньше утомляемость в длительных полетах. Нравилось мощное оборонительное вооружение, большая бомбовая нагрузка, прочность и основательность конструкции. Летавший на "Ерах" штурманом Черниговский вспоминал: "Машина, как правило, щадила экипаж в случае аварийной посадки, даже если она производилась на лес. Спасали те самые моторы, из-за отказа которых самолет падал, ведь удар приходился в первую очередь на них. Кроме того, дизельный Ер-2 практически никогда не горел - керосин гораздо хуже воспламенялся по сравнению с бензином".


Забытый бомбардировщик. Часть первая.
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 01:10
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Сравнение машин

В Люфтваффе не было специализированного дальнего двухмоторного бомбардировщика. Их самолёты изначально строились более крупными, по сравнению с советскими. Такой подход обеспечивал большую тактическую гибкость машин: на малую дальность они могли нести бомбовую нагрузку до 3000 кг, а на большую дальность до 1000 кг. Нередко с одного аэродрома немецкие бомбардировщики наносили удары по объектам, расположенные как на северном, так и на южном участках Советско-германского фронта.

(Не-111)

Забытый бомбардировщик. Часть первая.
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 01:11
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
В начальный период войны ближайшим аналогом Ер-2 был He-111 H-5 c двигателем Jumo 211D-1. Дальностью полёта 3200 км при бомбовой нагрузке 500 кг. С бомбовой нагрузкой 2500 кг дальность составляла 1000 км. Оборонительное вооружение Хейнкеля уступало советскому (пулемёты 7,92 мм против 12,7 мм).

Do-217E не получил широкого распространения из-за двигателя - основным потребителем звезды BMW-801 были FW-190.

(Do-217K - вариант ночного истребителя)

Забытый бомбардировщик. Часть первая.
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 01:12
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Рабочей лошадкой Люфтваффе был Ju-88A. Самый массовый немецкий бомбардировщик всей Второй мировой войны.

Юнкерс имел более высокую крейсерскую скорость полёта, чем Хейнкель и более бронирован. Однако дальность полёта 3400 км можно было получить уменьшением нагрузки до 1000 кг и установкой дополнительного бака на 600 л. Если же подвесить два дополнительных бака, то дальность возрастёт до 4100 км, но нагрузка составит всего 500 кг.

(Ju-88)

Забытый бомбардировщик. Часть первая.
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 01:12
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Неспособность Люфтваффе бомбардировочными ударами повлиять на экономику противника отмечалась немцами как серьезный недостаток.

Среди машин союзников следует отметить В-25. Если ВВС США использовали его как фронтовой бомбардировщик, то в ВВС КА он использовался как дальний. Правда бомбовая нагрузка в последнем случае составляла не более 1400 кг. Основными плюсами американца были мощное оборонительное вооружение, живучие и надёжные звездообразные двигатели.


Забытый бомбардировщик. Часть первая.
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 01:13
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Сводная таблица машин.

На этом всё.

Забытый бомбардировщик. Часть первая.
 
[^]
Starfire
19.09.2017 - 01:40
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.05.16
Сообщений: 1003
Судя по всему хорошая машина была, но с большим количеством "детских болезней", да и удручают потери в начале войны от дружественно огня из-за полной неразберихи и незнания пилотов "ястребков", некоторых типов советских самолётов. Даже тогда ещё старлей Покрышкин после войны признался, что свой боевой счёт открыл 22 июня со сбития своего же советского СУ-2, из-за того, что банально не знал о существовании подобной машины в ВВС РККА. PS имхо а Ер-2 в условиях полной неразберихи, действительно можно было за "карандаш" Do-17 принять, из-за двухкилевого хвоста, да и мордой Ер-2 почти вылитый Хейнкель 111.

Это сообщение отредактировал Starfire - 19.09.2017 - 01:57

Забытый бомбардировщик. Часть первая.
 
[^]
poqx
19.09.2017 - 01:51
1
Статус: Offline


ви-ip

Регистрация: 21.10.14
Сообщений: 736
хороший псто . но зачем его было разбивать на две части?
рукожопы по 7 страниц фоток наваливают и нонрмально
 
[^]
лютыйзверь
19.09.2017 - 02:05
2
Статус: Offline


лютый

Регистрация: 27.04.16
Сообщений: 33036
Цитата (Starfire @ 19.09.2017 - 01:40)
Судя по всему хорошая машина была, но с большим количеством "детских болезней", да и удручают потери в начале войны от дружественно огня из-за полной неразберихи и незнания пилотов "ястребков", некоторых типов советских самолётов. Даже тогда ещё старлей Покрышкин после войны признался, что свой боевой счёт открыл 22 июня со сбития своего же советского СУ-2, из-за того, что банально не знал о существовании подобной машины в ВВС РККА. PS имхо а Ер-2 в условиях полной неразберихи, действительно можно было за "карандаш" Do-17 принять, из-за двухкилевого хвоста, да и мордой Ер-2 почти вылитый Хейнкель 111.

Это была отвратная машина из которой ничего не получилось. Чаромский враг народа, Ермолаев понторез. Случай с логарифмической линейкой в кабинете Сталина говорит о нём как о Остапе Бендере от авиастроения.
 
[^]
Mark1322
19.09.2017 - 02:53
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.05.16
Сообщений: 1418
Про транспортный вариянт для Сталина будет?
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 07:38
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Цитата (Mark1322 @ 19.09.2017 - 02:53)
Про транспортный вариянт для Сталина будет?

В первой части про Ер-2ОН написано.
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 07:39
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Цитата (poqx @ 19.09.2017 - 01:51)
хороший псто . но зачем его было разбивать на две части?
рукожопы по 7 страниц фоток наваливают и нонрмально

Так неудобно? Лучше всё в одной теме писать?
 
[^]
Nomadru
19.09.2017 - 07:57
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 8.04.11
Сообщений: 741
Цитата (Mark1322 @ 19.09.2017 - 02:53)
Про транспортный вариянт для Сталина будет?

Было в первой части
 
[^]
Nomadru
19.09.2017 - 08:00
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 8.04.11
Сообщений: 741
Замечательные посты. Про ДБ-3Ф было бы интересно узнать, была у меня книжка "На крыльях АДД", про работу дальних бомберов очень грамотно написано.
 
[^]
Teplenkiy
19.09.2017 - 20:39
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 19.01.16
Сообщений: 455
Спасибо ТС! Отличный пост. Тщательно описаный, как на этапе проектирования бомбордировщика, "танцы с партией" и интриги руководителейКБ. Ввод в строй самолётов, освоение пилотами и их подготовка. Летопись машин... Отлично! С большим удовольствием буду ждать следующих постов.
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 22:54
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Цитата (Teplenkiy @ 19.09.2017 - 20:39)
Спасибо ТС! Отличный пост. Тщательно описаный, как на этапе проектирования бомбордировщика, "танцы с партией" и интриги руководителейКБ. Ввод в строй самолётов, освоение пилотами и их подготовка. Летопись машин... Отлично! С большим удовольствием буду ждать следующих постов.

Про Спитфайр опубликовал. Неинтересно про авиацию, похоже. cry.gif
 
[^]
McLeen
19.09.2017 - 23:24
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.05.11
Сообщений: 531
Про Бартини и его "Стали" читал в книге. Он "отец" экранолетов, кстати.
Что бы было, интересно, если бы не загремел в шарагу?
 
[^]
konigsadler
19.09.2017 - 23:42
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Цитата (McLeen @ 19.09.2017 - 23:24)
Про Бартини и его "Стали" читал в книге. Он "отец" экранолетов, кстати.
Что бы было, интересно, если бы не загремел в шарагу?

В шараге он продолжал работать. За что туда попал - не знаю. Но вот Поликарпов туда не попал, Сухой туда не попал. У Бартини были грандиозные проекты, но ведь надо опираться на возможности промышленности. Забыл название книги (она издана ещё в СССР) - посвящена как раз ему. Интересно было читать.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 6746
0 Пользователей:
Страницы: (2) 1 [2]  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх